Жители Снежного могут лишиться возможности ездить на маршрутках

17:01 26.04.2013 Общество 4581 просмотров

    От них одни убытки. На этой неделе выяснилось, жители снежного — сплошная обуза. Частные перевозчики Сургута, недовольные жизнью, решили было уйти с маршрута «Сургут — поселок Снежный», о чем заявили людям на остановках.

    Понятно, Снежный — это вам не городской микрорайон, где можно воспользоваться другими маршрутками или автобусами. И если из поселка исчезнет единственный перевозчик, жители окажутся в транспортной блокаде.

    В чем причина конфликта? Оказывается, бизнесмены не хотят работать по новым правилам. Сразу несколько сургутских компаний, занимающихся пассажирскими перевозками недовольны размером субсидий. Речь идёт о новой схеме оплаты затрат, которую ввели после разразившегося скандала. В прошлом году депутаты города Сургута обвинили три транспортных компании в необоснованном расходовании 100 миллионов бюджетных рублей.

    Так, по словам заместителя председателя думы Сургута Надежды Краснояровой, в 2010 году было выявлено необоснованные расходы перевозчиков на сумму почти 52 миллиона рублей, за 9 месяцев 2011 года — около 50 миллионов.

    Впрочем, властям тогда так и не удалось уличить транспортников в нецелевом использовании бюджетных средств. Суд встал на сторону предпринимателей. Зато схему, по которой эти средства выделяются, они изменили.

    Вот как субсидирование выглядело раньше. Допустим, конкретный автобус проезжает по конкретному маршруту протяженностью 10 километров. Он едет, в это время тратится горючее, изнашиваются агрегаты двигателя и покрышки. Все эти расходы предприниматели складывали, вычитали суммы, собранные за билеты, а разницу предъявляли администрации.

    Бюджетные деньги тогда давали за каждый километр. Что получилось теперь? Главное то, сколько пассажиров везет автобус. Едут по маршруту 300 человек в день — получит субсидию на 300, а если всего 30, соответственно на 30. Сколько километров при этом проезжает транспорт, сколько тратит бензина и как изнашивается техника, никого не волнует.

    Предприниматели жалуются на убытки и даже грозят уйти с линии. Так, весть о том, что единственный маршрут, связывающий Снежный с Сургутом, прекращает работать, шокировала жителей поселка. Люди представить не могли, как теперь будут добираться на работу, в школы и больницы — в поселке этих благ цивилизации попросту нет. На их протесты руководство компании «Трафик», занимающейся обслуживанием этого маршрута заявило — из-за изменения порядка субсидирования фирма несет убытки и заниматься благотворительностью они больше не могут. «Маршруты нерентабельные, а содержать перевозку дорого для города», — сообщил генеральный директор ООО «Трафик» Николай Плеханов.

     «Нерентабельными» жители поселка Снежный стали после решения депутатов и чиновников изменить схему субсидирования пассажирских перевозок. Если ранее компенсировались затраты за километр пробега, сюда входили стоимость ГСМ и износ автобусов, то теперь городской бюджет платит исключительно за перевезенных пассажиров.

    Один из самых проблемных маршрутов предприятия — 26. Он идет от проспекта Мира через ЖД в поселок Снежный. За один рейс автобус проезжает более 11 километров, учитывая, что на протяжении всего пути салон автобуса практически полупустой. Не требуется и экономического образования, чтобы понять — перевозчик несет значительные убытки.

    В Сургуте экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира в автобусе варьируется от 60 до 90 рублей. За проезд же жители города платят 18. Разница покрывается за счёт городского бюджета в виде субсидии. Но новые дотации перевозчиков не устраивают. Особенно тех, которые обслуживают так называемые социальные маршруты. То есть возят людей из поселков, которые относятся к территории города. Учитывая, что загружены автобусы только утром и вечером, когда народ уезжает на работу или возвращается с нее. А в течении дня транспорт фактически порожняком наматывает километраж.

     «Субсидии мы получили в прошлом году порядка 60 миллионов, а убыток у нас сформировался порядка 21 миллиона», — рассказал Николай Плеханов.

    Схему, которую перевозчик называет убыточной, ввели после разразившегося скандала. В прошлом году депутаты Сургута обвинили три транспортных компании в необоснованном расходовании 100 миллионов бюджетных рублей. Но доказать это в суде власти так и не смогли. И теперь лишь гипотетически предполагают, как могли воспользоваться несовершенством прежней схемы субсидирования предприниматели, будь они не чисты на руку.

     «В данном случае получается, чтобы получить больше бюджетных денег, предприятие должно всячески завышать свои затраты и уменьшать свои доходы от пассажирских перевозок — тогда они получат больше денег», — заявил директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Владимир Базаров.

    Теперь же за пассажиров, как за единственный источник доходов, перевозчикам придется бороться и конкурировать между собой. Чего не было ранее. Ведь даже конкурсы на маршруты фактически не проводились. Год от года одни и те же компании заявлялись на одни и те же маршруты, в том числе и нерентабельные.

     «Второй год уже присутствую на проведении конкурсов на разыгрывание маршрутов, и присутствуют другие депутаты. На самом деле это не конкурс а планомерная раздача маршрутов между несколькими участниками рынка. На моей памяти еще ни разу на один маршрут не заявлялось два предприятия», — отметил депутат думы Сургута Дмитрий Пахотин.

    Кстати, далеко не все перевозчики в штыки восприняли новую систему субсидирования. Более того, на этом рынке даже появились новые игроки, готовые работать по новым правилам.

     «С 2012 года мы начали обслуживать субсидированные маршруты, в частности, это были 52, 54 маршруты — это с доставкой на Ледовый дворец. И в этом году мы выиграли конкурс на маршрут №2», — рассказала заместитель директора ООО «Премиум» Наталья Бедрина.

    Так что, как говорится, свято место пусто не бывает. И чиновники уверены, если один из перевозчиков решится покинуть этот рынок, замена ему точно найдется. Видимо, это понимают и сами предприниматели, поскольку 26 маршрут как выходил на линию, так и выходит.

Татьяна Бухарова, Ольга Парий

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ