Дорогие дороги. Что останется от нынешнего ремонта к следующей весне?

20:42 04.10.2013 Общество 4457 просмотров

    Сургутские чиновники на этой неделе с гордостью демонстрировали горожанам отремонтированные дороги. Как и было обещано полгода назад, повесив на машины желтые стикеры с надписью «Какой мэр, такие и дороги», они отправились автоколонной по городу, чтобы оценить результаты ремонтной кампании. И надо сказать, что сотни миллионов, полученных из окружного бюджета и направленных на самые разбитые улицы, действительно превратились в ровненький асфальт. Наверное, по-другому и быть не могло. Когда деньги из региональной казны выделяются — дороги делаются, когда нет — местный мэр виноват. По тому самому принципу — кто-то     же должен быть виноват… Может, именно поэтому сам глава не захотел в этот раз ездить с желтым стикером.

    Это мне на память.

    Вы не будете никуда её приклеивать, оставите себе?

    Я её высушу, оставлю себе, положу до следующего года. На следующий год когда поедем, только у меня будет такая наклейка.

    Оно и правильно. Качество дорог — вещь относительная, а память останется. Мы же ведь все понимаем, что вслед за осенью и зимой все равно наступит весна. Свежие ямы и колдобины вновь будут автолюбителей раздражать, а чиновников в этот момент будет греть мысль об осени, когда снова можно продемонстрировать результаты ремонтной кампании.

    В общем-то, это такая круговортная история про времена года и объемы финансирования. Но даже гордые в этот раз чиновники всё равно признают, что освоение 500 миллионов в сезон помогает не довести совсем все до разрухи. Например, 40 миллионов в 2009 году хватало вообще только на ямки. Расхлебываем до сих пор. А чтобы кардинально ситуацию изменить, нужны миллиардные вложения. И это не просто текущий ремонт, но и масштабные реконструкции половины проспектов, строительство новых автотрасс с развязками и, возможно, даже эстакадами. Только так можно вернуть Сургуту такой предмет гордости, как дороги. А пока нам ничего другого не остается, как оценивать свое положение дел, оглядываясь на более бедные регионы и города. Вроде как и не хуже всех, но и гордиться-то тоже нечем.

     «Вы поговорите с теми автомобилистами, кто своим ходом ездил по России-матушке в этом году. Вот у них надо спросить, с какими наклейками они приехали», — говорит Дмитрий Попов.

    Спросить решили у людей из науки. Тех для, кого банальное финансирование или времена года не являются корнем зла. Герой нашего следующего сюжета вряд ли бы повесил себе на машину стикер про мэра. Вернее, только про мэра. Он уверен — качество дорог зависит и от научных разработок, которые есть в Сургуте, и от технологий, которые успешно применяются в мире, ну и, конечно, от управленцев, которые могут всего этого просто не видеть.

     «У них гарантийный срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия без разрушения не меньше 10 лет. От 10 до 20 лет, в разных странах по-разному. Финляндия — до 20 лет срок эксплуатации без ремонта. А у нас только теперь ввели 3 года, раньше было 3 года без материальной ответственности», — говорит директор института естественных и технических наук СурГУ Виктор Нехорошев.

    Если бы проспект Пролетарский служил сургутским автолюбителям верой и правдой хотя бы лет 10, то это буквально перевернуло бы в том числе и моё представление о дорогах. А то ведь что получается, на одной части проспекта ремонт летом сделали, а заезжаешь сюда всё равно с опаской. Как — то не верится, что здесь появилось полноценное дорожное покрытие. Так что по привычке крадёшься по нему как по минному полю, опасаясь какой-нибудь ямы или, чего хуже, торчащей арматуры.

     «Когда-то, лет, наверное, 8 назад мэр Томска Макаров небезызвестный ездил в Америку, разговаривал с мэром Нью-Йорка. Александр Сергеевич задал мэру Нью-Йорка вопрос: „А как вы проводите ямочный ремонт?“. Тот 15 минут не мог понять, что это такое, ему переводили. Когда он понял, спросил: «Откуда у вас на дороге ямы-то берутся? У нас их вообще нет». У них основание под дорогу — 60 сантиметров железобетона как минимум, поэтому ям там нет, а слой асфальта у них маленький — максимум 10 сантиметров. Гарантированный срок службы таких дорог — 50 лет без ремонта, — рассказывает Виктор Нехорошев. — Кто придумал и когда внедрил ямочный ремонт? По крайней мере для меня это загадка. Но дороги наши без заплаток представить сегодня невозможно. Поначалу это казалось чуть ли не панацеей — и денег бюджетных в разы меньше тратят, и движение особо не ограничивают… Но результат ожиданий не то что не превзошел, он их не оправдал. С сургутских улиц это чудо инженерно-дорожной мысли так же быстро исчезает, как и появляется, оставляя после себя всё те же бесконечные ямы».

    Сургутский ученый раскрыл еще один «секрет» западных дорожных служб: «Они всю зиму подбирают состав асфальтобетона, подходящий для данной местности, состав, оптимальный по стоимости, по используемым материалам, чтоб местное сырьё использовалось и чтобы асфальтобетон служил как можно больше. У них есть испытательные стенды, они накладывают слой асфальтобетона, испытывают его на прочность, на изгиб, на вибрацию, на продавливание».

    На территории нашей необъятной Родины с совершенно различными климатическими условиями, от субтропиков до крайнего севера, подобных лабораторий просто нет. Правильно, зачем велосипед изобретать? Всё, как говорится, придумано до нас, обкатывалось, вернее, в асфальт закатывалось, десятилетиями. Так что эксперименты пусть на западе ставят, если уж им деньги девать некуда. А мы как-нибудь     по старинке…

     «Самая главная характеристика — это прочностные свойства асфальтобетона, его эластичность, для этого добавляют, например, венесуэльский битум. Он считается самым лучшим битумом в мире. Европейские дорожно-строительные компании этот битум закупают в Венесуэле, его плавят, загружают в танкеры, привозят в Европу и в любую композицию добавляют от 5 до 10% венесуэльского битума. Кроме того, добавляют специально полученные полимеры», — говорит Виктор Нехорошев.

    Что бы ни говорили о научном потенциале Сургута, полимер для битума, который смешивается с асфальтобетоном, что, в принципе, увеличивает срок службы дороги в 2 раза минимум, здесь разработать смогли. Причём на тонну асфальта надо всего около 1,5 килограммов вещества. В переводе на деньги — это порядка 50 рублей. Но применять его здесь почему-то не стали. Да ещё и поставщик сырья, крупнейший производитель полимеров, сырьё это самое поставлять передумал. Так что закрыли инновационное предприятие на клюшку — до лучших времён, если они конечно когда-нибудь     настанут.

     «Во всем мире примерно 80% финансов идёт на строительство новых дорог и капитальный ремонт существующих, а у нас в стране наоборот, 80% идёт на ямочный ремонт дорог, а только 20% идёт на капитальный ремонт и строительство новых», — объясняет ученый.

    Один из самых долгожданных объектов последних лет — улица Университетская. Кстати, обещают, что ездить здесь можно будет после 15 октября. Вот, пожалуй, и все примеры, ни одного капитального ремонта, а тем более строительства новых дорог, в этом году не было. Причин много, в том числе и объективных. В первую очередь это, конечно, недостаточное финансирование и необходимость поддерживать существующие магистрали в мало-мальски сносном состоянии. Но! Как бы лет через несколько нам не пришлось ездить по одним сплошным заплаткам. А самое плохое в этой истории, что даже для Сургута, города, дороги которого раньше сравнивали с европейскими, это может стать нормой.

    Пока дело до заплаток еще не дошло, но местным чиновникам очевидно — упускать время и тем более окружные деньги нельзя. Много это или мало, но 17 процентов отремонтированных городских магистралей за 2 года — это все-таки результат, которым не каждый город похвастаться может. Но нам, жителям, все равно будет казаться, что весенняя колдобина под колесом именно нашей машины появилась не просто так, а по чьему-то злому умыслу, а точнее будет сказать — бездействию. И именно на том месте, где всегда и была. Согласитесь, то, что каждый год делают и переделывают одни и те же дороги, а все безрезультатно — это самое распространенное недовольство сургутских автолюбителей.

    Чтобы развеять мифы, в департаменте городского хозяйства создали даже специальный интернет-ресурс: dorogi.admsurgut.ru. Если кликнуть на карте, там появляется необходимая информация о состоянии участка: кто из подрядчиков ремонтировал его и когда именно. Идея неплохая. Мол, мифы развеются, а среди ответственных за дороги, помимо мэра, станут очевидны и другие персонажи. Кто знает, может даже появятся на пресловутых желтых стикерах. Но при этом умнее во многих специфических вопросах дорожного строительства, бюджетообразования и вообще городского управления мы вдруг не станем. А поэтому всегда будем смотреться с колокольни чиновников дилетантами и даже популистами, требуя непонятно чего. О том, что волнует всех горожан, мы спросили директора департамента городского хозяйства Владимира Базарова.

    Владимир Васильевич, сургутские автолюбители постоянно говорят о недоремонтах, о работах, якобы проводимых на одном и том же участке ежегодно. Так ли это?

    Ощущение недоремонтированности есть, оно и у меня есть, я этого не скрываю. Но надо понимать, что в последние 5 лет было очень серьезное недофинансирование, мы только второй год как-то     вышли на нормальные цифры, которые позволяют весь город закрыть. В прошлом году мы ремонтировали 7% поверхностей дорог, в этом к 10% приближались. То есть, если мы будем делать как в этом году, чтобы нам отремонтировать все дороги, которые стоят на балансе муниципалитета, нам нужно как минимум 10 лет. Разговор о том, что мы каждый год на одних и тех же местах ремонтируем, далек от истины. Да, когда мы делаем ямочный ремонт, не сплошным асфальтированием, естественно, на следующий год это будет разваливаться опять. Понятно, что в идеале нужно делать все сплошным асфальтированием, тогда к участку порядка 5 лет можно не притрагиваться. Но не можем мы себе этого позволить на сегодняшний день. Мы сделали электронный ресурс, и там за последние 3 года все ремонты показаны.

    Какой сегодня минимальный срок службы дорожного полотна и отчего он зависит?

    Что касается продолжительности, нормативный срок службы — 5 лет, и надо сказать, что климатические условия у нас достаточно своеобразные. Весной и осенью до 100 переходов через 0 градусов, а для дорог это самая страшная ситуация. Не страшны морозы, жара, страшно, когда температура меняется с плюса на минус. Вот сегодня как раз такая ситуация: вода сейчас подтаяла, она в щели попадёт, ночью замёрзнет, лед выдавит эти кусочки, машины поедут, начнут это разбивать. Буквально две недели назад у нас была делегация Канады, на встрече с коммунальщиками руководитель делегации сказал, что он поражён качеством дорог в городе Сургуте. Он из Квебека или Ванкувера, я забыл, и он сказал, что в его городе качество дорог гораздо хуже, спросил, как нам удаётся. Только ежегодным ремонтом, больше никак.

    Использует ли город инновационные технологии, возможно, подходы к строительству либо ремонту дорог, и как это скажется на качестве дорожного полотна?

    Мы хотим понять, какой материал наиболее эффективен в нашем регионе, и как только мы его найдём, мы все дороги будем делать с этим материалом. Тут надо ещё, чтобы экономика была, допустим будет увеличение порядка 20% стоимости, но если он будет держать в 2 раза дольше, например 10 лет, конечно, это хорошо, а если на один сезон больше, наверное стоит задуматься, стоит его применять или нет. Второй год на нас выходит одна организация, они даже губернатору писали, что есть уникальные технологии для города, но второй год мы все условия создаём, чтобы они нам показали, как они это делают. В прошлом году они нам положили покрытие перед взрослой поликлиникой «Геолог» — очень плохое качество. В этом году положили — качество ещё то, но они везде пишут: вот у нас такие технологии, но нас власть не слышит.

    Что нужно сделать, чтобы сургутские дороги вышли на новый качественный уровень? Внедрение новых технологий, изменение законодательства, либо всё это вместе — что необходимо?

    Я думаю, что, конечно, надо больше строить. Я согласен, что у нас перекос идет немножко в ремонт, если бы строилось больше дорог, то нагрузка на существующие была бы не такая, какая она сегодня. Что касается вообще технологий строительства, я уж точно не могу назвать себя специалистом-дорожником, возможно, надо пересматривать технологии самого строительства. Все-таки должны учитываться климатические условия и вообще какие-то особенности территории, на которой дороги будут строится. Понятно, что у нас здесь болотистая местность, у нас здесь песок. Наверное, была вынужденная мера, чтоб построить хоть какие-то дороги, класть бетонные плиты и потом их закатывать асфальтом. Но эта технология совершенно не подходит нашему городу, потому что плиты эти проваливаются всегда, что бы с ними ни делали. Мы уже пробовали и армированную сетку укладывать, чтоб вот эти стыки не проявлялись. Все равно они проявляются. Сегодня на всех дорогах, которые мы делаем вновь или реконструируем, обязательно плиты снимаются, делаются подушки, особенности тех территорий учитываются.

    Понятно, критика самих дорог и тех, кто их делает, будет всегда. Но ситуация как-то     выравнивается, и это уже неплохо. И еще один вывод из резонансных событий недели вырисовывается сам собой.

    Злополучная стоянка, которая возникла для депутатов и старожилов как НЛО в парке рядом с клинической больницей, действительно была построена не на законных основаниях. Землю предпринимателям отдали просто так, без договоров и торгов.

     «Администрация города не смогла нам документально обосновать необходимость размещения там автомобильной стоянки и, соответственно, подтверждение каких-либо договорных правоотношений», — прокомментировала старший помощник прокурора Сургута Оксана Гулик.

    Но мэрия нашла способ вырулить из этой щекотливой ситуации. Стоянка теперь оформлена в дар городу, и тем самым мотивов устраивать шум больше нет никаких. Но показательно в этой истории совсем другое.

    Когда-то, в начале 2000-х, Администрация разработала проект благоустройства сквера старожилов и предложила перенести останки захоронений на городское кладбище, а в парке построить дорожки и клумбы, а главное — красивый мемориал, где разместят таблички с именами похороненных коренных сургутян. Уже тогда из тысячи могил осталось всего 40-50, сейчас их и того меньше. Ситуация-то, знаете ли, жизненная: время уносит следы нашего пребывания на этой земле. Памятники разрушаются, таблички теряются, умирают те, кто раньше за всем этим ухаживал. Но возник конфликт, и старожилы разделились на тех, кто был за такое решение в этом парке, и тех, кто был категорически против хоть как-то     беспокоить прах усопших. Чем все закончилось, мы с вами уже знаем.

    Мемориал тогда так и не был построен, а вот стоянка откуда ни возьмись появилась. Знаете, как бывает — пока интеллигенты разбираются в нормах этики и морали, всегда придет кто-то     третий с конкретными целями и бизнес-интересами и тихо, без шума и пыли, приберет все к рукам. Простите за идиотский каламбур, свято место пусто не бывает. Такая вот суровая мораль.

Александр Садовский, Виталий Щербаков, Татьяна Бухарова, Виктория Чубенко

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 5
 Я балдею. Прошел всего месяц по завершении ремонтной кампании. Уже каждый день попадаешь в новую яму. Кроты прогрызают? Или уже весна?

# sm 31.10.2013 10:36:34 0

 Наверное уже весна, т.к. у нас асфальт сходит со снегом…

# Инга 10.11.2013 06:37:42 0

 Понятный пень кто будет делать качественную продукцию сделаешь раз и все, а когда вещь ломается то можно заработать на этом. Будет хорошая дорога мэр выпендрится не сможет что вот благодаря ему сделали ремонт. Будто на свое бабло делал, вот если бы на свое бабло делал то тогда бы использовал новые технологи и качественный материал. Также ремонтникам не выгодно использовать качественный материал и давать гарантии чтобы дорога портилась и за их мартышкин труд платили. Как граблями по воде

# anonim0000 07.10.2013 10:07:50 0

 Мэр в теме! Давайте ещё раз соберёмся и во главе с ним проедимся, можт организованной колонной пустят, а то со светофорами напряг был.

# Алексей 07.10.2013 09:34:12 0

Какой царь — такие и бояре!!!

# белый и пушистый 04.10.2013 21:58:17 0

НАВЕРХ