Их работа - небесные трассы. Гражданской авиации в России 90 лет
У сургутской службы авиадиспетчеров начинается реорганизация. Их в Сургуте станет меньше. Порядка десяти специалистов уже переехали в Тюмень. Там создается укрупненный диспетчерский центр. При этом речь не идет об увольнении специалистов, а об их распределении. Планируется, что в России вместо 120 центров управления воздушным движением останется всего 13.
Сургутские авиадиспетчеры в перспективе не будут контролировать транзитные рейсы, а только те воздушные суда, которые либо взлетают, либо приземляются в зоне ответственности сургутского центра обслуживания. Специалисты считают, такое укрупнение улучшит безопасность полетов. Ведь, как показывает практика, наибольшая вероятность просчетов при управлении воздушным движением на стыках зон ответственности. Еще одна задача реорганизации — экономия. И сил отдельно взятого диспетчера, и средств, которые уходят на обеспечение работ диспетчерских центров. Ведь загруженность воздушных трасс неравномерная, другими словами,
«Укрупненный центр — это значит больше контроля, это единообразие в управлении воздушным движением, единообразие в разработке всех документов, это коллектив, который больше и им можно более рационально управлять», — пояснил начальник сургутского центра обслуживания воздушного движения Александр Грин.
Гражданской авиации в России 9 февраля исполняется 90 лет. Еще один юбилей — 40-летний — отметит единая система организации воздушного движения, то есть авиадиспетчеры России.
Еще один член экипажа, только на земле. Так называют авиадиспетчеров. Если пилот управляет в воздухе одним самолетом, диспетчеры контролируют полет десятков. Их главная задача, чтобы любое воздушное судно шло по своему, не пересекающемуся с другими, маршруту. Как говорит Владимир Рогов, старший диспетчер службы движения сургутского центра обслуживания воздушного движения, «не бывает равномерной нагрузки, случаются пиковые нагрузки, когда человек просчитывает ситуации».
Владимир Рогов уже 40 лет работает авиадиспетчером. Он помнит еще те времена, когда все данные о пролетающих рейсах, например, номер, высоту, нужно было держать в голове. Теперь представьте, что один диспетчер параллельно может вести несколько десятков самолетов и вертолетов. Конечно, сегодня, благодаря современной технике, вся нужная информация — на мониторе диспетчера.
Нам кажется, что воздушное пространство Сургута не загружено, сюда редко заходят международные рейсы, да и внутренние не такие регулярные, как в Москве. Но это только кажется. В сутки диспетчеры контролируют сотни рейсов, можно сказать, через небо Сургута проложена одна из самых напряженных воздушных трасс, которая связывает Европу с Дальним Востоком.
Радиолокационный комплекс, который установлен недалеко от здания аэропорта, это глаза авиадиспетчера. Он позволяет увидеть воздушные суда на удалении более 400 километров от Сургута, и на высоте 16 километров. Без него управление самолетами и вертолетами невозможно. «Параллельно информация поступает в Тюмень, идет модернизация системы. Осуществляется управление верхним воздушным пространством только из Тюмени, поэтому часть информации передается туда», — рассказал ведущий инженер обзорного радиолокатора сургутского центра организации воздушного движения Николай Ребизант.
Безопасность гарантирована — в комплексе два запасных локатора и дизельгенератор. К слову, практически вся техника российского производства. Причем она ни чем не уступает зарубежным аналогам. «Линейно-аппаратный зал контрольно-диспетчерского пункта — это сердце управления воздушного движения в плане технического оснащения», — отметил ведущий инженер командно-диспетчерского пункта сургутского центра обслуживания воздушного движения Андрей Долгих.
Можно сказать, серверная стойка — черный ящик аэропорта. Сюда поступает не только локационная информация, также записываются разговоры наземных служб. Это делается в том числе и для контроля действий авиадиспетчеров. «На данный момент мы слушаем разговор экипажа и диспетчера РЦ, который ведет самолет. Все это записывается в протокол в обязательном порядке с указанием номера протокола», — пояснила техник обработки полетной информации сургутского центра обслуживания воздушного движения Ольга Штанько.
Раз в месяц вручную делаются выписки порой многочасовых переговоров каждого диспетчера с экипажем. Таким образом проверяется качество работы. Лишние слова запрещены. Во времена Советского Союза нельзя было даже желать экипажу доброго времени суток. Сегодня «здравствуйте» и «до свидания» входят в лексикон авиадиспетчера, в основном на английском языке. «Каждый диспетчер должен обладать четвертым уровнем владения английским языком по шкале ИКАО. Ну, а 5-6 уровень — свободное общение, конечно, приветствуется», — подчеркнул начальник службы движения сургутского центра обслуживания воздушного движения Сергей Гриб.
На мониторе диспетчера вся информация о рейсах, метеоусловиях на английском языке. Над тем, чтобы она отражалась на мониторе в понятном и лаконичном виде, работает целая группа специалистов. Все воздушные суда, которые ведет авиадиспетчер, передвигаются на экране в режиме реального времени. Какие-то из них боинги с сотнями пассажиров, какие-то небольшие вертолеты с несколькими членами экипажа. В любом случае везде находятся люди. В конечном счете, за их безопасность в воздухе отвечает авиадиспетчер на земле.
С недавних пор функции сургутских авиадиспетчеров расширились. Они помогают пилотам авиации общего назначения, которая в последнее время активно развивается в Сургуте. «То пространство, в которой летает малая авиация, она выделена в так называемую зону G. Диспетчер там не управляет, он является естественным помощником пилотов в плане информирования. То есть информацию, которую мы собираем от метеорологов, от штурманских служб по запросу пилота выдаем ее ему», — резюмировал и.о. начальника районного диспетчерского центра по управлению воздушным движением сургутского центра обслуживанию воздушного движения Роман Старинский.
Авиаклуб «СургутАвиа» в этом году отметит три года. На его базе ведется полугодичный курс для тех, кто хочет получить пилотское свидетельство на право управлять сверхлегкими воздушными судами, вес которых не больше 500 килограммов. Некоторые новоиспеченные пилоты не тянут с покупкой собственных самолетов. Стоят они, кстати, как хорошая иномарка. Для кого-то небо — мечта детства, а
«Темпы развития нашего клуба достаточно интенсивные. В 2010 году у нас был один самолет, сегодня на площадке семь самолетов. Четыре из них клубных, три самолета — самолеты частных пилотов. Думаю, что с каждым годом их будет становиться все больше и больше», — считает председатель совета авиаклуба «СургутАвиа» Александр Лушаков.
Автор: Мария Александрова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале