Школы Сургута готовятся жить по-новому. Что меняет закон об образовании?
С 1 сентября одаренные дети смогут проходить обучение в более сжатые сроки. Теоретически такую возможность предполагает недавно принятый закон об образовании. Новый нормативный документ нацелен на индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. То есть отныне педагоги обязаны выявлять и сопровождать одаренных детей, а также помогать тем школьникам, кому учение даётся с трудом.
Кроме того, новый закон об образовании позволит школам проводить образовательную программу, не привязываясь к срокам ее реализации. И даже корректировать ее под нужды учащихся, например, в изучении русского языка. То есть обучение можно будет перестроить под целевую группу таким образом, что в первом классе дети будут изучать, например, только русский язык, литературу и историю России. А уже со следующего года начнется изучение всех остальных предметов. Однако, пока все эти положения существуют только на бумаге. Как они будут реализованы на практике — неизвестно.
Так, реакция родителей учеников четвертой городской гимназии на реорганизацию учреждений образования в Сургуте была бурной. В этом учреждении департамент образования предлагает оставить обучение только до 7 класса, а потом учеников распределят по другим школам. Для этого у каждого ребенка появится так называемая «дорожная карта» — это специальный бланк, с помощью которого будут отслеживать его достижения. На основании полученных данных с 8 класса и будет осуществляться перевод в школы с профильным обучением. Причем зачастую они будут находиться далеко от дома, что и вызвало такое возмущение у родителей.
«На сегодняшний день я не знаю будущего своего ребенка, — говорит мама ученицы гимназии № 4 Татьяна Иваненко. — Я не знаю, что за профильные школы в других частях города, кто будет отвечать за безопасность моей дочери в рамках этого заведения? Кто будет отвечать за безопасность, как она дошла, как она пришла? Масса вопросов».
А вопросов больше, чем ответов. Это нововведение пока только будет «обкатываться» и именно на 4 гимназии. Согласно закону, выпускники основной ступени школы должны сделать важный выбор профиля для продолжения образования. Предлагаются естественно-научный, технологический или гуманитарный профили. А вот лицеев и гимназий уже как таковых не будет — теперь все образовательные учреждения будут называться образовательными организациями.
«Гимназии и лицеи, как вид образовательной организации, не прописаны в законе, но возможность сохранить в названии образовательной организации — гимназия, слово «гимназия», слово «лицей» — существует. В законе прописано два подпункта, где объясняется, что гимназия — это образовательная организация, которая реализует профильное обучение или углубленное изучение предметов по двум или трем направлениям», — отметила Татьяна Османкина.
Причём самим гимназиям и лицеям это название уже не даст никаких дополнительных преференций. Ведь учебные заведения перешли на иное финансирование — нормативно-подушевое. Это означает, что деньги, выделяемые государством, будут идти за учеником независимо от статуса учреждения, как это было ранее. Иными словами, если ещё вчера руководитель образовательного учреждения хотел превратить свою школу в «гимназию», «лицей» или «профильную школу», одного желания ему было достаточно. Сегодня же для этого нужно будет соответствовать статусу. А это подразумевает более качественный подход к вопросам обучения и возросшую многократно ответственность как руководителя, так и всего педагогического коллектива.
Так или иначе, новый закон об образовании оставляет очень много вопросов. И именно поэтому инициативная группа педагогов и граждан, неравнодушных к судьбе российского образования, направила открытое письмо к президенту с просьбой отправить на доработку вступивший в силу закон и некоторые подзаконные акты. Под обращением уже подписались учителя из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Орла. По словам инициаторов, новый закон ущемляет права обучающихся, их родителей и педагогов. Кроме того, буквально наносит удар по общедоступности основного образования. А это в свою очередь, по мнению подписавшихся под обращением к главе государства, приведёт к разрушению общепризнанных во всём мире традиций отечественного образования. Местные образованцы коллег поддерживают, но только по некоторым пунктам.
«И это хорошо, что делается упор на расширение среднего-профессионального образования. Но, повторяю, без начального профессионального образования, на мой взгляд, приводит к дефициту кадров, в том числе рабочих специальностей на нашем рынке труда», — рассказала Татьяна Османкина.
Сергей Чемеков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале