Зачем Сургуту очередной "сухой закон"?
Не взапой, но взахлеб! На этой неделе общественники Югры вновь бурно обсуждали вопрос: как и где продавать горячительные напитки. Казалось бы, в этой теме уже поставлены все точки над I. Еще в 2013 году в России вступил в силу так называемый антиалкогольный закон: он ограничил места и время продажи горячительных. Причем, наш регион в этом смысле — передовик. Ведь во многих субъектах запрет действует после 23.00, у нас уже после восьми вечера. То есть, чисто теоретически купить крепкие напитки в 20.05 невозможно. Как это выглядит практически, думаю, знаете сами.
А следовательно, «пьянству-бой» продолжается. И вот самая обсуждаемая инициатива этой недели. Общественники предложили вынести места продажи спиртного за пределы населенных пунктов. Мол, если не сон, так лень точно победит алкоголизм. Какой же любитель выпить поедет так далеко за бутылкой?
Противники данной инициативы, которых оказалось немало, наоборот считают, что мера как раз запретительная. Ибо о том, что алкоголь вредит здоровью предупреждать начали далеко не югорские общественники, а еще Минздрав, и не одно десятилетие назад. А вот безмерное употребление запретов, с их точки зрения, в итоге может привести к печальным последствиям. Как экономическим для региона, так и последствиям для здоровья самих граждан. Председатель правления Сургутской Торгово-промышленной Владимир Болотов вообще усомнился в трезвомыслии общественников. Он сравнил их с сектантами, которые в своих убеждениях обычно опираются не на реальные факты, а на мифические стереотипы, в которые легче поверить, чем проверить.
«Я вам сейчас перечислили критерии, они есть в любом учебнике социологии: навязывание своей позиции, абсолютизация своих знаний, вы отвергаете все альтернативные точки зрения на эту позицию, вы агрессивно проявляете свою позицию, по крайней мере, по Сургуту и Нижневартовску. Вы навешиваете ярлыки, называете алкоголь ядом, всех при этом перебивая и говоря…ну, это очень близко к сектантству. Я не социолог, я утверждать не могу. но у меня такая аналогия напросилась, я постарался ее максимально четко аргументировать», -объяснил Владимир Болотов.
Сектанты или не сектанты, но это все заставляет задуматься. Вот только о чем? О здоровом образе жизни или о подобных мерах, которые на него никогда прямо не повлияют? В Российской империи, а потом и в Советском Союзе было несколько «сухих» законов. Но все они приказали долго жить.
То, что пить надо меньше, нас учили не только в самых любимых кинолентах советской страны. Чувство меры — вообще самый важный пункт культурного человека. Ее, культуру, время от времени пытались прививать россиянам, что называется, сверху. С 1918 года несколько раз объявлялся «пьянству бой»! Правда, он, судя по результатам, был проигран. Причем, не только в нашей стране.
«Если анализировать опыт развитых стран, то наименее эффективная методика, которая точно не работает — это различные виды агитаций, в стиле «водка яд» да «не пей, козленочком станешь», которые проводят в школах, либо в специальных школах трезвости, либо в лагерях трезвости. Вот это самая неэффективная методика, которая не работает экономически и не бьет по основной первопричине. Зато она активно работает в политике в таких популистских целях», -считает врач, научный журналист Алексей Водовозов.
В 2013 году началась очередная антиалкогольная кампания и в нашем регионе. С того времени в Югре запрещена продажа спиртного после восьми вечера. Однако только в Сургуте с начала года была выявлена почти сотня случаев пренебрежения этим запретом среди продавцов алкоголем. И это только официальная цифра. Все прекрасно понимают, что реальная в несколько раз больше.
«Тогда у меня вопрос к государству: если вы не можете проконтролировать принятые решения, дальнейший путь введения десятка новых ограничений — он что, гарантирует что ситуация изменится? Или, как всегда, у нас расплачиваться за это будут добросовестные участники рынка, те которые и так всё соблюдают?» — спрашивает Владимир Болотов.
Для предпринимателей продажа алкоголя — значительный доход. Для государства, в том числе. Ограничения могут привести только к двум последствиям: закрытию торговых точек, ну, или продаже бутылок из-под прилавка. Спрос ведь есть! По логике югорских трезвенников-общественников, вынос продажи алкоголя за город, позволит избавить людей от лишних искушений. Ну а кто сильно захочет, не поленится и поедет в район чернореченского кладбища. Где, судя по всему, и должны, по версии активистов, торговать спиртным.
Доступность алкоголя остается, любой желающий может съездить и сходить даже пешком за 500 метров от населенного пункта и приобрести себе алкогольный яд. Многие граждане ездят на работу на предприятия,которые расположены за чертой поселения — это логично, потому что производства зачастую вредные и поэтому они находятся за чертой поселений. Это совершенно спокойно воспринимается.
В качестве пиара гражданских инициатив и влияния идея хорошая. Дошла аж до Общественной палаты. Обсуждают ее теперь практически везде. И, как и во всех прошлых антиалкогольных кампаниях, так и в новых мерах нет гарантии, что народ станет пить меньше и на выездах из города не будут образовываться пробки из желающих купить алкоголь.
«Никто не сказал о том, что вынос магазинов, торгующих спиртосодержашим продуктом даст нам сокращение потребления. Из — за этого сокращения будет больше трезвых отцов, из-за этих трезвых отцов там
За последние пять лет (а примерно столько времени действует новый антиалкогольный закон в России) количество сургутян, стоящих с алкогольной зависимостью на учете в ПНД, снизилось с трех с половиной тысяч до полутора. Радоваться этому специалисты не спешат. Многих снимают с учета не только из-за ремиссии, а в связи с переездом в другие города. Ну а те, кто злоупотребляет, делают все, чтобы их не ставили на учет. — это же крах карьеры в любом ведомстве. Поэтому та динамика, которую приводят врачи, она ничего не доказывает.
«Относительно динамики впервые обратившихся, изменений каких-либо нет. Если сравнивать 2015-2016, снижение составило меньше 1 процента, если сравнивать 2013 год, то, конечно наблюдается рост — примерно около 5 процентов», — сообщил заместитель руководителя БУ ХМАО-Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» Роман Магдеев.
Что пить и когда — вопрос, конечно, серьезный. Но сугубо личный. Поэтому когда взрослым людям другие взрослые люди начинают указывать, как правильно жить, кроме иронии или даже агрессии это ничего не вызывает. В конце концов, не пить вообще — не абы какое достижение в жизни. И кичатся им, скорее всего, только те, у кого больше поводов для гордости просто нет.
И еще. Подобная инициатива — не изобретение югорских борцов за трезвость. Аналогичный опыт был и в других странах. Но похвастаться положительными результатами там, в итоге, так и не смогли.
«Мне не приходилось находить исследования где показано, что вынос торговли спиртным за пределы населенного пункта хоть
То есть, как в известной медицинской догме: не навреди! Мало ли куда заведут подобные инициативы? Сегодня отправим в лес алкогольные лавки, завтра — табачные киоски, а потом и по всему списку Моисея пойдем. А чего уж там. За контрацептивами — тоже, в девственные леса и болота. А там ударим, наконец, и по чревоугодию: вон отсюда фастфуды, вредный кофе, кремовые пирожные! Кстати, вслед за хлебом надо бы ограничить и зрелища. Кинотеатры с Матильдами тоже туда. А что останется? Молельные дома и халяльно-кошерные трапезные?
Но готовы ли современные граждане жить в таких населенных пунктах? Боюсь что многие потянутся вслед за гибельными искушениями, наивно полагая, что это все современные блага цивилизации. И какой тогда смысл спасать человечество? Никакого. Образ жизни мы к сожалению выбираем не по чьей-то указке, а по собственным культурным представлениям о нормах. И в этом смысле совершенно не важно что нас раньше может убить: алкоголь, сахар, соль или вообще голод.
Вот что отвечают сургутяне на вопрос о вреде и запрете алкоголя в сравнении с тем же фастфудом.
Корр: Марина, вот вы вообще за здоровую нацию?
-Да,обязательно, конечно.
-А за здоровый образ жизни?
-Да, конечно.
-А как вы считаете, чрезмерное употребление алкоголя вредит человеку?
-Естественно, конечно, все хорошо в меру.
-А как вы думаете, нужно запрещать продажу алкоголя?
-Совсем?
-Да.
-Совсем не нужно.
-А как нужно?
-Я не знаю как, но так, чтобы люди сами осознали, что нужно пить меньше.
— А употребления фастфуда вредит здоровью человека?
-Думаю да, хоть и вкусно, но вредно.
-А нужно запретить продажу фастфуда?
-Нет. Продажу фастфуда тоже не нужно запрещать. Я считаю, что людей нужно воспитывать культурно. Чтобы они культурно кушали, культурно пили, и вообще, культурно жили
А как вы думаете, чрезмерное употребление фастфуда вредит здоровью человека?
Да тоже вредит.
А по-вашему, нужно запретить продажу фастфуда в Сургуте?
Фастфуд — это не алкоголь, как бы.
А как вы думаете, употребление фастфуда вредит здоровью человека?
Мне кажется да, нездоровая какая-то пища.
А продажу фастфуда нужно запретить?
Вот на это я не могу ответить, если люди подсели на эти фастфуды, как их уже запретить?
Вы за здоровую нацию?
Ну да.
А за здоровый образ жизни?
Конечно.
А алкоголь негативно влияет на здоровье человека?
Конечно негативно.
А нужно запретить продажу алкоголя? Желательно бы
А как вы думаете фастфуд негативно влияет?
Ну это тоже да. Желудок страдает. Толстеют.
А нужно запретить?
Запретить нужно.
Потому что чаще всего, наши дети питаются там теперь и отвлечь их от этого практически невозможно. Хоть он и негативно влияет на здоровье, дети этого пока не понимают.
Ну и напоследок к этой спорной теме. Общественники, которые продвигают инициативу выноса всего вредного за пределы населенных пунктов, опираются не только на свои собственные взгляды на жизнь, но и на некий соцопрос из 100 человек. Согласно ему, 60 процентов респондентов положительно отнеслись к переносу.
Правда, аналогичный опрос в социальных сетях, проведенный главой Сургута, показал совершенно обратную картину. Там из почти двух с половиной тысяч человек, противников инициативы оказалось гораздо больше. О чем это говорит? То ли сами исследования не исследования вовсе, то ли граждане на улице и в соцсетях очень разные. А это значит и перед властями теперь сложный выбор: на какой же все-таки электорат опираться?
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале