Коммунальщики привлекают на борьбу со снегом новые технологии

21:08 16.11.2012 Общество 3970 просмотров

    Праздник жестянщиков и автомехаников! За прошедшую неделю в Сургуте произошло более 500 ДТП. Самыми «урожайными» по количеству аварий стали прошедшие выходные. В эти дни сотрудникам ГАИ пришлось выезжать на разбор происшествий почти 230 раз — это в три раза чаще, чем обычно. Основная причина практически всех «дорожек» — первый серьёзный в этом сезоне снегопад, к которому оказались не готовы ни водители, ни коммунальные службы.

    По данным метеослужбы, за пятницу и выходные в городе выпало почти 15 сантиметров снега, это треть месячной нормы. При этом коммунальщики называют другие цифры и уверяют, что количество осадков превысило месячную норму. На дороги города им пришлось вывести всю снегоуборочную технику. Но и такого количества явно не хватало.

    В принципе эту ситуацию легко можно было спрогнозировать. Ноябрь в Сургуте считается самым снежным месяцем. Достаточно вспомнить прошлый год, когда снегопад продолжался больше недели, и движение в городе было буквально парализовано. В течение всей зимы депутаты и чиновники пытались разобраться с причинами снежного коллапса. В итоге были изменены расценки и условия тендеров для подрядчиков. И, как нас уверяли, в этом сезоне повторения прошлогодней ситуации быть не должно. И этого действительно не случилось. Первый масштабный снегопад показал: на этот раз с ситуацией справились быстрее. Однако на какое-то время город всё же потерял свою мобильность. Влияет ли количество денег на качество уборки? И только ли погода виновата в снежных заносах на сургутских улицах?

    Сегодня сургутские дороги хоть и не идеально вычищены от снега и льда, но ездить можно, размышляет инструктор Андрей Легасов. В прошлую пятницу и на последующих выходных занятия с курсантами вообще были под вопросом. Когда каждый выезд на улицы Сургута и для профессионалов сродни русской рулетке. За 3 дня двести с лишним аварий, чуть ли не в два раза больше, чем обычно. Что уж говорить о тех, кто только пытается прочувствовать на себе нелёгкую долю местного автолюбителя. «Выйти с учеником более слабого уровня на дорогу сейчас просто невозможно, это очень опасно. Вообще тяжело ездить, будь моя воля, я бы поставил машину и не выходил из дома. Лучше пешком или на общественном транспорте, это было бы дешевле», — поделился мнением автоинструктор Андрей Легасов. В другое время я бы сказал, ох как хорошо, снежок идет, красота какая, а тут у меня только отрицательные эмоции, опять идет снег.

    Владимир Базаров своё отношение ко всякого рода осадкам резко изменил, как только стал директором департамента городского хозяйства. Хорошего, конечно, мало, когда городские дороги больше напоминают заснеженную тундру. И изменить это представление в лучшую сторону, судя по той картине, которой мы все стали свидетелями, не очень-то получается. Снегу ведь, как известно, не объяснишь, что идти ему нужно строго в определённом количестве и в определённое время. А ещё лучше совсем не идти. «Я сам следил ночью за техникой, ну вот проезжает колонна машин снегоуборочных, через час на тех же дорогах — будто никто и не убирал. То есть действительно достаточно большое количество осадков выпало. Пол восьмого начинается поток машин и вывеси технику на улицы практически невозможно, ну если и выведем, то просто город поставим в пробки, а снег все равно будет падать», — сетует директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Владимир Базаров.

    Как тут не вспомнить, прошлогодний снегопад. Тогда, в ноябре 2011, снег шёл не прекращаясь дней десять, в похожей ситуации, наверное, кто-то    и придумал выражение «ни пройти, ни проехать». Так что к этому сезону вроде бы подошли во всеоружии — подрядчиков проинспектировали, технику проверили, да и погода всего 3 дня капризничала. Но коммунальщики предполагают, а в небесной канцелярии располагают. «Просто период такой, стечение климатических условий, что в короткий период времени выпало много осадков. Техника работает, хотя ее износ достаточно большой», — отметил начальник отдела по содержанию, ремонту автомобильных дорог и благоустройству администрации Сургута Игорь Газизов. Может её и надо побольше, техники этой. Правда откуда ей взяться? Финансирование подрядчикам урезали ещё во время кризисного, 2008. С тех пор за эти деньги они и работают. Другими словами на сколько грейдеров и КАМАЗов денег хватает, столько и содержат, а работать себе в убыток никто не будет.

    В городских дворах схему финансирования уборки снега поменяли. За то, чтобы у подъезда и на парковке не было сугробов по колено, платят собственники, а не городской бюджет. Подход этот обеспечил УК достаточным финансированием и теперь они не зависят от муниципальных денег. Только на то, чтобы чистить злополучный снег, который как пчёлы у известного всем Винни-Пуха, в принципе неправильный и идёт в неправильных местах, в то время, как он бесконечно падает — никаких денег не напасёшься. «УК понимают, что они сейчас заплатят деньги, подрядчик почистит, а через два часа опять будет тоже самое — опять надо платить деньги. Их логику понять можно, но как жителю мне хотелось, чтобы всегда было чисто», — уточняет Владимир Базаров.

    Сегодня, наверное, каждый прекрасно понимает, что нас не заставить взять лопату и вычистить от снега хотя бы свой двор. А готовы ли мы заплатить в несколько раз больше установленного тарифа управляющей компании, чтобы трактор появлялся возле дома несколько раз в сутки. Или может тёплое сидение личного авто во время очередного разгула стихии поменяем на малокомфортное сидение общественного транспорта, чтобы дорожники свою работу качественнее и опять же чаще выполняли? Всё это вопросы риторические. Так что как всегда будем ждать тёплых весенних деньков и наблюдать как проблема сама собой разрешается. Так же проще….

    В ближайшие годы ситуация с уборкой снега может только усугубиться. Город растёт, появляются новые микрорайоны и дороги. А количество подрядчиков и снегоуборочной техники при этом не увеличивается. Складывается впечатление, что выхода нет. И нам, действительно, остаётся только ждать, когда снег растает сам под весенним солнцем. Но не обязательно — этот процесс можно и ускорить.

    За границей и в крупных городах России уже несколько лет для борьбы со снегом используются специальные химические реагенты, которые помогают быстро растопить снег и лёд. Нынешней зимой этот способ планируют испробовать и в Сургуте. Причем, как уверяет один из муниципальных подрядчиков, для города это может оказаться даже дешевле, чем обычные песок и соль. К примеру, для обработки 100 километров городских дорог необходимо использовать 184 тонны пескосоляной смеси стоимостью в 129,5 тысяч рублей. Деньги вроде бы небольшие. Но для этих же целей реагента понадобится только 20 тонн, то есть в 9 раз меньше. Соответственно и итоговая цена затратных материалов тоже получается в разы ниже. Как говорится, можно только порадоваться такому результату и задаться резонным вопросом: если всё так здорово, почему же эти технологии мы не применяли раньше? На самом деле опыт использования различных химреагентов в Сургуте уже был, однако себя не оправдал. Получится ли на этот раз внедрить технические новинки? И окажутся ли они такими же эффективными, как нам обещают?

    Если в стакан со снегом добавить обычную поваренную соль, то вскоре в результате реакции все содержимое емкости превратится в настоящую кашу. На такой эффект и рассчитывают дорожники, когда посыпают улицы города пескосоляной смесью. Новый реагент, которым должны скоро будут посыпать сургутские улицы, справляться с этой задачей будет лучше — уверен преподаватель кафедры химии СурГУ Алексей Дренин. «Использование смеси соли с песком не эффективно, меньше 10 градусов уже гололед на дорогах. Администрация ищет пути решения проблем, связанных с аварийностью на дорогах, а также способ снизить воздействие на городские экосистемы», — рассказал старший преподаватель кафедры химии СурГУ Алексей Дренин.

    Химический реагент Геодор-1 и экологичнее, и лучше по своим потребительским характеристикам, чем обычная пескосоляная смесь. У него более широкий диапазон температур — со своими функциями он справляется до минус 21 градуса по Цельсию. А главное, что снег под его действием, растапливается гораздо быстрее. А это, естественно, влияет на безопасность движения. «У Геодора-1 время его действия сокращается из-за добавления калия хлора. Он быстрее впитывает воду, поэтому снег и лед будут быстрее таять», — поясняет руководитель группы контроля качества МКУ «ДДТ и ЖКК» Анна Коршунова.

    Есть у этого реагента и другие преимущества, которые смогут оценить не только автомобилисты, но и пешеходы. Грязь на дороге, обочинах и тротуарах во время зимы уже давно стала привычным делом. Дорожники вместе с солью посыпают улицы песком. И когда снег начинает таять, все вместе это превращается в жижу. Новый химический реагент не содержит в себе дополнительных примесей. Поэтому коммунальщики надеются, что с его применением город зимой может выглядеть чище. Казалось бы — характеристики нового реагента на голову выше, чем у тех материалов, которые есть сегодня. Так в чем проблема? Надо закупать вагонами и использовать повсеместно. Однако пока городские коммунальщики осторожничают. Теория и лабораторные испытания одно — а ежедневное использование — совершенно другое. Поэтому пока местные власти закупили небольшую партию в качестве эксперимента. «Будем сравнивать объекты, которые обработаны пескосоляной смесью и объекты, обработанные противогололедным реагентом и посмотрим эффект», — уточняет Анна Коршунова.

    Такая позиция властей понятна и по финансовым основаниям. Стоимость самого химреагента на порядок дороже, чем пескосоляной смеси. Другое дело, что производители уверяют дорожников в том, что расходуется он гораздо экономичнее. Но выяснить-то это тоже возможно только на практике — во сколько конкретно обойдется городу новый уровень безопасности на дорогах и качества уборки. Поэтому местным властям и приходится при внедрении новых технологий действовать с оглядкой на возможности бюджета. На следующий год они решили ужесточить систему контроля за подрядчиками. На каждой единице спецтехники они должны поставить GPS. Причем, сделают они это за собственный счет. Администрация просто прописала это требование в условиях контракта. Так что в следующем году для чиновников все передвижения подрядчиков по городу должны стать полностью прозрачны. А это однозначно дисциплинирует всех подрядчиков. Конечно, жить в 21 веке и не использовать новые технологии — непозволительная роскошь. Ведь они на самом деле могут облегчить, улучшить или удешевить работу. Другое дело, что за использованием каждой инновации должна стоять целесообразность.

    Вопрос затрат и их целесообразности в проблеме уборки снега — один из главных. К примеру, для подрядных организаций попросту невыгодно закупать специальную технику для распыления реагентов или снегоплавильные машины. Работать такие агрегаты могут только несколько месяцев, а содержать их необходимо весь год. При этом покрывать убытки дорожников придётся из бюджета. Поэтому к любым инновациям в системе городского хозяйства нужно относиться с осторожностью, считает первый заместитель главы города Роман Марков: «Первое, что мы сделали, изучили их воздействие на окружающую среду. Есть определенные сертификаты, которые подтверждают что эти реагенты естественного происхождения и не влияют негативно на окружающую среду. Только после того, как мы это сделали мы приняли решение создать пилотный проект. Такие реагенты применяются в Европе, Москве и других городах, то есть здесь проблем мы не видим. По поводу снегоплавильных машин вопросов было несколько. Во-первых, куда должна сливаться вода: либо в ливневые канализации, либо в канализационный коллектор. Во-вторых, увеличиваются затраты и объемы на очистных сооружениях. Следовательно, потратим больше денег на то, чтобы потом поддерживать очистные сооружения. Встает вопрос: если вода поступает в ливневую канализацию, то стоит ли снег прямо с дороги сбрасывать в Обь. Когда он лежит на снежном полигоне, то естественным образом фильтруется, проходя сквозь землю и только потом попадает в Обь. То есть вопросов очень много. Чтобы вносить конкретные изменения в существующий порядок, должно быть четкое понимание положительного эффекта. Если эффект сомнительный, то лучше не затевать такие изменения. Поэтому к сфере ЖКХ нужно относиться в бережно, так как за любыми решениями стоят конкретные люди. Если это тарифы, то это все граждане. Если это уборка улиц, то это автомобилисты, пешеходы и комфортность нашего проживания».

    Вопрос только в одном — что для нас означает эта самая комфортность? И в чем ее рассчитать? Скоростью передвижения, квадратными метрами убранных дорог или кубометрами вывезенного снега? Или же самое основное в проблеме уборки снега — это всё-таки вопрос нашей безопасности? Ведь, к примеру, в аэропортах взлётная полоса чистится и обрабатывается реагентами постоянно, не считаясь с расходами. Всем ясно, что от этого зависит безопасность полётов. А за неё готовы платить и авиакомпании, и мы — пассажиры, покупая билет, в цену которого входит специальный сбор. Но вот готовы ли мы на такие же траты, находясь в роли обычных горожан? На эту тему на этой неделе рассуждал постоянный эксперт программы «Персональный счет» депутат думы Сургута Владимир Болотов: «Давайте определимся, чего мы хотим: мы хотим чтобы дороги убирались мгновенно да? За это надо платить. Либо мы готовы платить по средневзвешенной цене? Ну тогда надо быть готовым к тому, что будут те дни, когда техника не будет справляться с этой ситуацией. Говоря откровенно, мы должны четко отдавать себе отчет в том, в каких условиях мы живем. Если бы подобное произошло в США или в Европе, это была бы катастрофа национального масштаба и нас показывали бы на первом канале, ввели бы национальную гвардию и т. д. А у нас что происходит? Обычный рабочий день. Люди даже не считают необходимым пойти пешком или поехать на общественном транспорте. Каждый хочет ехать на своей машине и чтобы это происходило легко и беспрепятственно. Ребята, а может мы зажрались, откровенно говоря? Может быть администрации пора вводить специальный режим? Перекрывать кварталы и говорить о том, что проблема снега — общегородская. Но так же никто не говорит, все хотят, чтобы эта проблема решалась по мановению волшебной палочки, а самое главное, никто не хочет за это платить».

Авторы: Людмила Осьминкина, Виталий Щербаков, Дмитрий Завьялов

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 2
Фраза «почти 15 миллиметров» звучит просто смешно)))))
На самом деле выпало 15 САНТИметров, это в 10 раз больше….безграмотность автора просто поражает.)))

# filini 17.11.2012 19:48:18 0

Люди даже не считают необходимым пойти пешком или поехать на общественном транспорте. …люди видимо не настолько глупы и слепы, и им понятно кто на сколько зажрался,откровенно говоря….

# Алексей*** 17.11.2012 03:22:57 0

НАВЕРХ