Почвой для слухов является низкая информированность населения о событиях, - психолог о сплетнях, связанных с сургутской резней
В социальных сетях до сих пор не утихают страсти по поводу того, что это было? Кто же бегал по городу в ту самую злополучную субботу, радикальный исламист с муляжом бомбы на поясе или психически неуравновешенный маньяк-любитель красных сумочек? До этого случая думалось, что одно не исключает другое, и что фанатики априори не могут быть адекватными. Но официальная реальность нашей жизни такова: либо всех террористов уже давно «замочили в сортире», либо теракты, готовящиеся ими, предотвратили. И для существования такой позиции у властей всегда жесткие аргументы. Первый и главный — нечего разогревать истерику и тем самым подыгрывать террористам. Второй — в нашей самой творческой стране мира слишком много граждан с неуемной фантазией. Панику распространяют быстрее скорости звука.
Знакомая моей знакомой, у которой муж полицейский, моя подруга, которая работает в Сургутском травмцентре – вот источники информации некоторых сургутян. Источники сомнительные, скажем прямо. Но именно на них чаще всего пытались ссылаться 19 августа. Группы в различных мессенджерах и соцсетях трещали по швам от количества сообщений со ссылкой на слова этих эфемерных дальних приятелей. Через минуты после того, как преступник был ликвидирован на проспекте Ленина, в интернете уже начали появляться сообщения с версиями происшествия, предположениями о количестве бандитов и даже бандформирований на улицах Сургута.
–Последний раз нападавших видели в районе Республики. Они очень быстро передвигаются. Одеты в черные плащи или комбинезоны! Предупредите всех! Я сама сотрудник полиции. Все очень серьезно!
–На Каролинского убита девушка с ребенком, и НГДУ оцеплено. В «Ауре» двое раненых, – писали в соцсетях встревоженные горожане.
На место происшествия, проспект Ленина, съехались все спецслужбы Сургута и силовики. В городе был введен план «перехват». На въездах работал ОМОН. Несмотря на такие меры, паника разжигалась. Фантазеры на основе слухов продолжали создавать свои сценарии происшествия.
–В «Сити Молле», говорят, троих резанули. И напали на кафе «Дрова».
–Пишут, что возле кафе «Дрова» пять человек избили женщину.
Диванные комментаторы дезинформировали сообщества в соцсетях с пометкой «стопроцентная инфа».
–Возле «Саймы» 20 минут назад слышно было взрыв.
–Пострадавших и трупов со всего города очень много, скорая не успевает. Уже в травме мест нет.
–Не открывайте двери дома никому! Даже полиции! Они ходят по домам, представляются сотрудниками полиции, а потом режут людей.
Ввиду отсутствия на тот момент четкой официальной информации, слухи в полной мере повлияли на жизнь города. Например, некоторые крупные торговые центры приняли решения закрыться для посетителей.
У страха глаза велики. Очевидно нам стало далеко не сразу, что сети, помимо почти мгновенной оперативности и профилактики грозящей людям опасности, еще и взрывоопасный источник паники и истерики. На что рассчитывали люди, которые выкладывали в мессенджеры свои небылицы? На подтверждение своих самых жестких страхов, успокоение? Или же наличие свободного времени, небольшого ума и беспроводного интернета становится горючей смесью для паникера? Еще лет 10 назад подобные источники считались бы сплетнями и легендами, сегодня это – активные пользователи рунета, без ответственности за свои слова и последствия о сказанном. Таким вот образом сургутская резня стала сплошным ужасом не только из-за преступника, но и в том числе благодаря нездоровому задору некоторых сургутян.
И вот интересный вывод. Читая различные социальные сети и закрытые группы в Viber, выяснилось следующее: самый дружелюбный человек в городе работает в Травмцентре. Это уникальная медсестра, у которой несколько тысяч подруг, не считая подруг ее подруг и просто знакомых подруг ее подруг. А также, что пределам фантазии относительно того, что может случиться в Сургуте, у некоторых горожан просто нет. Причем вплоть до последствий ядерной войны.
При этом всем у нас общепринято считать террористов негодяями, ублюдками, отморозками, и так далее. В том числе и за то, что сеют страх и панику. А кем считать тех, кто начинает фанатикам помогать, разогревать эту панику до полной бредятины? Невинными жертвами информационного вакуума? Следует задуматься над вопросом, кто в этой истории больше психически неуравновешен. Но лучше если этот диагноз поставит профессор и доктор психологических наук Людмила Шибаева. И этот диагноз – не только гражданам, но и властям.
«Есть поговорка – у страха глаза велики, и речь идет о том, что в таком благополучном и спокойном городе как Сургут найдется достаточное количество жителей, который даже при реальной опасности будут вести себя разумно и взвешенно. В том же городе есть другие слои населения, у которых готовность к социальным стразам и социальным тревогам выражена очень сильно. Любое такое событие – это толчок к тому, чтобы они активизировались, но речь идет о том, что почвой для слухов является низкая информированность населения о событиях. Одни из этих слухов носят характер гипотез, чтобы это могло быть, и риски повторения, и такие гипотезы, разумеется, должны иметь место, для того чтобы люди взвешенно относились к угрозам и к рискам пребывания в городе. В тоже время речь идет о том, что любая информация искажается и почвой для искажения является то, что нет определенной интерпретации того что произошло. Покуда не будет такой определенной интерпретации, согласованной с установками всех слоев населения и более разумных, и менее разумных, то, конечно, основания для слухов будут. Плохо, что в городском сообществе существует оценка того, что какие-то люди более приближены к источникам информации, а каким-то источникам эта информация недоступна или наоборот, они дистанцированы, то есть эта тема, „правду не скажут“, она тоже является источником слухов, сплетен. Всегда есть люди, которые любят сплетничать, и тут такая пища для сплетен просто расцвела», – резюмировала Людмила Шибаева.
То есть в отсутствии официальной информации пустота быстро заполняется всяким бредом. И, увы, это почти закон природы. То же касается и наших страхов. Опрос, проведённый ВЦИОМ в начале этой недели, показал – 68% россиян опасаются стать жертвой нападения, аналогичного произошедшему в середине августа в Сургуте. При этом, чуть более половины опрошенных считают нападавшего не террористом, а сумасшедшим. И только 12% уверены в обратном. Но это опрос всероссийский, и тут ВЦИОМ уточняет, что среди тех, кто хорошо знает о случившемся, эта доля в три раза выше — 36%.
Александр Садовский, Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале