Мифы о счетчиках: как сэкономить на отоплении?

22:11 01.03.2013 Общество 7050 просмотров

     «С ума сошли!» Буквально так на этой неделе Президент России Владимир Путин отреагировал на информацию о резком росте тарифов на коммунальные услуги. На совещании, посвящённом вопросам тарифообразования было озвучено: «С начала года в 49 регионах страны суммы в расчетках увеличились в 2,5 раза! Именно этот факт и заставил Владимира Владимировича усомниться в адекватности руководителей, отвечающих за ЖКХ. «В Петербурге в некоторых районах квартплата на 40% выросла. Идите и объясните людям, почему они в декабре, в ноябре должны были платить такие деньги, а в январе, феврале — вот такой скачок. И это в Петербурге, в некоторых районах. А в Мурманске, Вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?», — заявил Владимир Путин.

    Коммуналка в нашей стране, пожалуй, чуть ли не самый больной и взрывоопасный вопрос. В том смысле, что уже неоднократно становился причиной социальных протестов, митингов и пикетов. Именно поэтому тема ЖКХ так популярна у оппозиции. И с точки зрения политика, находящегося у власти, допустить очередной виток цен на коммуналку – это действительно безумие, либо провокация. Ну а иначе как объяснить то, что происходит с платой за квартиру у нас в городе?

    Многие сургутяне, получив свои январские расчетки, тоже пребывали, мягко говоря, в шоке. Сумма оплаты за отопление оказались значительно выше, чем обычно. Притом, что тарифы на тепло остались без изменений. Действительно, стояли бы этой зимой трескучие морозы, никаких вопросов бы не возникало. Потребили – заплатили. Ну а если не потребляли, тогда откуда ж столько набежало? Всё очень просто, изменился сам порядок начисления платы за тепло.

    После того, как большинство многоэтажек обзавелись приборами учёта, в расчетках появилась новая строка «общедомовые расходы». То есть теперь жителям приходится платить еще и за отопление подъездов, чердаков и подвалов. А эта сумма бывает едва ли не больше той, что мы отдаём за тепло в собственной квартире. Потому как зависит от целого ряда факторов, на которые мы часто повлиять не в силах.

    Из-за трещин на потолке и стенах в своей квартире Светлана Горбунова всегда точно знает, откуда за окном ветер дует. Если похолодало на кухне, значит он с Севера. Стало сквозить в комнате — с Юга. В морозные дни, чтобы не замерзнуть, приходится одеваться потеплее. От холода в квартире не спасают даже чугунные батареи. При этом платить за отопление приходится немалые деньги. В январе сумма в расчетке составила почти 3,5 тысячи рублей. Впрочем, в такой ситуации нет ничего удивительного. Это один из домов первых массовых серий, которые появились в городе. То есть 5-этажка уже отметила 50-летний юбилей. И, естественно, что за это время конструктив здания заметно обветшал. С помощью специального прибора можно измерить теплопотери в доме. «Такие дома нужно утеплять снаружи, проводить обшивку утеплителем. Кроме того, здесь изношены инженерные системы, например, в системе теплоснабжения трубы забиты грязью. Тепло может просто до каких-то помещений не доходить», — объяснил начальник отдела энергоаудита ОАО «ТЭК»Линар Садыков.

    Однако пока проведение энергетических обследований в городе не пользуется большой популярностью. Максимум, что заказывают сами жители, так это энергоаудит собственной квартиры. А вот мыслить более глобально, в масштабах всего дома, желающих практически нет. Как впрочем и среди коммунальщиков. Ресурсоснабжающие предприятия, такие как ГТС, поставляют тепло до входа в дом. Все остальное — забота управляющих компаний. Управляющей компании нет стимула работать на энергосбережение, так как денег от этого будет меньше, считает заместитель директора СГМУП «ГТС» по реализации Виталий Горобец.

    И в результате получается удивительная картина. Жители ветхих домов страдают от того, что тепло у них выходит буквально сквозь стены. А в тех домах, где с конструктивом все в порядке, люди, наоборот, могут мучиться от жары. И в том, и в другом случае часть оплаты за отопление выбрасывается на ветер. Сейчас на улице минус 26. А температура воздуха в одном из подъездов плюс 20 градусов. Это почти соответствует нормативным требованиям, которые предъявляются для отопления квартир. Там она должна быть не меньше 22 градусов. Но если так нагреть воздух удается в подъезде, который практически не отапливается, то страшно представить, какая температура может быть внутри квартир.

    Поэтому зимой на фасадах сургутских многоэтажек часто можно встретить открытые форточки. Таким образом жители пытаются хоть как-то     спастись от жары в своих квартирах. Но раз деньги все равно улетают «в трубу», может собственникам стоит задуматься об установке автоматизированного узла управления теплом, который будет регулировать температуру воздуха дома в заданных параметрах. И уже автоматика будет отслеживать, когда какую температуру подавать, рассказывает Виталий Горобец.

    А вот жителям сургутских новостроек повезло больше. В 9-этажке, где живет Петр Игнатенко, изначально были установлены терморегуляторы на радиаторах отопления. То есть в собственной квартире он сам решает нужно ему добавить или убавить тепла. В итоге получается довольно экономно. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы любой дом потреблял столько тепла, сколько ему положено по нормативам. Без всяких излишеств. Вот только построить такую систему практически невозможно. Ведь она зависит слишком от многих факторов.

Обычно форточки открыты в окнах тех квартир, которые расположены ближе к стоякам. Там действительно может царить настоящая Африка. А вот в угловых квартирах, наоборот, нередко бывает прохладно. Так уж отрегулирована система отопления в многоэтажках. Поэтому даже среди жителей одного дома кого-то может бросать в жар, а кого-то — в холод. А что уж тогда говорить про масштабы всего города? Центральная система теплоснабжения, естественно, не позволяет учитывать индивидуальные характеристики каждого дома.

    Еще не так давно нас уверяли, что снизить коммунальные платежи поможет повсеместная установка счётчиков. Население начнёт экономить энергоресурсы, а значит и платить меньше. Вот только само население обзаводиться приборами учёта почему-то не спешило. То ли из-за привычки к нормативам, то ли не веря в саму возможность снижения расходов. Пришлось даже принимать специальный закон. Но и после этого дело идёт ни шатко-ни валко. Нет ничего удивительного. Ведь сама установка влетает собственнику в копеечку.

    Если обратиться с этим вопросом в управляющую компанию, то с учётом стоимости самого прибора, установки и опломбирования, каждый обойдётся в 2 тысячи 500 рублей. Для типовой двухкомнатной квартиры их нужно 4. Итого — 10 тысяч. И большой вопрос, сможет ли семья за 5 лет (а именно таков срок гарантии счётчика) сэкономить воды на эту сумму. Ну разве что окупит свои затраты. Можно, конечно, пойти другим путём. Купить и установить счётчики самостоятельно. В этом случае каждый обойдётся всего в 500 рублей. Правда, и здесь управляющая компания своей выгоды не упустит. На каждый прибор нужно обязательно повесить пломбу. И стоимость такого кусочка пластмассы на двух ниточках — 350 рублей за штуку. Причем, отказаться от этого действия невозможно. Иначе у вас не примут показания счётчиков, и они будут бесполезны.

    По сути, коммунальщики навязывают услугу в нарушение закона «О защите прав потребителей». Но, похоже, вскоре с этим коммунальным беспределом будет покончено. В Минрегионразвития предлагают отменить обязательную установку приборов учета за счет населения. И возложить эту обязанность на самих поставщиков коммунальных услуг. Впрочем, и это решение еще не означает, что управляющие компании перестанут покушаться на наш кошелёк.

    Свою переписку с управляющей компнаией Николай Жила называет маленькой победой над коммунальщиками. Счётчики на горячую и холодную воду купил в магазине, сам установил, только вот опломбировать их бесплатно в УК отказались. «Меня просили предоставить договор с организацией, которая устанавливала счётчик, требовали лицензию этой организации, более того, даже требовали свидетельство СРО о том, что организация состоит в саморегулируемой организации, однако эти требования необоснованы, поскольку Федеральный закон 99 „О лицензировании“ отдельных видов деятельности не подразумевает лицензирование деятельности по установке приборов учёта», — рассказал житель Сургута Николай Жила.

    То есть тот же сантехник ничем, собственно, не отличается от любого собственника, который умеет держать в руках молоток или любой другой инструмент. Но коммунальщики настаивают, мол, кто зафиксирует показания счётчика во время поистине непростого действия скручивания и закручивания пары, другой гаек. Стоимость такой услуги, как зафиксировать показания и поставить прибор на учёт, к слову, вооружившись лишь обычным разводным ключом, у коммунальщиков различная. Это можно сделать максимум минут за 10, но кто-то               берёт за это по-божески, рублей 150, а особо предприимчивые просят уже 800 рублей. В то время, как установить счётчик на горячую и холодную воду стоит полтысячи. 

    Получается, что прежде чем ставить счётчики, призванные экономить, надо хорошенько подумать. Ведь если не прикасаться к сантехнике, а пригласить специалистов управляющей компании, придётся отдать тысячи 2 с половиной. И где здесь экономический эффект.? А если ещё взять во внимание наши законы, которые можно трактовать как угодно, то впору опустить руки и платить сколько скажут. Например, вступившее в силу в сентябре этого года 354 постановление правительтсва «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в принципе не предусматривает установку пломб на приборы учёта за счёт этих самых граждан. Но и обратного, почему-то законодатель не постановил. По новым правилам УК не может препятствовать собственнику установить свои приборы учета, сообщила помощник прокурора Сургата Гульнара Галицкая. 

    Есть, конечно, и Федеральный Закон под номером 416 «О водоснабжении и водоотведении», действующий уже 2 месяца, который буквально обязывает коммунальщиков проводить так называемое опломбирование бесплатно. Но то ли в управляющих компаниях его не читали, а может читали, но не поняли, в общем, как брали деньги, так и продолжают брать. Счётчик, установленный более 5 лет назад, по мнению коммунальщиков, своё отслужил. А мнение их основывается на инструкции по применению. Но я почему-то не верю, что железный механизм, с так называемой крыльчаткой из плотного пластика внутри, может прослужить всего лишь 5 лет.

    Когда нам рассказывали о преимуществах приборов учёта, никто даже не заикнулся о том, что их придется менять. Экономическая выгода есть для производителей, которые продают счётчики миллионами, у коммунальщиков, им, в свою очередь, только в радость бесконечные замены. Что касается собтвенников, то каждую копейку бюджета приходится, как и раньше, отвоевывать. Как показывает опыт, ничего хорошего, с точки зрения личной экономии, коммунальные инновации в наши дома не приносят.

Авторы: Людмила Осьминкина, Дмитрий Завьялов, Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Комментарии: 1
Ддаа! Приплыли! И с этой стороны давят и глумятся над нами! И где же наши избранники то? Что «думалка» отсохла! Где предложения, возражения — или все путем для Вас? Но не для народа рабочего, которому теперь думать приходится за Вас! Спасибо СМИ!

# MelAn 01.03.2013 23:08:43 0

НАВЕРХ