Голые и несмешные! Что заставляет людей обнажаться в общественных местах и к чему приводят эксперименты с расширением сознания?
Сургут снова в заголовках мировых СМИ: нефтяную столицу Сибири прославила простая сургутская девушка. Разгуливая по улице Дзержинского, она шокировала добропорядочных сургутян не столько своим неадекватным поведением, сколько внешним видом. Ведь единственное, что было на ее теле — это татуировка в области живота. Нельзя сказать, чтобы обнаженная вела себя агрессивно по отношению к прохожим. Но и равнодушными окружающих не оставила.
Сердобольные граждане пытались одеть девушку, но справиться с буйной красоткой смогли только полицейские и санитары. В сопровождении медиков она была доставлена в Сургутскую клиническую психоневрологическую больницу. Доброжелатели тут же разместили «шоу с обнаженкой» на одном из видеохостингов. И сразу — тысячи просмотров! Еще бы, почти «клубничка»! Но пока одни пускают слюни, а другие глумятся, у медиков прибавляется работы. Уже на следующий день — похожий случай, и снова в центре города, теперь уже обнаженный мужчина. Самое шокирующее происшествие случилось месяц назад в соседнем Нефтеюганске: молодая девушка без одежды буквально резала себя ножовкой на виду у всего народа.
В Сургутской ПНБ, из соображений врачебной этики, разумеется, никогда не озвучивают конкретные диагнозы. Но не надо быть дипломированным специалистом, чтобы понять: подобное поведение горожан — результат действия неких психотропных веществ. Уж слишком нетипично ведут себя некоторые граждане в общественных местах. Медики не скрывают: героями таких роликов в большинстве случаев становятся любители синтетических наркотиков.
«Есть действующие вещества, а есть дополнительные добавки, которые усиливают действие или, как говорят в научном сообществе, потенциируют действие вещества. Соответственно, из-за этого могут возникать изменения состояния организма человека, его ощущения. В первую очередь, это изменение сознания, возникают определенные зрительные образы, которые могут провоцировать человека, его поведение на определенные действия, не характерные для окружающей обстановки», — прокомментировал заместитель руководителя по организационно-методической работе БУ ХМАО-Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» Роман Магдеев.
Только за 6 месяцев этого года туда поступили 135 человек с похожими симптомами. Рост, по сравнению с прошлым годом, составил 14%. Медики говорят, что социальный портрет современного сургутского наркомана уже давно не вяжется с привычным нам образом из 90-х. Вернее, он выходит за эти рамки. Сейчас это, как правило, вполне взрослые и, в большинстве случаев, состоявшиеся люди.
Средний возраст — от 20 до 40 лет. В единичных случаях попадаются медикам и уникальные экземпляры — 60-летние дедушки. То ли те самые, что выжили после 90-х, то ли те, что понабрались уже от внуков. Чего не хватает в жизни им, что их гнетет? К чему стремятся? «К свободе!» — говорит один из некогда успешных менеджеров крупного градообразующего предприятия. У него были друзья, семья, занятия спортом. И много денег, которым он нашел приемлемое для СВОЕГО образа жизни применение.
Ни пугающая статистика медиков, ни ужасающие ролики в соцсетях, ни уж, тем более, профилактические мероприятия полиции никак не могут повлиять на популярность синтетических наркотиков. Число людей, их употребляющих, растет год от года.
Оторванные почтовые ящики, вскрытые электрощитки. Все это дело рук так называемых искателей. В подъездах сургутских домов они ищут наркотики. И для жителей спальных районов это давно уже головная боль и сплошные нервы. В одной из многоэтажек на улице Югорской собственники даже наклеили устрашающее объявление для наркоманов, установили камеры наблюдения, и сами ежедневно дежурят в подъезде. Подозрительные незваные гости постоянно нарушают спокойствие жителей этого дома.
«Неделю назад мне повезло. Выносила мусор, стоял молодой парень, по виду — наркоман. После их присутствия выдернута вся проводка, открыты счетчики, расковыряли все, что можно. У меня в контакте мое видео, как двух наркоманов поймала, они прямо ковыряли известку, закладки искали», — рассказала сургутянка.
Усложняют ситуацию современные схемы продажи наркотиков дистанционным способом. Сделки совершаются через интернет-сайты, надеясь на то, что в этом случае их не поймают за руку. Ведь не приставишь полицейского к каждому подъезду. А звонить в полицию люди то ли не хотят, чтобы потом не затаскали на допросы, то ли считают это бесполезным.
«В основном, граждане выкладывают фотографии или информацию в социальные сети, при этом не сообщив сотрудникам полиции. Это очень затрудняет и поиск преступников, и практически никакой помощи полиции не оказывает. Если граждане видят момент совершения правонарушения, необходимо позвонить в дежурную часть», — призвала старший специалист группы по связям со СМИ УМВД России по Сургуту Елена Ким.
Но даже в том случае, если распространитель синтетики будет пойман полицейскими, нет стопроцентной гарантии, что найденное у него вещество будет числиться в реестре запрещенных. А это значит, что «закладчика» сложно привлечь к ответственности. Для опытных химиков изменить один-два компонента не составляет особого труда. Меняется формула — и «спайс» не попадает под действующее законодательство. И все же, российским экспертам надо отдать должное: с недавних пор база запрещенных препаратов стремительно расширяется за счет внедрения нового термина — «потенциально опасное вещество».
«В результате обновления наших библиотек на анализаторах, которые используются, мы определяем любое вещество, которое есть в среде популяции или потребляется. Даже если мы его не определили, у нас выстроена медицинская система таким образом, что мы можем отправить образец не самого биологического вещества, а образец компьютерной обработки в федеральный центр», — заверил Роман Магдеев.
Все эти игры с химическими ингредиентами, уверяют специалисты, приводят к тому, что с каждым разом наркотик становится все более опасным. Изменение привычной уже для организма формулы может привести к непредсказуемым последствиям — как раз таким, как яркие проявления эксгибиционизма, что мы и стали наблюдать в последнее время. Опасность заключается в мгновенном привыкании к препарату и необратимых результатах его воздействия на организм. При употреблении «синтетики» у человека в считанные месяцы развивается острый психоз, вплоть до шизофрении.
«Наркотики сильно разрушают кору головного мозга, и это мы раньше считали в годах. Сейчас — в месяцах. Три месяца, шесть месяцев, год, ну полтора — это максимум, дальше человек сходит с ума, либо погибает от сопутствующих болячек», — прокомментировал руководитель программы реабилитации региональной общественной организации «Чистый путь» центра реабилитации «Гармония» Евгений Садовников. Ну а печальная статистика такова: почти половина сегодняшних клиентов реабилитационных центров — отнюдь не маргиналы, готовые продать за дозу последнюю рубаху, а люди, похожие на здоровых и социально адаптированных. Но
Усталость на работе, стресс в семье, полная неудовлетворенность собой — это сегодня про многих из нас. Выход из состояния кризиса, как ни крути, требует определенных усилий: умственных, физических, душевных. Есть, впрочем, простой и доступный путь ухода от реальности, не требующий напряжения ни мышц, ни мозга. Дешевый билет от всех забот как правило в один конец, где некому уже будет задаться вопросом: а для чего было делать карьеру, учиться в вузе, создавать семью и воспитывать детей.
Вот смотришь на окружающий мир и думаешь: куда это он катится? Типичное рассуждение для каждого человека, считающего себя добропорядочным и законопослушным гражданином, не правда ли? Каждый из нас с трудом может представить себя или своих знакомых и в роли героев ютьюба. Тогда откуда берутся такие вот бегающие по центру Сургута персонажи, то голые, то режущие себя, то режущие всех прохожих на пути. Заводятся из пустоты? Ведь они не с другой планеты. Живут с нами в одном городе, а, возможно, даже и в соседней квартире. И все у них, на первый взгляд, как у всех. Как у других … А, может, даже, и как у нас. Такие же бытовые проблемы, такой же, не очень содержательный, способ досуга. В таком случае, может тогда и мы, все остальные, также находимся в группе риска? Вопрос не риторический. А потому зададим его нашему постоянному эксперту.
«Сейчас, и особенно у нас на севере, сужается зона активной досуговой деятельности на площадях, на улицах, в каких-то публичных местах. Можно так сказать, что, кроме магазина, съездить вообще некуда. Речь идет о том, что необходимо. Кроме работы, необходимы людям еще такие формы жизни, такие фестивальные, презентационные, в которых они бы раскрылись не с производственной и профессиональной стороны, а по-человечески. Я много раз агитировала своих знакомых пойти на изостудию, в бассейн, в филармонии такие прекрасные актеры. Они начинают думать, как они туда попадут,как они оттуда уедут. По сути дела, видите, лень. И речь идет о получении развлечений дешевой ценой, не затрачивая никаких усилий. Даже прогулка пешком уже тяжела. Такая вот душевная леность и приводит к снижению, как я вам и говорила, культуры развлечений, проведения досуга», — прокомментировала ситуацию доктор психологических наук Людмила Шибаева.
Сергей Зотов.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале