Сургутяне ночуют в очереди за загранпаспортом
Чтобы сдать документы на получение заграничных паспортов, сотни сургутян буквально ночуют у здания миграционной службы, а утром берут его штурмом. Получить загранпаспорт в Сургуте уже много лет — задача повышенной сложности. И у сотрудников УФМС всегда находится объяснение этому — сначала это была теснота, потом нехватка оборудования, следом грипп и мошенники, спровоцировавшие ажиотаж. Хотя людей, которые неделями ходят отмечаться в очереди, такие объяснения мало устраивают.
Каждый будний день на пятом этаже здания УФМС проводится своеобразная перепись желающих получить загранпаспорта. Еще неделю назад в списке было около 500 человек, а сейчас их уже больше 600. Всего работает два кабинета, а вот список один, причем для всех. В него входят и те, кто по талонам, и заранее оформившие все на специальном сайте госуслуги, а также те, кто в порядке живой очереди.
Сотрудников УФМС этот список уже не удивляет. В их коллекции есть такие, где в очереди больше 2-х тысяч человек. Тогда это было мошенничество — места в начале списка продавались за деньги. Специалисты миграционной службы уверены, что и сейчас очередь искусственно вызвана мошенниками. Хотя у них есть и вполне логичное объяснение происходящему: только в прошлом месяце из отдела, где принимают документы, уволилось трое человек, не выдержавших нагрузок. Вместо 12 специалистов сейчас работает 6. Только вот непонятно, что делать жителям города с этой очередной уважительной причиной миграционной службы.
Автор: Степыгин Антон
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
«Только по пяти наиболее массовым госуслугам и только в очередях население теряет около 1,925 млрд руб. ежегодно, а потери ВВП составляют свыше 2,620 млрд руб.», — рассказывает изданию «Известия» директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Савва Шипов.
Кстати, сама формулировка «государственные услуги» оставляет двойственное впечатление. Честному налогоплательщику, а большинство россиян, особенно работающих по найму и получающих «белую» зарплату, объективно являются таковыми, государство обязано обеспечить набор опций для существования в определенном самим государством правовом поле. За них уплачено налогами.
Понятие «госуслуги» накладывает коммерческую двусмысленность, так как вербализует категорию долженствования со стороны заказчика-гражданина. Хотя это государство должно обеспечить его пропуском по всем своим формальным механизмам. А абонентская плата за него, регулярно и опосредованно поступает в виде изымаемых налогов, кстати, вне зависимости от того, пользуется гражданин этими механизмами или нет.
МЭР озаботилось эффективностью работы чиновников и внесло в правительство законопроект, который вводит ответственность госслужащих за низкое качество оказания госуслуг. Планируется ужесточить требования по срокам и ограничить количество требуемых документов.
«В частности, в соответствии с одной из статей закона о госуслугах перечень случаев, когда человека можно отправить за какой-то дополнительной бумагой, четко фиксирован. Кроме того, с 1 июля 2011 года вводится норма, запрещающая ведомству требовать от граждан справки, если соответствующая информация есть у других ведомств», — говорит директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития в интервью «Известиям».
А пока страна теряет деньги в очередях. При регистрации транспортных средств население теряет 800,4 млн руб., а потери ВВП достигают 1089,6 млн. При техническом осмотре авто потери составляют 589,8 млн и 802,9 млн руб. соответственно.
При регистрации по месту жительства и месту пребывания потери граждан оцениваются в 278,9 млн руб, ВВП — 379,7 млн. Выдача загранпаспортов обходится в лишние 103,4 млн руб. для населения и потери в 140,7 млн руб. для ВВП. При выдаче паспортов население теряет 152,5 млн руб., ВВП — 207,6 млн руб.
В прошлом году специалисты ассоциации провайдеров услуг по технологии Mystery Shopping подсчитали, что самые продолжительные очереди в России. Исследователи изучили практически все страны Старого Света: в 18 странах Европы были подобраны «тайные покупатели», которые стояли в очередях в продовольственных магазинах, банках, почтовых отделениях и аптеках.
Выяснилось, что Россия находится на первом месте по неспешности продвижения очередей. Ожидать своей очереди на обслуживание россиянам приходится в среднем 27 минут. Cамыми медленными признаны очереди в российских почтовых отделениях.
На втором месте среди европейских стран оказалась Италия, население страны проводит в очередях около 14 минут. В Скандинавии ситуация наиболее благоприятная: шведы тратят на стояние в очереди не более двух минут.
Как показал опрос исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, большинство наших сограждан практически ежедневно сталкивается с разного рода очередями. В основном это очереди в кассы продуктовых магазинов. По признанию четверти россиян (25%), стоять в очередях им приходится раз в день. Чаще всего это очереди в кассы супермаркетов и продуктовых магазинов.
Еще 16% россиян стоят в очереди несколько раз в день. Как отмечают респонденты, помимо магазинов скопление людей часто возникает на почте, в государственных учреждениях, а также в кассах, где продают билеты на общественный транспорт (метро, вокзалы и т.п.).
Почти столько же россиян (15%) стоят в очередях один или два раза в неделю, 11% — 3 или 4 раза в неделю, еще 10% россиян попадают в очереди реже чем 1 раз в неделю. Реже чем 1 раз в месяц сталкивается с необходимостью стоять в очереди 7% респондентов.
При этом около трети россиян (34%) проводят в очередях от 5 до 10 минут. От 10 минут до получаса своего времени тратят в очередях 24% опрошенных, от получаса до 1 часа — 2%, более 2 часов — 1% россиян. Не более 5 минут тратит на очереди 21% наших сограждан: «Когда я вижу очередь более одного человека, я разворачиваюсь и ухожу».