Газ или культура? Археологи выступают против строительства второго газопровода в Барсово

19:19 19.09.2013 Общество 4601 просмотров

    В Сургутском районе в очередное противостояние вступили служба охраны памятников культурного наследия и Администрация Сургутского района. Власти решили протянуть к поселению резервную ветку газопровода. Именно она и стала камнем преткновения. Археологи требуют остановить все работы, чтобы сохранить артефакты, пролежавшие под землей не одно тысячелетие. Напомним, поселок Барсово и его окрестности внесены в реестр памятников регионального значения. Однако в этом достопримечательном месте продолжают жить люди, и часть домов здесь отапливается исключительно газом, так что отсутствие резервной ветки может привести к коммунальному коллапсу.

     «Если обратить внимание, по периметру, по кругу, идут углубления. Это так называемые внешние ямы, то есть, оттуда бралась земля для подсыпки, а в центре стояла срубная постройка. По датировке это эпоха бронзы — 1-1,5 тысячи лет до нашей эры, то есть 3 — 3,5 тысячи лет от наших дней. И таких объектов на Барсовой горе сто, если не тысяча», — объясняет старший инспектор отдела государственной охраны культурного наследия Югры Алексей Дозморов.

    Земля вокруг поселка Барсово — самая настоящая кладовая археологических артефактов. Экспонаты, найденные здесь, украшают коллекции музеев всего мира. Причем для того, чтобы обнаружить свидетельства жизни человека, скажем, эпохи неолита, глубоко копать не надо. Ничем не примечательная полянка на самом деле может оказаться древним городищем.

     «Уникальность Барсовой горы в том, что здесь бывают многослойные памятники. То есть, объект эпохи средневековья, а под ним объект неолита, а под ним еще один. Люди жили здесь с глубокой древности и практически до наших дней», — комментирует Алексей Дозморов.

    Впрочем, здесь специалиста по древностям можно поправить. Люди в поселке Барсово живут и в наши дни. И тот факт, что волею правительства они оказались в заповеднике, имеющем огромное культурное значение, их не очень-то радует. Ведь высокий статус накладывает значительные ограничения на хозяйственную деятельность в поселении и его окрестностях. Сначала археологи ввели вето на строительство, а теперь под удар попали и жители многоэтажек. Новые дома отапливаются исключительно газом. Чтобы в случае аварии люди не остались без тепла, власти района решили протянуть к поселку резервную ветку газопровода. Узнав об этом, служба государственной охраны объектов культурного наследия тут же потребовала остановить все работы. Причем для чиновников этот запрет стал настоящим сюрпризом. Останавливать строительство резервной ветки газопровода власти района не собираются, поскольку не намерены ради археологических ценностей ставить под вопрос настоящее и будущее целого поселка.

     «Работы мы приостановить не можем, так как газопровод нужен для жителей Барсово. Может произойти аварийная ситуация сетях газоснабжения: в поселке есть дома, которые отапливаются только индивидуальными газовыми котельными и крышными котельными», — объясняет директор МКУ «Управление капитального строительства Сургутского района» Владимир Савкин.

    Однако такая категоричность может им дорого обойтись. Специалисты государственной охраны объектов культурного наследия уже готовят исковое заявление в суд. Если он встанет на сторону археологов, Администрации Сургутского района придется выплатить штраф. Его размер варьируется от 200 тысяч до 20 миллионов рублей — во столько сегодня закон оценивает уничтожение объектов культуры. Какие убытки и последствия ожидают поселок, случись авария на единственном газопроводе, никто не подсчитывал.

Ольга Парий

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 26
 Извините

# ттм 20.12.2014 12:45:23 0

  Приехали выкопал каматсу яму, написали бумагу, все подписали и уехали. Из Барсова в таком состоянии больше можно отмывать всем вам достанится и даже ЖКХ нормально доет с трущоб. Не забывайте как живут бывшие главы поселка.А насчет светыни или прошлого, для меня в этой воровской среде, светое только своя семя а не скелет который 5 тыш лет.Глава района иметь бумагу о том, что под нами кости который там 50 тыш лет и как я горжусь уже 40 лет вырастил 2х детей мхом обросшей трущобе как в Найроби или как в Кении.

# ттм 20.12.2014 12:42:28 0

  Приехали выкопал каматсу яму, написали бумагу, все подписали и уехали. Из Барсова в таком состоянии больше можно отмывать всем вам достанится и даже ЖКХ нормально доет с трущоб. Не забывайте как живут бывшие главы поселка.А насчет светыни или прошлого, для меня в этой воровской среде, светое только своя семя а не скелет который 5 тыш лет.Глава района иметь бумагу о том, что под нами кости который там 50 тыш лет и как я горжусь уже 40 лет вырастил 2х детей мхом обросшей трущобе как в Найроби или как в Кении.

# ттм 20.12.2014 12:41:00 0

Таких высказывания о святынях льют воду на мельницу нечистоплотных политиков. Барсова гора — Глухариное место — это не только археология, но и святое место для народа ханты. И многие национальные и не очень ;) «политики» уже не первый год разыгрывают национальную (в реальности — это чистая экономика) карту. Некоторые учителя сургутских школ уже учат наших детей, что мы (русские и т.д.) гости на Югорской земле. Что ваши слова и действия, что слова и действия таких учителей до добра не доведут.

# + 20.12.2014 14:32:22 0

Что за поток слов? Зачем сравнивать глав посёлка и археологов? Вы видимо из «породы» писателей, а не «читателей». «А насчет светыни или прошлого, для меня в этой воровской среде, светое только своя семя а не скелет который 5 тыш лет.» — сие высказывание очень симптоматично.

# + 20.12.2014 14:17:15 0

 Господа/товарищи/и иные!!!
НЕ знающий и не хотящий знать свою историю, историю своего народа, Страны, РОДИНЫ, ОБРЕЧЁН учить историю врага, врага/завоевателя.
Смешные вы. Жить хорошо/как мы хотим, мы сможем — только — в России, надо работать над этим. Далее только… всякая хня.

# + 02.10.2013 00:07:24 0

Много букав — читать не буду. Понимаю — друг друга не поймём.
Просто хочу сказать. Посёлок строился — КАК ВРЕМЕННЫЙ, на то есть документы. Зачем ВЛАСТЬ В ЛИЦЕ РАЙОНА решила сделать его, посёлок Барсово, постоянным — сие тайна великая есть, (да ещё многоэтажки строит!!!) Я точно знаю, что к 1993-94 году — ОЧЕНЬ МАЛО жителей оставалось. Районные власти лигитимизировали приезжих (за последние 10 — 20 лет), на тот год, людей!!! А для того, чтобы их руками/криками/присутствием протолкнуть катеджные посёлки. Удивляет наивность народа/электората, да и СМИ, что им что-то  перепадёт, на землях, за которые археологи бьются более 30-35 лет. Спросите Лейтоса — был ведь такой глава посёлка….

# Не равнодушный. 01.10.2013 23:21:01 0

На Барсово три беды — дураки, дороги и археологи

# 20.09.2013 16:00:29 0

 »артефакты, пролежавшие под землей не одно тысячелетие» — так и хочется спросить — и долго они у вас господа археологи еще лежать там будут? Может работай займетесь. наверное закон надо еще принять — что бы народ выкапывал и вам приносил.

# Alex 20.09.2013 15:03:45 0

 Археологи слишком преувеличили свою значимость. Памятники, объекты, людям жить надо сейчас. Протолкнули 245 федеральный закон, ну ну… Газопровод нельзя? Для поселка? Не долго вашему закону существовать…Вас мало, недовольных много….

# Привет археологам 20.09.2013 13:48:40 0

 Весь этот маразм развели районные власти за 30-35 лет. Либо вы с ними (а вы с ними) и …. Без прошлого нет будущего, и вы, приезжие, зае***и!, Со своим уставом …. Мы либо по-закону живём, либо анархия…. И боже упаси вас от анархии…. Пушечное мясо возомнившее о себе, не бог весть что!!!! Вы же первые под нож пойдёте!!!! Ох и наивняшечки.

# привет неархеологам 01.10.2013 23:33:31 0

 Эти артефакты мёртвые вещи мёртвых людей. И что? Выкопав эти мёртвые вещи они оживут? или ещё что случится? Мёртвые вещи принадлежат мёртвым людям, и гробокопателям-»археологам» нечего туда нос совать. И жизнь не повёрнётся назад из-за мёртвых вещей, и люди не вернутся от айпадов к глиняным чашкам и лукам. Земля принадлежит живым людям, а не мёртвым вещам.

# Влад думающий 20.09.2013 10:10:44 0

 Влад думающий… Много на себя взял, ты это ляпнул не подумав. Нет мёртвых вещей. Есть люди, не видящие дальше своего носа. И это есть зло. Земля принадлежит ДУМАЮЩИМ людям, а не мимикрирующим под них айпадо-лохов и других «бивней», мнящих себя «пупками земли».

# + 01.10.2013 23:52:40 0

Какая дурь! 

# Valerikk 20.09.2013 20:30:59 0

Согласна полностью!!!Жить в таких условиях как мы живем просто не возможно, конечно историю сохранять надо, но прежде чем орать что Барсово культурное наследие, пусть для начала чиновники лес в порядок преведут, а то аж по этому культурному наследию гулять противно!!!!

# Татьяна 20.09.2013 09:41:18 0

 Как же это все достало, сами культурные деятели не хотели бы поменяться с нами местами? Меняю квартиру в Барсово на равноценную в городе. Ну что, господа, согласны? Скорее всего нет, зачем идти на нашу переферию, она ведь только на бумаге и в каких-то там музеях имеет «огромную» ценность, а жить здесь в бараке или аварийной многоэтажке без газа никто не захочет. А что с многочисленными дачами? Отберете права собственности? Или на своем участке копать тоже нельзя? Так там люди уже все перекопали вдоль и поперек. Поселок преображается, люди воспринимают его как постоянное место жительство, замечательная школа, садик, населения прибавилось. Так что, господа, хотите копать -копайте, но переселите людей в комфортные, красивые и благоустроенные местности, что бы им тоже было жить в радость, а если не можете — идите, ищите ценности в дрогом месте, нам жить и детей растить в трущобах не хочется!

# 20.09.2013 09:11:42 0

 Уверен, Вы прибыли в Барсово после 1993 года.
Районные, и не только, власти знали о том, что Барсово стоит на историко-культурном месте… В архив и там читать.

# местный 01.10.2013 23:40:00 0

 »…переселите людей в комфортные, красивые и благоустроенные местности» болото Поганое как раз для тебя) Снеси барак, построй нормальные дома.

# Дмитрий 21.09.2013 23:07:01 0

 при чем тут болото?

# 23.09.2013 09:35:27 0

 Поддерживаю. Эти люди занимаются не наукой, а маразмом от науки. Просто они понимают, что если Барсова гора потеряет свою «уникальность», то они просто останутся без работы.

# sm 20.09.2013 09:26:45 0

Археологи людям на Барсово строиться не дают. Пусть тогда купят каждому по квартире, и копают себе на здоровье от себя и до следующего дуба. В суд на археологов нужно подавать и судить как врагов народа. 

# правдаруб 20.09.2013 08:58:50 0

 Только не подумай о себе хорошо, правдоруб.
Судить ты будешь? Как врагов народа? Прям в тройку войдешь? Не много ли на себя взял?
Не дай бог  «тройки», ты ведь первым в расход пойдёшь.
Святая простота … или простата? ;) ничего и её вылечат.

# правдоруб2 02.10.2013 00:13:39 0

 И по щам надавать особо активным археологам, что живут в вымышленном мире и не думают о людях, о живых людях!!!

# Друг 20.09.2013 15:47:41 0

 Вымышленный мир…, о как! Живой ты мой недруг. Каждый ДОЛЖЕН делать то, что он может и должен, а не тявкать!!! Думая о прошлом, мы думаем о настоящем, и никак иначе. Потому что по-другому нельзя. Жаль только, что вы все, писавшие тут, этого не поймёте.

# не друг ты мне... 01.10.2013 23:46:38 0

 Так им за живых людей деньги не платят. Всё отсюда

# sm 20.09.2013 16:00:43 0

  Да! по ихним археологтческим щам!

# 20.09.2013 16:02:38 0

НАВЕРХ