Опять пробка?

20:20 14.06.2013 Общество 4998 просмотров

    Сургутским автомобилистам, транспортникам и бизнесменам нынешним летом придётся запастись терпением. Мост через Обь снова будут ремонтировать, а движение по нему ограничат.

    То, что в действительности скрывается за этой безобидной формулировкой, сургутяне (и не только они) уже испытали три года назад. Поочерёдное перекрытие полос привело тогда к многокилометровым пробкам. Очередь из автомобилей начиналась ещё на подъезде к мосту. Ждать проезда на другой берег порой приходилось по 3-4 часа. Тем более, что к транспорту, идущему непосредственно из Сургута или в Сургут, присоединялись еще и транзитники.

    Ничего не поделаешь. Сургутский мост — пока единственное, что связывает Югру и Ямал с югом Тюменской области. Для промышленных предприятий и бизнеса это своего рода дорога жизни. Большинство грузов отправляется на север именно автомобильным транспортом. И этот постоянно растущий поток уже слишком велик даже для уникальной конструкции.

    Изначально рассчитывалось, что к 2015 году по мосту ежедневно будет проезжать 3-4 тысячи автомобилей. Сейчас же по факту по нему проходят до 18 тысяч машин в сутки. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что мост исчерпал свои возможности. И пробки на нём вскоре образуются сами по себе. Ну а в случае какого-нибудь ЧП мы и вовсе рискуем оказаться отрезанными от Большой земли.

    Такая ситуация приключилась в марте этого года. Тогда на мосту загорелся 30-тонный бензовоз. И если бы не реакция дорожников и оперативные действия пожарных, последствия могли быть трагическими для всего региона.

     «Если бы это было с опозданием в 2-3 минуты, то последствия было бы трудно предсказать. Движение по мосту явно было бы приостановлено на неопределенный срок», — сообщил директор специализированного мостового филиала №8 государственного предприятия «Северавтодор» Алексей Егоров.

    В общем, всё обошлось. Но эта ситуация показала, что единственная переправа не может быть стопроцентно надёжной. О необходимости строительства второго моста-дублёра заговорили ещё несколько лет назад. Но дальше деклараций о намерениях дело не шло. В правительстве то убеждали, что на такой проект нет денег, то вообще сомневались, что мост нужно строить именно в Сургуте. Мало ли в Югре других населённых пунктов? Но, похоже, ЧП с бензовозом стало последним аргументом, повлиявшим на решение властей. На днях было официально объявлено: в районе Сургута появится второй мост через Обь.

     «Идет обоснование инвестиций на строительство мостовых переходов через реку Обь в Сургутском районе и в Октябрьском районе. Уже сформированы предложения в изменение программы „Сотрудничество“, с внесением на 2013-2015 годы выполнения работ по проектированию обоих мостовых переходов», — рассказал заместитель директора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Константин Масраков. Правда, в нашей стране от проекта до его реализации может пройти не одно десятилетие. Так сколько же нам ждать? И есть ли реальная альтернатива легендарному сургутскому мосту?

    В этом году у сургутского моста через реку Обь наконец-то появиться новое дорожное покрытие. Тот асфальт, который есть сейчас, не менялся еще ни разу с момента строительства моста. На эти цели выделено около 23,5 миллионов рублей. «Сейчас у нас объявлен аукцион на проведение работ по ремонту проезжей части. 13 лет на мосту лежит асфальтобетонное покрытие, его состояние на сегодняшний день уже не удовлетворительное. Оно уже отработало долгий срок, и назрела необходимость его замены», — сообщил директор филиала КУ «Управление автомобильных дорог ХМАО-Югры» в Сургуте Константин Гребешок.

    Аукцион на ремонтные работы состоится в конце этого месяца, и, если все пройдет успешно, и подрядчик сразу выиграет тендер, то к ремонту сможет приступить с середины июля. По планам дорожной дирекции основные работы должны завершиться в течение месяца, но даже за столь короткий срок дискомфорт смогут ощутить на себе многие горожане и предприниматели. В день по мосту в среднем проезжает 14 тысяч автомобилей.

     «Это единственное связующее нас звено с Большой землей, но оно является и слабым нашим звеном. Потому что при выходе его из строя мы все окажемся в безвыходной ситуации, — рассказывает директор транспортной компании «ФАСТРАНС» Владислав Шерин.

    Владислав Шерин, проработав ни один год в сфере грузоперевозок, как никто другой знает, насколько город зависит от моста через Обь. Ремонт 2010 года он запомнил для себя надолго — ругались как водители, так и клиенты. Ведь его фирма оказывает услуги нефтяникам, газовикам и множеству частных предпринимателей.

     «Три года назад задержки были только по ночам, закрывали на несколько часов, но даже за эти часы выстраивались многокилометровые очереди. В том числе и из наших машин. Терпели, как говорится», — вспомнил директор транспортной компании «ФАСТРАНС».

    Вот и приходится терпеть, потому что другой альтернативы у города нет. Паромная переправа с таким количеством автомобилей не справится, а чтобы на время ремонта основного моста сделать понтонный, понадобится огромное количество сил и средств. Так что придется выбирать либо новый асфальт, либо за эти же деньги понтонный мост.

    Не так давно в правительстве округа прошло совещание, и чиновники наконец-то поняли, что без второго моста просто нельзя. Финансирование его будет осуществляться по программе «Сотрудничество». Стоимость проекта составит приблизительно 30 миллиардов рублей. И уже в этом году региональная дорожная дирекция проведет конкурс на проектно-изыскательские работы. Только вот разработка самого проекта займет не меньше двух лет, зато мост должен быть построен по всем современным стандартам.

     «Самой главной его особенностью будет то, что он будет спроектирован на новые нагрузки, под новый ГОСТ. Будет гораздо проще, балочной системой, минимум 4 полосы движения — основные особенности. Рабочий мост, спроектированный для наибольшего пропуска транспорта, с наибольшими нагрузками. То есть тот, который необходим нашему региону», — добавил Константин Гребешок.

    Но даже если все будет происходить по задуманному чиновниками сценарию, то готовый проект будущего моста появится у них на руках не раньше 2015 года, а потом начнется великая стройка. Так что жителям города, предпринимателям и всем тем семьям, которые уезжают в отпуск через знаменитый югорский мост, придется запастись большим терпением.

    Говоря откровенно, мы редко задумываемся, что мост — это единственное, что даёт нам ощущение того, что мы живём не на острове, а неразрывно связаны с Большой землёй. И в любое время можем отправиться в любом направлении. Вот только это ощущение в реальности висит на волоске. Если единственная переправа перестанет действовать, ни о какой свободе передвижения не может быть и речи. Отсутствие транспортной артерии скажется не только на нашем удобстве, но и на безопасности. Как по-другому можно обеспечить город продуктами питания, всевозможными товарами и грузами для энергетиков, строителей, нефтяников? Ведь куда ни кинь, всё у нас привозное.

    Хотя вроде бы в Сургуте есть всё, что нужно для счастья и стабильности. Есть нефть, газ, мощная энергетика. Но все эти столпы нашего благополучия при пристальном взгляде достаточно эфемерны. Вроде бы нефть добываем, но ведь здесь ничего из неё не производим. И если прекратится завоз, бензин у нас будет стоить втрое дороже, чем в Европе. Поэтому вопрос безопасности — транспортной, энергетической, экономической — сегодня является ключевым.

     «Поскольку, как вы прекрасно понимаете, именно на нашей территории сосредоточена значительная часть экономического потенциала РФ. И от того, насколько устойчиво этот потенциал будет обеспечиваться, в том числе и энергетическими ресурсами, будет зависеть наше с вами устойчивое и позитивное развитие в будущем», — отметил помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО Борис Кириллов.

    Повод для такого заявления был более чем значительный. В Сургут собрались генералы от энергетики, чтобы обсудить проблемы обеспечения надёжности региональной энергосистемы. В этом отношении мы уже сейчас в числе самых благополучных территорий. А в будущем году, когда будет построена новая подстанция, и город окажется «закольцован» высоковольтными линиями, можно будет вообще не опасаться отключения электричества из-за аварий.

    Главное, чтобы теперь хватило генерирующих мощностей. К примеру, Сургутская ГРЭС-1 уже давно нуждается в реконструкции. За счёт чего удаётся обеспечивать бесперебойную работу станции и каковы перспективы сургутской энергетики?

     «На рабочих местах диспетчерского персонала есть оперативно информационный комплекс, в который заводится вся телеметрическая информация с объектов электроэнергетики, которые расположены в Тюменской энергосистеме», — отмечает директор сургутского филиала ОАО «СО ЕЭС» Тюменское РДУ Александр Рогов.

    Ответственность этих 5 человек даже представить себе сложно. Заступив на смену, они контролируют энергосистему всей Тюменской области, другими словами — электростанции, подстанции и высоковольтные линии от Ямала до границы с Казахстаном. Следить за такой, без преувеличения, обширной территорией позволяет современный диспетчерский щит на котором в режиме онлайн показана работа операционной зоны Тюменского РДУ, то есть регионального диспетчерского управления.

     «Первый уровень диспетчерской смены управляет сетью 500 киловольт и станциями, которые работают на оптовом рынке энергетических мощностей. Диспетчерская смена второго уровня — это управление и ведение оборудования класса напряжения 110-120 киловольт. Надежность энергосистемы с переходом на двухуровневую структуру только увеличилась», — добавил Рогов.

    Это ноу хау уже взяли на вооружение и в других регионах страны, в том числе в столице. Энергетике, как и любому производству, шагать в ногу со временем сам Бог велел. Только вот пока внедряются всевозможные автоматизированные системы и единые комплексы управления, генерирующие мощности — те самые, которые энергию вырабатывают, переживают, мягко говоря, не самые лучшие времена.

     «Мы оцениваем необходимость в обновлении мощностей примерно на 20 гигаватт до 2020 года, в противном случае мы считаем, что значительная часть нашего оборудования (более 50%) к 2020 году значительно устареет, что будет иметь риски для энергоснабжения потребителя. Сейчас несколько моделей рассматривается в минэнерго, других регуляторах. но пока однозначного решения нет», — отметил генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг» Денис Фёдоров.

    Речь идёт о господдержке, скорее даже о государственно-частном партнёрстве. Генерирующие компании строят дополнительные мощности, а федерация, в последствии, затраты компенсирует. Привычное жителю Сургута ГЧП, о котором так много в последнее время говорилось. Существующие инвесторы реконструкцию десятков всевозможных ГРЭСов, ГЭСов, ТЭСов своими силами не потянут, а имеющихся сегодня программ поддержки, по их мнению, недостаточно. Вообще для российской энергетики станция, возрастом чуть ли не в пол века — норма. И за примерами далеко ходить не надо. Первая сургутская ГРЭС не так давно отмечала сорокалетний юбилей. Начала реконструкции здесь ждут уже не первый год.

    Впрочем, через пару-тройку лет модернизация здесь скорее всего начнётся, если в ОГК-2, в состав которого и входит первая ГРЭС, приступят к реализации очередной инвестиционной компании. В этом случае на территории станции появится новый паро-газовый энергоблок, который будет превосходить существующие как минимум в два раза по коэффиценту полезного действия.

    Финансовые потери энергетики сегодня пытаются компенсировать всеми возможными способами. А этих потерь, к слову, не мало. Прошлый и позапрошлый годы, когда выбирали думу и президента, прошли под знаком ограничения роста цен на электроэнергию, а рост цен на сырьё никто не ограничивал. Так что генерирующие компании до сих пор те времена поминают нехорошими словами. И, судя по всему, такая «рыночная экономика» ни к чему хорошему не приведёт.

    Несмотря на все проблемы, власти всех уровней отечественной энергетике пророчат вполне себе светлое и даже конкурентоспособное по отношению к той же Европе будущее. В принципе, оно реально, но вложить в устаревшие мощности надо миллиарды. Это ведь как с тем же автомобилем. Прослужить он может и 10, и 15, и даже 20 лет, если вовремя его обслуживать и постоянно тратить на него деньги. Но, как известно, вечного ничего нет. И если его в определённый момент времени не заменить, последствия для владельца могут быть самыми печальными.

    Югра — самый благополучный регион, Сургут -самый благополучный город. Нам про это все время говорят власти, да и мы этот тезис не забываем. Ведь всё вроде работает, действует, функционирует. По накатанной. На инерции. Сотни миллиардов потраченных на рубеже веков нефтедолларов создали этот задел прочности. Сила инерции может действовать достаточно долго. Опасность лишь в том, что всё равно она когда-нибудь  закончится.

Людмила Осьминкина, Сергей Зотов, Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 1
Криворуки не могут качественно сделать дорогу. И это стабильность нашего государство или его кризис из года в год, оно топчется на месте никаких перемен к лучшему

# anonim0000 17.06.2013 10:53:43 0

НАВЕРХ