Кто довел УК «Вордгрин» до банкротства?
Коммунальная сенсация! Управляющая компания «Вордгрин» официально объявила о своем банкротстве. Причина такого решения — почти 50 миллионов долгов ресурсоснабжающим организациям, накопленных в течение нескольких лет.
Ситуация, прямо скажем, неординарная. Задолженность перед поставщиками тепла, воды и электричества есть у многих управляющих компаний, но то, что этот факт стал причиной ликвидации компании — такое в нашем городе происходит впервые. Потому сам собой напрашивается вопрос: а как это вообще могло получиться? Ведь, глядя на наши суммы в расчетках, нам — обычным горожанам, порой кажется, что у коммунальщиков денег буквально куры не клюют. Существует несколько версий сложившейся ситуации.
Первая, самая простая, руководство «Вордгрина» просто не справилось с возложенными обязанностями и не смогло просчитать свои поступления и затраты. Вторая, выдвинутая депутатами города, в какой-то степени исходит из первой. Поняв, что компания не может рассчитаться с долгами, руководство сознательно пошло на банкротство, чтобы затем перевести свой жилфонд в ведение другой управляющей компании, учредителем которой (по чистой случайности) оно же и является. Ну и ещё одну версию выдвигают сами руководители «Вордгрина». Банкротство их компании — результат происков конкурентов, которые решили отобрать дома у маленькой компании. Тем более, что о своей готовности принять этот жилфонд уже заявили управляющие компании «Восточный ДЕЗ» и «Тепловик».
То, что их дом не отключили от газоснабжения в новогодние каникулы, Татьяна Харохордова считает настоящим чудом. Если бы это произошло, как бы его жители готовились к празднику, одному Богу известно. Кухонные плиты в 5-этажке работают на газу. А поставщики планировали прекратить его подачу в дом из-за накопившихся долгов. Почему управляющая компания «Вордгрин» вовремя с ними не рассчитывалась — вопрос, который продолжает мучить жителей даже после того, как коммунальщики объявили себя банкротом.
Впрочем, главный кредитор «Вордгрина» — это «Городские тепловые сети». Управляющая компания должна этому предприятию почти 45 миллионов рублей. Такие новости стали крайне неприятным сюрпризом и для нынешнего руководства фирмы. Оно уверяет, что долги ему достались от прежних учредителей, которые при перепродаже УК почему-то постеснялись рассказать об этом новым владельцам. Схема появления этих долгов оказалась до безобразия проста. Жители ежемесячно платили управляющей компании деньги за услуги ЖКХ. А ее бывший топ-менеджмент иногда пускал часть средств налево, вместо того, чтобы рассчитываться с поставщиками ресурсов. Таким образом за несколько лет накопилась приличная сумма. Как заверил исполнительный директор УК «Вордгрин» Сергей Елишев, прежние учредители компании позволяли себе отпуска за счет средств УК и оплату обучения своих детей.
Бывшими учредителями «Вордгрина» давно интересуются работники правоохранительных органов. В отношении этих людей возбуждены уголовные дела. Но это не уберегло УК от финансового краха. Новое руководство «Вордгрина», видимо, не пожелало ухватиться за руку помощи, которую протягивали им местные власти, так как и после смены учредителей задолженность за тепло продолжала расти.
Теперь в каждом из 18 домов, которые обслуживал «Вордгрин», должны пройти выборы новой управляющей компании. О своей готовности взять под крыло этот жилой фонд уже заявило несколько игроков на коммунальном рынке. И, как водится перед любым голосованием, сейчас идет настоящая предвыборная кампания. Например, подъезды начали сверкать чистотой, работники управляющих компаний в общении стали предельно вежливы и корректны, более того, одна из фирм поздравила жителей с Крещением. Как и во время политических выборов делается все, чтобы завоевать сердца и умы избирателей, но большинство жителей чувствуют себя чужими на этом празднике жизни. Попав под прессинг предвыборной пропаганды и агитации, они самостоятельно не могут отделить зерна от плевел, а это вызывает лишь отторжение.
Главный вопрос, который возникает в истории с «Вордгрином» у всех остальных горожан — что это было? Единичный случай или прецедент, означающий, что в Сургуте продолжается агрессивный передел коммунального рынка? Если таковой вообще имеется. Сейчас весь городской жилфонд обслуживают порядка 40 управляющих компаний. Большинство из них выросли из бывших подрядчиков двух ДЕЗов — Центрального и Восточного районов. Считалось, что став самостоятельными организациями, мелкие предприятия смогут со временем составить конкуренцию коммунальным монополистам. А значит, это будет способствовать формированию рынка услуг.
Но ситуация с «Вордгрином» заставляет сомневаться: а на самом ли деле учредители новых компаний ставили именно такие цели? В студии программы «За скобками» на этой неделе обсуждалась тема банкротства «Вордгрина». Интересы пострадавшей стороны почему-то защищал Сергей Елишев — учредитель других управляющих компаний, причем компаний, конкурирующих с «Вордгрином». В процессе обсуждения выяснилось, что учредитель УК «Тэксиб» в данный момент помогает руководить «Вордгрином». А вот его оппонентом на программе выступал нынешний директор Восточного ДЕЗа. Который, как это ни парадоксально, но тоже в своё время оказался в числе учредителей злополучной компании. Но потом почему-то вышел из их состава. О какой конкуренции в таком случае может идти речь, если за разными фирмами, как оказалось, стоят одни и те же люди? Так кому выгодно плодить управляющие компании, для чего это делается и как быть в такой ситуации жителям?
Про техническое состояние каждого из 350 домов, которые находятся на обслуживании в его управляющей компании, Вячеслав Чураков знает все. Однако даже самые крупные игроки на рынке не могут пообещать жителям создание коммунального рая в отдельно взятой многоэтажке. В прошлом году управляющие компании обязали производить так называемое расщепление платежей. Это значит, что после оплаты жителями услуг ЖКХ, все деньги автоматически попадают к их получателям. Большая часть, естественно, к поставщикам ресурсов. А на счетах УК остается лишь то, что собственники платят за содержание жилья. С одной стороны, вроде все справедливо. Долги перед поставщиками стали снижаться. Зато теперь ущемленными чувствуют себя управляющие компании. Создатели этого закона не задумались о способах его исполнения. Если 97% собственников заплатили, а поставщики ресурсов требуют отдать 100% денег, где управляющая компания 3% возьмет, сетует заместитель директора управляющей компании Вячеслав Чураков.
Трудностей и забот у компаний хватает, но просто так взять и повысить расценки на содержание жилья они не могут. По закону, они должны согласовывать их с жителями, но коммунальщики считают, что это безнадежное дело. Поэтому тарифы увеличиваются лишь, когда местные власти пересматривают стоимость услуг по содержанию муниципального жилья. А происходит это только один раз в несколько лет.
Несколько лет назад в результате выборов, каждая сургутская многоэтажка отошла под крыло той или иной управляющей компании или ТСЖ. За это время на коммунальной карте города, конечно, произошли изменения. Какие-то фирмы ушли с рынка, какие-то, наоборот, появились. Но все основные игроки остались на месте и неплохо себя чувствуют. Возможно и коммунальщиков, и самих жителей такая ситуация вполне устраивает? Как в анекдоте: одни делают вид, что работают, а другие, что платят.
Монтаж видеонаблюдения, асфальтирование парковок, реконструкция систем вентиляции — о работе, проделанной ТСЖ, его председатель Игорь Евстратов может говорить часами. Когда-то высотку по набережной Ивана Кайдалова тоже обслуживала управляющая компания. Однако жителей не устроило качество сервиса. Поэтому они решили взять управление домом в свои руки и спустя время нисколько об этом не жалеют. «У управляющих компаний в уставе первым пунктом написано то, что они созданы для извлечения прибыли. ТСЖ — это некоммерческая организация. Все деньги поступают от жителей и остаются в доме. Это позволяет все деньги тратить на содержание и управление домом», — рассказал председатель ТСЖ Игорь Евстратов.
Более того, члены ТСЖ даже не поднимали тариф на содержание жилья. Вполне обходятся расценками, которые были приняты еще в 2006 году. На текущие траты вполне хватает. Дополнительные расходы, в случае необходимости, утверждают на общих собраниях. В общем, редкий пример жителей, которые вместо того, чтобы подчиняться странным законам сургутского коммунального рынка, просто создали свои собственные.
Последний пример довольно большая редкость для нашего города. Реальностью доказано, что товарищества собственников жилья могут быть панацеей от всех коммунальных бед, если они созданы самими жильцами и ими же управляются. В иных случаях ТСЖ ничем не отличаются от нанятых управляющих компаний. Сами взаимоотношения с коммунальщиками изначально были выстроены неправильно и сегодня требуют кардинальных изменений, считают наши эксперты.
«Схема смены управляющей компании довольно сложная. Дело в том, что провести общее собрание собственников объектов недвижимости в большом доме сложно. А люди махают рукой: да ладно, и так сойдет. Иногда доходит до того, что человек, которого не устраивают коммунальные услуги в этом районе, просто продает квартиру и переезжает в другой район. Проще продать квартиру и купить в другом районе, чем подбивать инициативную группу и проводить общие собрания жителей, чтобы сменить управляющую компанию. Люди еще не понимают, что они могут требовать от управляющей компании того, что она обязана выполнить. Они считают, что ДЕЗ — это какая-то вышестоящая организация, которой они должны. А если управляющая компания чувствует, что ей все должны, то зачем она будет стараться, если ей и так все должны», — считает адвокат Алексей Редькин. А когда люди заселяются в новый дом и создают свое ТСЖ, то стараются для себя
«Сам механизм предоставления услуг поставлен с ног на голову. Вы, как заказчик услуг, становитесь должны сразу после того, как услуга оказана, не приняв эту услугу. По окончанию месяца, даже если вы не заключали договора с УК, но зарегистрированы по месту жительства, вы автоматически получаете счёт. А сумму управляющая компания уже поставила себе в доходную часть. Если вы недовольны оказанной услугой, то вынуждены доказать в суде, что эта услуга была оказана некачественно или в неполном объёме», — пояснил депутат думы Сургута Евгений Дьячков. «Есть вариант, требующий очень серьезной проработки. Деньги за услуги, такие как: уборка, содержание, ремонты и так далее, УК может поставить себе в доходную часть только через определённый промежуток времени, например 10 дней. Должен быть выработан некий механизм, по которому в течение 10 дней вы имеете право официально заявить своё несогласие с суммой. Тогда УК, получив от вас официальное заявление, не может поставить эту сумму себе в доходную часть», — продолжил депутат. Этот механизм предлагается внедрить для того, чтобы заказчик услуги получил бы реальную возможность воздействовать на исполнителя, добавил он.
Видимо, тут срабатывает волшебное слово «управляющая». При этом мало кто задумывается, что управляет компания только домом, а не его жильцами. И только от них зависит, будут ли коммунальщики работать на их благо или в одночасье обанкротятся, оставив свои долги горожанам. «Принять решение о смене управляющей компании могут только жители или общее собрание собственников. Долги за конкретным жителем останутся. Если это банкротство, конечно, в первую очередь пострадают наши ресурсоснабжающие организации. Потому что по процедуре они встанут в очередь кредиторов и с большой вероятностью не получат. Тем, кто наделал долги и ушел, им, по сути, повезло», — резюмировал директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Владимир Базаров.
Авторы: Дмитрий Завьялов, Сергей Зотов, Татьяна Бухарова, Людмила Осьминкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Тем, кто не знает: До банкротства УК Вордгрин довели двое из ларца — Елишев С. Е. и Гурин В. А.