Маневры большого корабля на малой воде сибирских рек

15:51 27.07.2012 Общество 4531 просмотров

    Сегодня в Сургут, рано утром, прибыл корабль STK-1020 класса «река-море». На его борту: 500 тонн оборудования для 3-го энергоблока Нижневартовской ГРЭС. Доставляли его из Европы больше 3 недель, путешествие было не из лёгких. Обь практически на всём протяжении маршрута обмелела до критических отметок, шли можно сказать на ощупь из-за чего приходилось сбавлять скорость и терять время.

    Корабль STK-1020 класса «река-море» движется по Оби буквально с ювелирной точностью: метр влево, метр вправо — мель, или того хуже — пробоина. В этом году навигация через Северный морской путь, а именно так пролегает корабельный маршрут из Европы в Обскую губу, открылась раньше обычного чуть ли не на месяц. И если жаркая погода освободила ото льдов северные моря, то реки по этой же причине стали опасны для судоходства. «В этом году зима была тёплая и льдов особых не было, поэтому и не было заторов. Навигация открылась по Северному морскому пути раньше, с другой стороны в реках нет воды и на многих притоках уже нет судоходства», — сообщил директор «Chandler Логистик» Сергей Кузнецов.

    Причём в этом году на Оби поставлен абсолютный рекорд — с начала наблюдений, с 1900 года, здесь так мелко еще не было. «Такого не было ни разу, как в этом году — уровень воды ниже проектной нормы. На сегодня уровень воды около 40 сантиметров на водомерном посту, а это равносильно зимнему уровню», — поведал начальник сургутского района водных путей и судоходства Юрий Долганов.

    Для многотонного корабля класса «река-море» пришлось даже проводить дополнительные подготовительные работы. Чистили дно, готовили катера сопровождения. «Полностью был проведён комплекс путевых работ именно для принятия этого груза, то есть проведено углубление дна, траление, русловые съёмки, был произведен полный анализ состояния уровня воды. А также были проведены все работы для обеспечения безопасного подхода этого теплохода», — разъяснил ситуацию Юрий Долганов.

    Опытному экипажу, повидавшему и не такое, мель особо не страшна. Тем не менее, шли с опаской. На территории округа ещё одной преградой стали лесные пожары. Видимость была метров 300, пришлось вставать на якорь и терять драгоценное время. «Судно корпусом приседало и поэтому приходилось сбавлять скорость, а это потеря во времени, были еще остановки из-за тумана и дыма от пожаров», — поделился трудностями капитан корабля STK-1020 Николай Вагин.

    Так или иначе, после 3 недель плавания из Финляндии через Санкт-Петербург и Северный морской путь добрались до Сургута. На борту корабля 500 тонн груза — оборудование для Нижневартовской ГРЭС — это паровая турбина и комплектующие к ней. В новейшей истории такой крупногабаритный груз в Сургут впервые был доставлен немецкой компанией «Чандлер» 3 года назад. Тогда вес был больше примерно в 2 раза.

    В 80-х такие корабли заходили сюда в порт чуть ли не каждый день. Доставляли оборудование для строительства Сургутских ГРЭС. Для их разгрузки и был построен вот этот кран. Его уникальность даже не в том, что он способен поднимать грузы свыше 250 тонн. У этой конструкции нет привычной стрелы и масса груза равномерно распределяется по всему крану. Кстати, таких экземпляров в России всего несколько штук.

    С помощью этого крана всё оборудование перегрузят на баржу, которая доставит его в Излучинск, где и находится Нижневартовская ГРЭС. Время в пути займёт всего несколько часов, если всё будет идти по плану. Маршрут пролегает через реку Вах и там придётся ещё сложнее, чем на Оби. «Это приток Оби, там обстановка ещё хуже: глубины доходят до 20 метров, а на самом причале, который мы использовали в прошлом году уровень воды был 50 сантиметров», — отметил директор «Chandler Логистик» Сергей Кузнецов.

    В любом случае к капризам погоды, в том числе к малой воде на сибирских реках, придётся привыкать — других видов доставки груза таких габаритов и массы просто не существует. Железнодорожному и автотранспорту это не под силу.

Автор: Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ