Ловушки в сети: на что идут мошенники?
Экстремизм в сети. Накануне в Лянторе был вынесен приговор двадцатиоднолетнему молодому человеку, который размещал в интернете видеоролики националистического характера.
«Было проведено две экспертизы — психологическая и лингвистическая, где было доказано, что эти высказывания имеют место быть для разжигания национальной розни. Сургутским межрайонным следственным отделом по аналогичным преступлениям были возбуждены уголовные дела в 2011 году и в прошлом году. То есть один и тот же человек у нас уже дважды привлекался к ответственности», — отметил помощник руководителя Сургутского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по ХМАО-Югре Владимир Овдиенко.
Молодой человек на протяжении трех лет периодически размещал на своей странице в одной из социальных сетей видеоролики, направленные на возбуждение ненависти и вражды на расовой почве. При этом он сам не принимал никакого участия в создании или съемке клипов. Поэтому суд приговорил жителя Лянтора к 80 часам общественных работ. Разумеется, случаев проявления экстремизма в социальных сетях гораздо больше, чем задержанных и осужденных. Преступников поймать сложно из-за неограниченного количества возможных аккаунтов в соцсетях, анонимности и возможности в любой момент удалить свою страницу. Сегодня преступлениям в интернете уделяется больше внимания, чем еще, например, лет пять назад. Связано это, в первую очередь, с тем, что те же самые соцсети становятся все популярнее.
Блогер Кирилл Акинцев уже много лет зарегистрирован практически во всех популярных социальных сетях. Когда-то интернет был для него трибуной, но сейчас Кирилл пишет просто о жизни.
«У меня есть свой личный персональный блог, который, как говорится, акын — что вижу, то пою. Но в основном пишу, конечно, о дочке, о детях. Раньше был блог о политике и всяких перепетиях различных администраций, точек зрения, но сейчас это все отошло на второй план», — говорит блогер.
В самом многочисленном российском сообществе — ВКонтакте — сейчас больше 200 миллионов пользователей. В американском аналоге — Facebook — уже миллиард. Принципиальных различий между этими соцсетями нет, но любопытно, что и пользователи разные, и в целом атмосфера другая.
Безусловно, соцсети сегодня — это не просто общение. Политические перевороты, прошедшие в странах Ближнего Востока в прошлом году, называют киберреволюциями, ведь тогда единомышленники — простые граждане — связывались и договаривались об акциях протеста и митингах посредством соцсетей. Самый простой и действенный способ донести до большего числа людей свою новость — это разместить ее в интернете. Многие средства массовой информации используют социальные сети как информационную платформу и зачастую, помимо официального сайта новостного агенства или газеты, создают свои страницы во ВКонтакте, Facebook или Twitter. Иногда это просто ленты, но сейчас многие понимают — у социальных сетей свои законы.
Возможность обратиться к большому количеству человек используют не только блогеры и журналисты. Растет и количество мошенников, которые, например, прикрываясь названиями реальных благотворительных фондов и фотографиями больных детей, выманивают деньги у доверчивых пользователей.
«Первый совет — внимательно смотрите документы, второй- проверяйте контактную информацию, и если действительно хотите помочь, то смотрите еще и отчетную информацию. То есть, вы помогли и должны получить по этому поводу некий отчет», — говорит руководитель БФ «Благо дарю» Алексей Шипилов
В минувшем году в окружную полицию поступило более шестидесяти обращений от жителей о мошенничестве в интернете. За последние несколько лет преступники стали креативнее и выдумывают все более изощренные методы обмана. Зачастую они размещают свои сайты за рубежом и используют прокси-серверы, которые помогают скрыть их реальное местоположение. В любом случае на социальные сети, как и на Интернет, нельзя повесить какой-то ярлык. Как и любую другую технологию, его можно сравнить с тем же динамитом, который должен был облегчить труд людей, а в итоге стал оружием.
С момента появления социальных сетей ведутся споры о вреде и пользе виртуального общения. Безусловно, возможность, не вставая из-за стола, связаться с друзьями или родственниками, которые находятся за несколько тысяч километров — это плюс, но такой вид коммуникации таит в себе определенные негативные последствия.
«Это попытка уйти от натурального общества. Если мы говорим, что человек страдает некой социофобией, то для него это, конечно, решение проблемы. Пообщаться с другими, влиться в какой-то социальный коллектив, в некую референтную группу, получить отзывы на какие-то свои записи, и так далее. И это проблема, причем проблема актуальная», — отмечает психолог Александр Толкачев.
Психологи говорят о том, что общение в соцсетях может стать своего рода наркотиком. Уже существует такой термин, как интернет-зависимость, хотя у этого психического расстройства пока нет официального статуса в Росси. С другой стороны, многие говорят о том, что не пользоваться интернетом сейчас просто невозможно, а в социальных сетях нет ничего плохого. Например, депутат городской думы Дмитрий Пахотин зарегистрирован в трех социальных сетях, в каждой из которых он открыт для общения.
По различным данным — каждый десятый пользователь в мире интернет-зависим. Так что, наверное, стоит все-таки помнить, что есть и другие возможности провести время, помимо общения в соцсетях. Например, сходить в спортзал или просто прогуляться в парке.
Автор: Евгений Лаврентьев
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале