Что нам стоит паркинг построить? Станут ли многоэтажные гаражи панацеей в решении проблемы?

19:28 15.02.2013 Общество 4513 просмотров

   Верить или нет? Чиновники администрации, похоже, нашли решение одной из самых застарелых сургутских проблем – дефицита автостоянок. А именно – предложили возведение многоуровневых муниципальных паркингов, на первых этажах которых разместятся автомойки, СТО и другие услуги. Что, по мнению авторов проекта, привлечёт к его реализации представителей бизнеса. Причём решать проблему парковок планируют довольно масштабно. Речь идет о строительстве восьми зданий в разных частях города. В основном в тех районах, где в любое время суток припарковаться считается большой удачей. Например, в центре Сургута, напротив развлекательного комплекса «Вавилон», в 32-ом микрорайоне и в районе УВД и Дома Юстиции.

   Казалось бы, можно поздравить администрацию, друг друга с удачным решением. Но почему-то у многих возникают сомнения в его реальности. Слишком часто на тему стоянок сургутян, что называется, «накалывали». Начинали строить паркинг или гараж, а затем он превращался во что-нибудь   другое. Именно такие опасения высказывают сегодня по поводу проекта и депутаты. «Хорошее решение, но мы же уже наступаем второй раз на грабли. Я буду перечислять — гаражный комплекс «Богатырь». Что там? Гаражный комплекс «Рандеву». Что там? Гаражный комплекс на пересечении Чехова и Профсоюзов был трёхэтажный, в момент, когда кран разрушил ЛЭП, подписали разрешение на шестиэтажный — теперь торговый комплекс», — подчеркнул председатель думы Сургута Сергей Бондаренко.

   В общем, складывается впечатление, что любая попытка построить в Сургуте гараж или паркинг обречена на провал. Или точнее – на торговый центр. Рядом с которым, опять-таки, возникают стихийные парковки, которые еще больше сужают наше жизненное пространство. И поделать с этим, кажется, ничего нельзя. После того, как застройщик получает кусок земли и начинает вести на нём хоть какие-то работы, он вправе сам решать что в конечном итоге там будет построено. И, естественно, что выбор делался не в пользу гаражей. Но в этот раз, похоже, и этот местный нюанс был учтён. «Для того, чтобы не было сомнений, что цель именно в строительстве многоэтажных паркингов, как вариант, на комиссии градостроительного зонирования вынесен вопрос по организации конкретной территориальной зоны, где градостроительными регламентами будет допускаться только строительство паркингов, а ничего иного», — сообщил директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Фокеев.

   И это если еще не новая градостроительная политика, то точно, вполне очевидная, попытка навести в городе порядок с застройкой. До сих пор карта градостроительного зонирования с ее разрешенными видами землепользования имела слишком широкие трактовки. Когда, к примеру, в общественно-деловой зоне можно было поставить и офис, и магазин, и баню. Более чёткие формулировки, возможно, действительно упорядочат городскую застройку и наконец изменят ситуацию со стоянками в наших дворах. Пока она больше напоминает полный хаос.

   Машину Александры Наделяевой разбили в ее собственном дворе. Кто — до сих пор остается загадкой. Несмотря на то, что иномарка была припаркована прямо под окнами, виновника ДТП никто не видел. И такие аварии на придомовых территориях не редкость. Ведь здесь не то что машинам разъехаться, пешеходом разойтись сложно. «Половина из всех ДТП у нас совершается во дворах. Где-то неправильно паркуются, где-то          просто не пропускают. Во дворах знаков как таковых нет, поэтому нужно пользоваться правилом правой руки, что не соблюдается участниками. Возникает проблема проезда транспортных средств коммунальных служб, пожарные, скорые не могут проехать», — подчеркнул заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД по Сургуту Фидан Сайфуллин.

   Во дворе по улице Кукуевицкого спецтехника работает с трудом, лавируя между дорогими внедорожников он пытается очистить двор от снега. Получается с трудом и местами. А к мусорным контейнерам коммунальщики подобраться так и не смогли. И заставили придомовую территорию не жильцы. Здесь парковочные места буквально оккупировали сотрудники Бизнес-центра. Каждый день, приезжая на работу, служащие заставляют двор своими машинами, особо наглые паркуются прямо у подъездов.

   Кстати, дворы не единственная лакмусовая бумага, по которой можно определить степень напряженности, связанной с большим количеством автомобилей в Сургуте. Ведь каждый день несанкционированные парковки можно наблюдать прямо на проезжей части. Особой популярностью пользуются дороги рядом с офисами градообразующих предприятий. Примечательно, что на территории этих организаций есть собственные стоянки. Однако все они оборудованы шлагбаумами, за которые, судя по всему, рядовым сотрудникам въезд «заказан».

    «Отсутствие пространства для жизни», пожалуй эта фраза наиболее точно характеризует современный Сургут. Если москвичей испортил квартирный вопрос, то сургутян испортил вопрос парковочный. И мы готовы давить друг друга, размахивать оружием, устанавливать заградительные сооружения, в общем вести полномасштабные бои по сути за клочок асфальта, который как-то          вдруг превратился в то самое, жизненно необходимое место под солнцем.

   В общем-то понятно, что сегодняшние проблемы с парковками в городе только цветочки по сравнению с теми проблемами, которые грядут. Количество личных автомобилей растет год от года. И глядя именно с этой стороны на ситуацию, кажется, что единственно правильным решением было бы как раз то, которое и предлагается департаментом архитектуры. Все свободные пятна под многоэтажные парковки. Но вот беда — не все, что написано пером в генплане, так сказать, вырублено топором реальной жизни. Ведь главный вопрос в этой истории — кто будет строить гаражные или парковочные комплексы за свои деньги?

   А практика показывает — желающих стать инвесторами в этом деле не так много. Еще бы. Если при соответствующих правилах зонирования смухлевать уже будет нельзя — а именно: начать возводить боксы с пристроенным автомагазинчиком, а закончить торговый центр с витражами снаружи и фонтанами, стеклянными лифтами внутри. Кому это вдруг интересно станет собирать деньги за коммуналку с автолюбителей, вместо того, чтобы косить куда больше за аренду торговых площадей? Если бизнес без 200-300-процентной прибыли — это уже как-то          бизнес не по-сургутски. Да и в самой администрации уже привыкли к подобным метаморфозам, когда гаражные боксы превращаются чудесным образом в куда более выгодную недвижимость. Иначе как еще можно объяснить произошедшее в следующей истории.

   Многоярусную стоянку на улице Островского, которая несколько лет строилась на деньги дольщиков и считалась именно паркингом, не так давно департамент имущественных и земельных отношений, неожиданно причислил к объектам торговли. То ли в ДИЗО уже привыкли, что гараж действительно гаражом быть не может, то ли всему виной какое-то недопонимание между чиновниками, застройщиками и рядовыми автовладельцами.

   Борьба с нехваткой парковочных мест это почетная обязанность властей, которую они ведут уже давно и активно, но почему то безрезультатно. То чиновники объявляют войну так называемым «подснежникам», правда этот крестовый поход с треском провалился. Ведь груды автохлама и по сей день продолжаю ржаветь в сургутских дворах. Затем чиновники и депутаты возложили ответственность за комфорт на застройщиков. Обязав последних возводить вместе с домами паркинги, из расчета одно место на квартиру. Однако и эта мера должного результата не принесла. «Востребованность парковок составляет 10%. На парковке стоит 7-10 автомобилей. Это очень дорогое удовольствие построить саму парковку, содержание, эксплуатация. Цены снижены до предела, но тем не менее они пустые», — резюмировал представитель управляющий компании по обслуживанию и эксплуатации парковок Валерий Запьянцев.

   Средняя ежемесячная стоимость аренды 5 тысяч рублей, можно и выкупить парковочное место в собственность. Заплатить придется от четырехсот до семисот тысяч рублей. Впрочем, учитывая, что большинство населения живет, так сказать, в кредит такая сумма многим попросту не по карману. Вот и бросают сургутяне свои автомобили где придется. Будь то газоны, детские площадки или пешеходные тротуары. В то время как подземные паркинги, расположенные в этих же дворах так и стоят не востребованные. Ну какой русский человек будет палить за то, что он и так может получить, как говориться, на халяву. «Люди готовы мериться ради условной экономии с тем, что не может проехать пожарная служба, не могут проехать медики, огромное количество мелких аварий. И самое главное — дворы уже больше напоминают производственные зоны», — отметил депутат думы Сургута Владимир Болотов.

   Впрочем есть люди, готовые самостоятельно, а главное цивилизованно решать проблему нехватки парковочных мест. Так, например, на улице Профсоюзов застройщик арендовал землю и при участии дольщиков, то есть простых автолюбителей, возвел здание с гаражными боксами. Причем участок был выделен как раз для этих целей. Но по каким-то причинам сотрудникам городского ДИЗО показалось, что это не гаражный, а торговый комплекс. И, соответственно, арендная плата для владельцев гаражных боксов, которые, судя по всему, перепутали с бутиками, выросла в четыре раза. «Это вызвало бурю возмущения и недовольства. Люди несогласны с позицией администрации города Сургута. Требуют объяснения, на каком основании произведен измененный вид разрешенного использования. То есть, объяснить людям, почему гараж их стал магазином или каким-то иным объектом бытового служения, мы не можем, потому что непонятно как. Люди размещают свои автомобили в гаражах. Никто там не торгует и иным каким-либо видом деятельности не занимается», — пояснил застройщик генеральный директор ООО «Стройкурс» Владимир Петренко.

   Застройщик предполагает, гаражный комплекс посчитали торговым только из-за того, что в ходе строительства в проект добавили автомойку, магазин автозапчастей и СТО. Но ведь это, так сказать, всего лишь профильные пристройки. А ведь в истории предоставления земельных участков в Сургуте были и более радикальные метаморфозы. Земли, на которых расположены «Богатырь» и «Рандеву» изначально выделялись под строительство автостоянок. Но в отличии от них, в многоэтажном комплексе «городской гараж» действительно построили боксы, а не бутики. «Фактически вид разрешенного использования соответствует тому виду, который внесен в проект документации и государственный кадастр недвижимости. Поэтому было написано коллективное обращение в администрацию Сургута главе города Попову. В настоящее время оно зарегистрировано, находится в администрации города, поэтому мы просим администрацию назначить совещание. Многие граждане — наши владельцы гаражей хотят сами лично присутствовать на данном совещании», — добавил Владимир Петренко.

   Ну не парадокс ли? С одной стороны, власти проявляют бурную деятельность, пытаясь разгрузить сургутские дворы. Заставляя строителей выполнять, как оказалось, никому ненужную и дорогую работу. А тех, кто самостоятельно проявляет инициативу чиновники бьют по рукам.

   Конечно, очень бы хотелось, чтобы в городе появились нормальные жёсткие правила, когда каждый объект в конце строительства будет соответствовать своему первоначальному предназначению. Чтобы уже никто не могу сказать, мол, ваш гараж на магазин похож, а ваш магазин, извините, баню напоминает… Получится ли ввести такие градостроительные правила — пока непонятно. Во всяком случае сегодня в это мало кто верит. Так уж извините, за долгие годы сложилось в привычку. Депутаты не доверяют чиновникам. Чиновники не доверяют бизнесменам. А жители не доверяют вообще никому.

Автор: Людмила Осьминкина, Ольга Парий, Мария Александрова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ