В Сургутском филиале центра по борьбе со СПИДом закончились лекарства
В Сургутском филиале центра по борьбе со СПИДом закончились лекарства, жизненно необходимые для его пациентов. Многие ВИЧ-инфицированные говорят, что им пришлось приостановить лечение, хотя делать этого категорически нельзя. Пропуск приема препаратов даже на один-два дня может вызвать резистентность, то есть привыкание, и потом это лекарство уже никогда не будет действовать. Пациентам Центра медики говорят, что медикаменты не поступают в Сургут уже несколько месяцев: исчерпаны все запасы. И любопытно, что при этом медицинское начальство в Ханты-Мансийске категорически отрицает, что проблема вообще существует. По данным директора департамента здравоохранения Югры и руководства окружного центра по борьбе со СПИДом, необходимые препараты имеются в наличии и все нуждающиеся их вовремя получают.
О том, что у него ВИЧ, Руслан узнал шесть лет назад. Он не наркоман и не пьяница. В больнице во время операции Руслану перелили зараженную кровь. Теперь вся его жизнь подчинена строгому приему лекарственных препаратов.
«Наша болезнь неизлечима на 100%, но как минимум данные препараты способствуют нам её продлить, постольку-поскольку», — отметил Руслан.
Как и большинство ВИЧ-инфицированных, Руслан принимает два препарата — «Комбивир» и «Калетра» — это самая распространенная схема. Поначалу никаких проблем в получении медикаментов в сургутском СПИД-Центре не было. Однако, последние полгода ситуация стала меняться. А теперь лекарства в медицинском учреждении просто закончились. И сейчас медики СПИД-Центра по телефону говорят всем одно и тоже.
«Ни „Комбивира“, ни «Калетры», к сожалению, пока нет. На следующей неделе звоните, пожалуйста. Вот всё съели, вообще всё съели. В позапрошлом месяце ещё заменители были, вот уже два месяца даже заменителей нет. Их, конечно, нельзя пропускать, надо пить ежедневно, регулярно, в одно и то же время, но вот нет препарата…», — сказали нам по телефону медики сургутского филиала центра по борьбе со СПИДом.
Еще недавно в Центре давали заменители необходимых препаратов. Но теперь закончились и они. По данным СТВ, для детей и беременных женщин пришлось даже занимать лекарства в местных колониях — там есть свой запас. Медики говорят, такое за 16 лет работы Центра происходит впервые. Любопытно при этом, что окружное руководство утверждает, что никакой проблемы нет — все препараты для ВИЧ-инфицированных закуплены, и регион ими обеспечен полностью.
«Все, кто нуждается, препараты получают. С июля в Югру начали поступать антиретровирусные препараты. Была некоторая напряжённость в июне текущего года. Если
В Правительстве Югры тоже считают, что с поставкой препаратов для ВИЧ-инфицированных все хорошо. В этом на все 100% уверен и директор департамента здравоохранения округа Александр Филимонов.
«В настоящее время есть все необходимые для лечения препараты. Я думаю, что если врач назначил лечение, и лечение назначено соответствующими препаратами, то их пациент получит в полном объёме», — считает Александр Филимонов.
Сами ВИЧ-инфицированные говорят, что многим из них уже пришлось прекратить терапию, лекарство просто негде взять. Пациент сургутского филиала СПИД-Центра Алексей по понятным причинам согласился общаться только по телефону.
«Ну да, препаратов в Центре вообще нет уже в течение двух месяцев. А врачи, когда им звонишь, говорят: „Перезвони через неделю“. Мне сейчас «Комбивир» не дают, и следовательно у меня сейчас прерывается терапия. И что делать, я не представляю», — поделился переживаниями Алексей.
Переоценить масштаб проблемы сложно. 847 жителей Сургута получают антиретровирусную терапию, в округе таких пациентов 3,5 тысячи. Для каждого из них отсутствие лекарств может стать поистине роковым обстоятельством. Дело в том, что прием препаратов, блокирующих ВИЧ, нельзя пропускать даже на один-два дня. Вирус быстро приспосабливается, и тогда возобновлять прием того же «Комбивира» или «Калетры» уже нет смысла — возникает так называемая резистентность.
«Опасность, действительно, имеет место быть. Вот не принимал пациент препараты один день, два дня, три дня — вирус привыкает к этим препаратам, и они для него уже не чувствительны», — подтверждает Татьяна Лазарева.
В таком случае схему лечения необходимо менять, а их на сегодняшний день медицина предлагает всего несколько, и далеко не каждый препарат подходит тому или иному пациенту. ВИЧ-инфицированные с удивлением рассказывают: если раньше медики настаивали, что пить лекарства нужно строго по времени, то теперь даже говорят — иногда от таблеток полезно отдохнуть.
«Когда я начинал терапию, мне врачи сами говорили, что начинай сейчас, и терапию нужно пить чуть ли не минута в минуту, потому что потеряется весь эффект этого лечения. А сейчас они говорят, что можно даже прервать, и это даже полезно. Ну парадокс!», — рассказывает пациент СПИД-Центра.
Впрочем, подобная ситуация сложилась во многих российских регионах. Форумы пестрят сообщениями об отсутствии лекарств в специализированных учреждениях. Медики предлагают пациентам покупать их в аптеках. Но, во-первых, это очень дорого — курс на один месяц стоит 10-15 тысяч. А во-вторых, препаратов для ВИЧ-инфицированных в аптеках нет, и не каждая берется их привезти под заказ. В Центральной аптеке Сургута говорят: обращения от клиентов СПИД-центра в последнее время действительно поступали. Но помочь им нечем.
«На данный момент этот препарат отсутствует в предложениях у фирм-поставщиков, и соответственно его нет в ассортименте аптеки, и мы не сможем обеспечить пациентов по рецепту врачей», — сообщила провизор Диана Денисова.
Возможно, проблема кроется в новой схеме поставок. Если раньше препараты для антиретровирусной терапии закупались централизованно, то теперь этим занимаются сами регионы. Еще весной стало понятно — тендеры смогут провести не все, и возможен срыв поставки жизненно важных лекарств. Кто занимался закупкой препаратов в Югре, нам в департаменте здравоохранения не рассказали. Ну а пациент сургутского СПИД-Центра Руслан только сегодня утром вернулся из Москвы. Ездил специально за лекарствами, на них ушло 60 тысяч рублей. Молодой человек решил не надеяться на государство, в конце концов это его здоровье. И спасение выживающих в данном случае оказалось делом рук самих выживающих.
«Я купил препараты в Москве, думаю, что на два-три месяца хватит продержаться, а может за это время
Светлана Юн
Время публикации 17:28
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале