Всем сестрам по серьгам. Станет ли межевание панацеей для решения проблемы "ничьей" земли в Сургуте?

20:41 27.10.2017 Общество 5219 просмотров

    С помпой и фанфарами. Так в Сургуте в этом году открывали дворы после ремонта. Благоустроили 14 придомовых территорий. Не рекорд, конечно, для города. Тем не менее, особенностью 2017-го стало то, что все работы коммунальщики выполняли в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», то есть, комплексно и с учетом пожеланий жителей. В том числе, и поэтому в старых дворах Сургута появились невиданные здесь доселе детские площадки с безопасным покрытием, газоны, обновились игровые городки.

    Обязательное условия реконструкции дворов по новой программе — финансовое участие собственников в благоустройстве. В среднем, люди платят 10 процентов от общей стоимости ремонта. По этому поводу были споры. Но, в конечном итоге, те, кто действительно хотели изменений в своем собственном дворе, согласились пожертвовать ради таких целей частью семейного бюджета. Власти говорят: от желающих участвовать в проекте «Формирование комфортной городской среды» не было отбоя. Поэтому, в следующем году на благоустройство дворов, возможно, будет выделено больше денег из окружной казны.

     «На следующий год планируется финансирование проекта в подобном объеме, но будем смотреть по активности. Если она увеличится, то, конечно, будем наращивать темпы. Судя по количеству поступающих предложений, думаю 2018-2019 годы для программы комфортной городской среды будут уже совершенно другими», — прокомментировал заместитель губернатора ХМАО-Югры Дмитрий Шаповал.

    Правда, увидеть эти новые проекты смогут не все сургутяне. Во всяком случае, не в ближайшее время. Ведь, чтобы распоряжаться территорией у дома, нужно чтобы она официально относилась к многоэтажке. То есть, имела хозяина. В Сургуте с этим проблемы.

    А благоустраивать бесхозные земли, даже если они географически относятся к тому или иному дому, нельзя по закону. Но ситуация не безвыходная. В ближайшие два года вся территория Сургута должна быть размежевана.

     «Задача, скажу сразу, непростая. Она состоит из нескольких этапов: это фотосъемка квадрокоптерами, это фотосъемка пятисотки, то есть, в пятисотом масштабе, это съемка всех объектов, которые существуют на территории разработки проектов планировки, проектов межевания. Суть разработки проекта межевания, во-первых, в том, что нужно определить границы тех или иных объектов, границы земельных участков, которые будут относится к тем или иным объектам. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем собственники этих объектов несли бремя уборки, бремя содерджания этих земельных участков. Чтобы было понятно, где чей земельный участок находится, где земельные участки Администрации находятся — то, что мы дорлжны убирать», — пояснил заместитель главы Сургута Роман Меркулов.

    Наличие у каждого клочка земли хозяина многое упрощает. Но вряд ли стоит ожидать, что межевание разом решит все проблемы дворовых территорий. Почему?

     «Человек, как никто из живых существ, любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль» — эта цитата из комедии 60-х годов «Берегись автомобиля» актуальна и сегодня. Жители одного из дворов по улице Геологической уже давно считают своей главной проблемой транспорт. Все потому, что около их домов движение машин, как на магистралях.

    Общая проблема объединила жителей сразу нескольких домов на Геологической. Они приняли коллективное решение: установить шлагбаум, чтобы все подряд в их дворах не ездили. Но это оказалось непростой задачей. Поставить какое либо ограждение люди могут только на своей земле, то есть, относящейся к тому или иному многоквартирному дому. Проезд на Геологической пока бесхозный. Поэтому, только после межевания территории жители смогут на нем что-либо  делать.

     «В любом случае, любой шлагбаум, и меня в необходимости этого не переубедить, должен быть согласован с МЧС и медиками. Вы знаете, лучше чаще двор ремонтировать, чем кто-то       погибнет, не дождавшись машины „скорой“. Жизнь человека дороже вашего желания. Тут можно обижаться или нет, но если специальные службы согласуют ваш шлагбаум, то ради бога, устанавливайте, это ваше право», -прокомментировала председатель Думы Сургута Надежда Красноярова.

    Жителям Геологической, можно сказать, повезло. Несмотря на то, что межевание — процесс долгий, он все-таки даст им, как собственникам, больше возможностей по организации своего дворового пространства. Многие сургутские дворы, даже имеющие хозяев, нельзя преобразовать так, чтобы они перестали быть проездными. Ведь в этих дворах находятся социальные объекты, доступ к которым должен быть открыт для всех горожан.

    Установка шлагбаума, например, в этом дворе на Лермонтова, конечно, поможет решить проблему жителей этих двух многоэтажек — машины здесь ездить перестанут. В то же время, появится большая проблема у родителей, которые возят детей в этот детский сад, и именно поэтому вынуждены проезжать по двору.

    Такое положение дел актуально для многих сургутских дворов, внутри которых находятся социальные объекты. Из-за того, что специального проезда к ним не предусмотрено, привычными становятся пробки у жилых домов.

    Пожалуй, самый оптимальный вариант для таких сквозных дворов со школами и детскими садами — организация одностороннего движения. В Сургуте уже есть собственники, которые именно таким образом решили проблему автомобильной загруженности своих дворов.

     «Как только во дворе обозначалась пробка, если она в течение двух-трех минут не рассасывалась, то за каждым из них выстраивались свои автомобили, и буквально через несколько минут она приобретала ситуацию коллапса. В 2014 году, проводя общее собрание собственников, мы включили вопрос об установлении одностороннего движения — то есть, это наиболее, скажем так, бюджетный вариант решения проблемы», — рассказал депутат Думы Сургута Дмитрий Пахотин.

    Впрочем, даже на отмежеванной земле, где организовано движение автомобилей так, как хотят собственники, идеальный, а главное, безопасный двор вряд ли появится. Многие сургутские дома в принципе не готовы к соседству с автомобилями. С начала этого года на придомовой территории произошло больше двух тысяч аварий, 17 человек пострадали. Причины ДТП, в основном, следующие: дворы узкие, машины часто не могут разминуться друг с другом, а водители не замечают детей, бегающих между припаркованными автомобилями.

     «Берем 38-ю школу, школу №13, смотрим все возможные проезды к этим учреждениям, и видим, что там во дворах страшнейшие просто проездные зоны», — констатировала депутат Думы Сургута Вероника Чубенко.

    Многим собственникам остается только смириться с популярностью своего двора среди других сургутян. Так что, межевание Сургута не станет панацеей от всех проблем благоустройства. Тем не менее, оно хотя бы позволит понимать, кто за за эти самые проблемы отвечает.

    Мария Лебига, Юлия Балабанова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ