Мне бы в небо! Почему частный самолет уже не роскошь, а средство передвижения?

20:18 08.02.2013 Общество 3477 просмотров

   Аэропорт Сургута готовится к большим переменам. Сейчас руководство аэропорта ведёт переговоры с городской администрацией о выкупе доли имущества муниципалитета. После передачи его в собственность в здание аэровокзала начнётся масштабная реконструкция.

   О том, что её необходимость давно назрела, уже говорят не только сотрудники аэровокзала, но и сами горожане. Здание аэропорта уже стало тесным для такого количества пассажиров. Это наглядно продемонстрировала ситуация, возникшая в прошлые выходные. Когда из-за нелётной погоды было задержано несколько рейсов, и в зале ожидания скопилось более тысячи пассажиров. Конечно, такие форс-мажорные ситуации возникают в сургутском небе нечасто. Но понятно, что для нашего интенсивно развивающегося города его воздушные ворота уже стали узкими. Об этом открыто заявил в эксклюзивном интервью нашей телекомпании генеральный директор аэропорта «Сургут» Евгений Дьячков: «Пропускная способность взлётно-посадочной полосы достаточная большая, она может принять в десятки раз больше судов, чем сейчас. Но это тоже может стать узким горлышком».

   Намеченная реконструкция аэровокзала позволит Сургуту принимать значительно больше рейсов, и даже расширить географию полётов. Ведь представить себе наш город без авиационного сообщения просто невозможно. Аэропорт здесь появился даже раньше, чем были построены дома и дороги. И сегодня, когда до нас можно добраться уже любыми видами транспорта, Сургут по-прежнему сохраняет ключевую роль в гражданской авиации. Хотя бы потому, что именно отсюда контролируется воздушное движение над регионом — от Тюмени до Карского моря. Причём наши диспетчеры «ведут» не только самолёты, которые взлетают и садятся в Сургуте, но и воздушные суда, которые только пролетают над нами.

   Нам кажется, что воздушное пространство Сургута не загружено, сюда редко заходят международные рейсы, да и внутренние не такие регулярные, как в Москве. Но это только кажется. В сутки диспетчеры контролируют сотни рейсов. Можно сказать, через небо Сургута проложена одна из самых напряженных воздушных трасс, которая связывает Европу с Дальним Востоком.

   О масштабе работы говорит радиолокационный комплекс, который установлен недалеко от здания аэропорта. Это глаза авиадиспетчера. Он позволяет увидеть воздушные суда на удалении более 400 километров от Сургута, и на высоте 16 километров. Данные отсюда передаются в Тюмень и на мониторы сургутских авиадиспетчеров. Главная их задача обеспечить здесь, на земле, безопасность тех, кто в небе.

   Владимир Рогов в гражданской авиации уже 40 лет. В детстве жил недалеко от аэродрома. Как сам говорит, шум взлетающего АН-2 — до сих пор главное воспоминание юных лет. Он просто не мог выбрать профессию, не связанную с полетами, так и стал авиадиспетчером. «Сама профессия влекла за собой. Это наверное трудно понять, но дело в том, что есть некоторые элементы в нашей работе, когда хочется проверить свои психофизиологические возможности», — поделился старший диспетчер службы движения сургутского центра обслуживания воздушного движения Владимир Рогов.

   Сегодня коллеги Владимира Рогова в основном те, кто как и он, стали авиадиспетчерами еще во времена Советского Союза. Стажа и опыта — десятки лет. С одной стороны хорошо, что хоть ночью разбуди таких специалистов — выберут верный маршрут для самолета. С другой стороны, не хотелось бы повторять ситуацию 90-х годов, когда «старики» уходили, а на их место прийти было некому. «Не так давно была нехватка персонала обслуживания воздушного движения, тем более грамотного, знающего в совершенстве английский язык. Каждый диспетчер должен обладать четвертым уровнем владения английским языком по шкале ИКАО. Сейчас это компенсируется молодыми специалистами», — отметил начальник службы движения сургутского центра обслуживания воздушного движения Сергей Гриб.

   Начальник службы движения Сергей Гриб внес непосредственный вклад в приток кадров. Два сына пошли по его стопам. Вообще, сегодня всю страну обеспечивает авиадиспетчерами только три образовательных учреждения: в Ульяновске, Питере и Красноярске. Как и во всей российской авиации проблема с молодыми специалистами существует. К тому же, каждого новичка нужно еще доучивать.

   Тяжело в учении, легко в бою. Задания на тренажере — максимальной сложности. Здесь шутят, если вы прошли тренажер с первого раза — это не ваша заслуга, а наша недоработка. Все навыки должны отскакивать от зубов. Ведь на кону — безопасность пассажиров. Такой тренажер относительно недавно прошла выпускница Санкт-Петербургской академии гражданской авиации Екатерина Журавлева. «Может быть это не женская профессия, но она очень интересная лично для меня. Я считаю, что это необычно, увлекательно. Со школьных времен я решила стать диспетчером. Мой папа работал диспетчером и я всегда ему поклонялась, может быть, даже завидовала, и хотела быть такой же, как отец», — рассказала диспетчер диспетчерского пункта «Вышка» сургутского центра обслуживания воздушного движения Екатерина Журавлева.

   За мониторами сегодня те, кто пришел в профессию еще во времена Союза или продолжатели династии. Конечно, профессия авиадиспетчер не привлекает нынче молодежь так, как менеджер, например. Да и надо ли это? Авиадиспетчер — штучный экземпляр. «Она должна привлекать молодежь тем, что это и работа на новейших средствах отображения информации, работа с персональными компьютерами, это знание английского языка, ну, и вообще — это драйв», — заверил Сергей Гриб.

   Кадровый дефицит сегодня ощущают не только авиадиспетчеры. Эта проблема стала больной темой для всей авиации. На этой неделе Минтранс сообщил, что уже подготовил поправки в Воздушный кодекс, которые позволят нанимать на должности командиров воздушных судов граждан других государств. Другими словами, буквально через полгода российскими самолётами смогут управлять гастарбайтеры. В общем, дожились! Или долетались.

   И хоть в Минтрансе уверяют, что такая практика существует во многих странах, и мера эта временная, пока не обучим своих лётчиков, но всё равно она вызывает сомнения. Ведь вряд ли к нам приедут пилоты — суперпрофессионалы, считают эксперты. Скорей всего, трудоустроиться попытаются те, кто по каким-то причинам не нашел работы за рубежом. В то же время авиакомпании жалуются, что не могут увеличивать количество рейсов и закупать дополнительные самолёты — на них просто некому будет летать.

   Дефицит лётного состава в России сегодня составляет 700-800 человек. Молодёжь не торопится выбирать специальности, связанные с авиацией. А система профориентации, куда входили парашютные секции и аэроклубы при ДОСААФ, приказала долго жить ещё лет 20 назад. И начала возрождаться только сейчас. Причём в большинстве случаев — силами энтузиастов. К примеру, в нашем городе уже три года действует клуб «СургутАвиа». Сюда приходят те, кто раньше мечтал о небе, как о чём-то несбыточном, а теперь получил реальный шанс стать пилотами. Есть среди курсантов клуба и совсем молодые люди, которые планируют связать свою жизнь с большой авиацией.

   С высоты птичьего полета наблюдать за просторами Павел Стрельников мечтал с самого детства. И вот сейчас говорит, наконец, настало то время, когда осуществление желания абсолютно реально. Павел — курсант сургутского авиаклуба «СургутАвиа» и уже выполняет полеты самостоятельно. Но не только ради исполнения мальчишеской мечты Павел решил стать пилотом. Он убежден, за авиацией общего назначения, иначе говоря, за частными пилотами на маленьких самолетах — будущее.

   Сургутскому авиаклубу три года. На его базе будущие пилоты занимаются полгода, чтобы получить свидетельство пилота-любителя. Оно дает право управлять воздушными судами легче 500 килограммов. Курсанты изучают порядка 10 дисциплин. По окончанию каждой — экзамен. Ну а в конце всего курса главное испытание — знания проверяет представитель Росавиации, который для этого специально прилетает в Сургут.

   Развитие авиации общего назначение особенно актуально для тех территорий, где не везде есть дороги. Просто потому, что, как у нас, их нерезонно строить через каждое болото. Часто приводят в пример Аляску. По количеству населения этот американский штат больше Сургута примерно в два раза. При этом там около 300 аэропортов и авиакомпаний. Здесь базируется 11 тысяч самолетов, 85% из которых одномоторные.

   — На Аляске буквально так: дом, гараж с машиной, а рядом собственный самолет. Практически во дворе взлетно-посадочная полоса. Не надо вырубать деревья для дорожных трасс. По воздуху выходит экономичнее и быстрее.

   Понятно, что и это требует определенных затрат. В какой-то степени они сопоставимы с содержанием автомобиля. К слову, небольшой самолет стоит, как хорошая иномарка. Вот, правда, доставить самолет из-за границы порой куда сложнее, иногда таможня не дает добро. А российские производители самолетов пока не заинтересованы в создании техники для частных пилотов. Но, как говорится, спрос рождает предложение. «Мы сегодня проходим тот путь, который проходили в 90-х годах с автомобилями. Приток автомобилей был в основном из-за рубежа. Все пересаживались с отечественных „Жигулей“ на иномарки разной степени ухоженности. То же самое происходит сегодня в авиации», — подчеркнул председатель совета авиаклуба «СургутАвиа» Александр Лушаков.

   Авиация общего назначения в России на пути становления. Авиаторы-любители уже уверены в ее необходимости. Благодаря их энтузиазму в стране создаются авиаклубы, продвигающие малую авиацию. И кто знает, возможно через десяток лет летать из дома на работу — будет вполне реально.

   Почему люди не летают, как птицы? Удивительно, но пилотам-любителям удалось за несколько лет обратить на себя внимание российских властей. Сейчас в правительстве разрабатывается программа по развитию так называемой авиации общего назначения — прорабатываются варианты, где и на каких условиях её можно будет использовать. Пилотным регионом для этого проекта станет Приволжский федеральный округ. На очереди — Дальний Восток и Сибирь. Так что, возможно, со временем развитие малой авиации действительно сделает полёты более доступными для всех. Во всяком случае, по цене.

Автор: Людмила Осьминкина, Мария Александрова, Сергей Чемеков

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
Комментарии: 2
Татьяна вы правы, клуб существует уже давно и название ему Авиационный спортивно-технический клуб «Полёт». Это «Сургутавиа» появился недавно.  

# Андрей Павлович 21.08.2013 18:23:14 0

 Странно! Я полагала, что клуб гораздо старше! А! Там же рядом учат летчиков в Пилоте.

# Татьяна 21.08.2013 17:56:32 0

НАВЕРХ