Фараоны отдыхают. В Сургуте построили пирамиду из отчетов по снегоуборке
Вокруг чего шум? Одной из самых обсуждаемых тем этой недели стали разоблачения и аресты бывших руководителей аппарата Министерства обороны. После отставки министра Сердюкова вдруг выяснилось, что в этом ведомстве, где, казалось бы, должна царить военная дисциплина и армейский порядок, на самом деле полный бардак. Более того, там воруют! Причем на всём — начиная от закупки вооружения и заканчивая пошивом новых галифе от Юдашкина. И такими объёмами, что благосостоянию госчиновников могут позавидовать арабские шейхи. Понятно, что такая громкая борьба с коррупционерами самого высокого ранга вызывает общее одобрение населения.
Мол, наконец-то открылась истина и виновных прижмут к ногтю. Вопрос только в одном: а что изменится после этих показательных дел в принципе? То, что в самых высших эшелонах власти не всё гладко и чисто все мы, откровенно говоря, если и не знали, то давно догадывались. Так что обнародованный, и даже — распиаренный — коррупционный скандал ничем не удивил. Ни самим фактом воровства, ни его масштабами. Вся эта история скорее вызывает раздражение. Ведь какими бы громкими не были разоблачения, сама система управления и распределения бюджетных средств по сути останется прежней.
А значит, потенциальная возможность не совсем честного использования казённых денег тоже никуда не денется. Особенно там, где результат не очевиден и его трудно проконтролировать. К примеру, как подсчитать много или мало город заплатил за уборку снега в прошлом году? Ведь как сейчас узнаешь, сколько снега было действительно убрано с улиц, а сколько растаяло естественным образом, не дожидаясь техники? Неблагодарным делом докопаться-таки до истины занялся депутат думы Сургута Анатолий Вац. В своём блоге на одном из местных интернет-ресурсов он высказал сомнения по поводу объемов вывезенных осадков. И задался вопросом: а не был ли прошлогодний снег виртуальным? Эта же проблема заинтересовала и других депутатов. И на недавних думских слушаниях этот вопрос они адресовали чиновникам городской администрации.
Фантастика это или реальность, подтверждённая аргументами, мы решили узнать у самого автора и возмутителя спокойствия депутата Анатолия Ваца. «Если техника работает каждый день с 1 ноября по 30 апреля, 150 дней, чего мы никогда не видели, то ведь каждый день должны вывозить 14,5 тысяч кубических метров снега или, в автомобилях, каждый день около тысячи грузовиков снега, чтобы 2 миллиона 189 тысяч кубических метров попало на полигон. Практически никому не удаётся, даже после обильного снегопада вывезти больше 10 тысяч кубометров снега, даже если работает полторы тысячи единиц техники. Получается, что такое количество снега конечно же не вывозилось, вывозилось, но меньше. Я считаю, что это выгодно — выгодно владельцам полигонов, которые ничего не делают, а копеечку получают, выгодно подрядчикам, которые фактически вывозят, не тратят бензин, не эксплуатируют технику, а деньги сполна за это получают и не важно откуда эти деньги из бюджета или коммерческой организации», — считает депутат думы Сургута Анатолий Вац.
Конечно, любые расчёты можно подвергнуть сомнению. Мол, формула не та и методикой депутат явно не владеет. Но вот свежий пример. На днях в Москве случился небывалый снегопад — выпала едва ли не месячная норма осадков. Коммунальные службы до сих пор работают в авральном режиме.
На дорогах столицы работает 12 тысяч единиц техники. За 2 дня москвичи вывезли на полигоны 300 тысяч кубометров снега. А теперь, для сравнения, наши коммунальщики за два дня прошлой зимой вывозили 29 тысяч кубов, имея всего-то 120-130 единиц техники. То есть в 100 раз меньше, чем у москвичей. Другими словами, будь у нас столько же, легко бы вывезли 2 миллиона 900 тысяч кубометров за 2 дня!
Может дело в том, что столичные расценки намного выше наших сибирских. Соответственно и очевидных задокументированных стараний на каждый заработанный рубль у них меньше. В общем, столичным жителям явно нужно приглашать сургутян на помощь. Наши вывезут снега даже больше, чем выпало. Возможно ли это в принципе? Сколько на это понадобится сил, средств и какова будет высота снежной кучи?
Нефтяники складируют снег под чутким надзором всевозможных контролирующих органов, метр влево, метр вправо — не расстрел конечно, но экологи могут эту деятельность и свернуть за самовольное расширение границ полигона и последующий вред природе. Но, как известно, Россия богата талантами и рекорды мыслимые и немыслимые нам по плечу! На одном из муниципальных полигонов, площадью 2,23 гектара, заявленная проектная мощность, другими словами, вмещающийся на этот клочок земли объём снега — 700 тысяч метров!
То есть, если взять формулу из школьного учебника геометрии, где: V — это объём, S — площадь полигона, а высоту — h, неизвестную, вычислить довольно просто. Представим, что полигон это своего рода куб, тогда 700 тысяч кубических метров надо разделить на 22 тысячи 300 метров квадратных. Итог 31 метр — снежный квадрат высотой с десятиэтажку. Правда вот снег таким образом хранится не может, скорее должно получится нечто конусоподобное и при этом высота вырастет раза в 2. Цифра уж совсем запредельная.
Не просто сложно, а практически невозможно. Но если всё-таки представить, что возможно, то сколько ж это рейсов надо совершить автопарку муниципальных подрядчиков? Вернёмся к математике. За основу, конечно же, берем указанные в отчете комитета по природопользованию и экологии 2 миллиона 189 тысяч 195 кубометров снега, которые, опять же по документам, были складированы на полигонах в прошлом году. Осадки из города вывозят в течении 5 месяцев. Общий объём делим на количество дней получается около 14 с половиной тысяч кубометров. Именно столько, ежедневно, должны были буквально вываливать самосвалы на городские площадки для складирования снега. А если учесть, что средняя вместимость грузовика 15 кубов, то рейсов получается около тысячи.
«Если близкое расстояние, например, с улицы Аэрофлотской — 20-25 рейсов, а с Островского, с Пушкина — 15-18», — поведал водитель ГП Югры «Северавтодор» Абдул Ибрагимов.
Судя по словам Абдула Ибрагимова, водителя в одной из подрядных организаций, занимающейся зимним содержанием дорог, тысяча рейсов в сутки цифра вполне реальная. Грузовиков у подрядчиков около 80, сделали рейсов по 15, да, и вывезли всё с городских улиц. Но! Делать это, если вспомнить отчёт экологов, надо 150 дней и ночей. И это при том, что все водители, а уж тем более их работодатели, должны быть такими же ответственными, как Абдул.
Дорога на Заячий остров, где находится, как минимум 3 полигона. Если брать за основу 2 с лишним миллиона кубометров снега, вывезенных из Сургута в прошлом году, то самосвалы тут должны курсировать чуть ли не один за другим. Но простояв здесь ровно полчаса, мы увидели только 1 грузовик. Да, и зачем им, в принципе, здесь ездить? Бумага ведь, как известно, всё стерпит, а снег такая субстанция, которая в случае, не дай Бог чего, не подведёт. Растает на том же полигоне вместе с деньгами, потраченными на его складирование. Кстати, ещё одна интересная цифра: средняя стоимость размещения 1 куба осадков — 31 рубль с полтиной. То есть муниципальные подрядчики, всевозможные организации, магазины заплатили за то, чтобы снег просто там хранился — ни много ни мало почти 70 миллионов рублей.
Помните 60-метровую гору снега? По факту — ничем не примечательной кучки, по документам — вырастает эдакий сургутский Эверест, пик которого можно было бы увидеть из любой точки города. Но пока поразился таким масштабам только депутат Вац, должностных лиц его расчеты не заинтересовали. Отчасти, это понятно. Считать прошлогодний снег можно ведь только, если были потрачены личные деньги на его сбор и утилизацию, а когда они казенные, то и пусть себе тают, у нас ведь этих осадков немерено.
Все эти вычисления и средне-арифметические расчеты, возможно, выглядят не более, чем набор сомнений мятущейся интеллигенции. И мы сами прекрасно понимаем, что считать растаявший прошлогодний снег — занятие безнадежное. В этой истории очевиден только один факт: сама система такова, что проконтролировать на что потрачены десятки миллионов казенных, и не только, денег попросту невозможно. Да, по отчетам снега вывезено в пиках коммунизма и даже Эверестах — миллионы кубов. А по факту? Но мы же не слепые и видим, что реально происходит на улицах города и в прошлом году, и нынешней зимой. Отсюда и сомнения.
«Зачем он начал делить объем снега на непонятные площади, которые не соответствует площадям, занимаемых земельных участков. Если следовать его логике и разделить объем снега на один квадратный метр, то получится стол высотой до солнца, только логика в этом непонятная — это первое. Второе, возвращаясь к вопросу, в своем отчете мы пытались показать думе, что объемы снежных полигонов, предусмотренных проектом хватает для размещения всех снежных масс в целом. Речь шла не только о снеге, вывезенном с придомовых территорий, речь шла обо всем снеге, вывезенном с территорий города. Тем самым мы хотели показать, что емкости снежных полигонов вполне хватает для того, чтобы разместить все снежные массы. Далее Анатолий Степанович делает математические расчеты, из которых следует что необходимо выполнить 940 рейсов ежедневно для вывоза снега и исходя из того, что он лично не видел такое количество автомобилей на улицах города — он ставит под сомнение достоверность предоставленной информации. Я хочу обратить внимание на то, что надо аккуратнее пользоваться словом, тем более, что это слово депутата и оно тиражируется в средствах массовой информации. И его вывод в том, что появились люди, которые ради сиюминутной личной выгоды готовы запустить и уже запускают механизм развала нашего молодого неокрепшего государства. Но, чтобы прокомментировать это — нужен доктор», — ответил председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Сургута Андрей Анохин.
Тем не менее, при всей амбициозной иронии чиновника, считать его доводы аргументированными, тоже нельзя. Вопросы по-прежнему остаются. Соответствует ли организация работ по уборке улиц и дворов затраченным средствам? Контролируется ли этот процесс должным образом? И как надо изменить ситуацию, чтобы не было ощущения черной дыры, куда уходят средства на очистку от снега, уборку мусора, посадку деревьев и т.д. Прозрачность расходов, именно этого требуют депутаты.
И методы контроля тоже существуют. В некоторых городах ставят камеры наблюдения, используют глонасс. Но дело даже не в том, что нужно надзирать за подрядчиками и все затраты будут оправданы. Горожанам мало интересно, как всё должно быть организовано и кто за это должен ответить. Всех нас интересует, чтобы улицы были почищены, как, например, взлетно-посадочные полосы в аэропорту. Почему там чисто практически всегда? Каким образом можно достичь подобного результата?
«Например, объявляется конкурс, в рамках которого четко указывается, что существуют три очереди очистки. К первой очереди относятся магистральные дороги города, где после выпадения осадков через 10 часов улицы должны быть очищены. Всегда должен включаться в действие инженерный подход, одно дело сказать бригадиру дорожной техники — езжай и расчищай, совсем другое, когда составляется, так называемая, технологическая карта очистки, то есть грамотный подход специалиста, который понимает, как нужно работать по очистке полотна. И здесь мы уходим от приписок, которые никому не интересны. Я вынужден применять самые оптимальный метод, чтобы в этой сумме не только потратить, но и заработать», — поделился депутат думы Сургута и директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков.
Автор: Людмила Осьминкина, Виталий Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале