Жалоба - лучший подарок. Как чиновникам и жителям Тюмени удалось наладить партнёрские отношения?

20:46 17.05.2017 Общество 5322 просмотров
Фото: СургутИнформ-ТВ

    В Тюмени формируется любопытный опыт взаимодействия граждан с муниципальной властью. Там зарплата чиновника управы или мэрии зависит от того, насколько эффективной была его борьба с проблемами, поставленными жителями при электронном обращении на специальном портале. То есть сайт «Тюмень — наш дом» продуман таким образом, чтобы горожане могли оперативно пожаловаться на ситуацию, их не устраивающую, а специалисты муниципалитета — как можно быстрее ее устранить.

     «Как раз портал „Тюмень-наш дом“ — управленческий инструмент, который позволяет разрешать вопросы местного значения. В основном категории портала ориентированы на комфортную городскую среду, будь это двор, парк, сквер, уличные остановки — все это наша комфортная городская среда, как мы ее называем. Когда мы запустили портал, всем сказали, что мы готовы слышать вас, мы не хотим работать в рамках 59 Закона через письменное обращение, а вот именно в рамках партнерских отношений, вы нам напишите, а мы за 7 дней решить постараемся, все что не сможем. Любые обращения, которые имеют место по всем категориям на портал, они решаются, тем самым тоже формируются доверительные отношения»,- поясняет заместитель главы администрации Тюмени Максим Афанасьев.

    В специальных разделах, например, «текущее содержание дворовых территорий» или «брошенный разукомплектованный автомобиль» любой авторизованный пользователь может за минуту заполнить сообщение, прикрепить фотографию нарушения, а дальше оно либо будет устранено, либо будут названы сроки, когда это станет возможным.

    Жители этих престарелых даже по тюменским меркам домов по улице 50 лет ВЛКСМ неоднократно жаловались в управу Ленинского административного округа на состояние дорог, освещение и царящий вокруг упадок.

     «Здесь было ужасно, если честно, дворы были темные, неосвещенные, посредине двора стояла огромная лужа. Теперь все прекрасно, дворы освещены вечером допоздна, прямо допоздна бегают дети. Я даже не знала, что у нас столько среди дворов пенсионеров»,- рассказывает жительница дома по ул.50 лет ВЛКСМ в г. Тюмень Наталья Малдзигова.

     «Наша дворовая территория не соответствовала никаким требованиям жителей, но зато соответствовала всем требованиям программы по благоустройству, поэтому сегодня мы имеем территорию, на которой все есть спортивные, детские, игровые площадки, тротуары, газоны»,- добавляет другой житель этого дома, Антон Жукович.

    Конечно, этот пример комфорта и порядка появился далеко не сразу после многочисленных обращений жителей. Таких дворов в Тюмени сотни. Но только от активности собственников реально зависит, попадут ли их территории под действие программы по благоустройству. Выработанные правила игры в администрации Тюмени считают честными, а отношения с населением, управами, управляющими компаниями — партнерскими.

     «Земля должна быть в собственности, своевременная оплата ЖКХ-услуг, не должно быть несанкционированных гаражей, погребов, а если есть, то своевременно освободить территорию. При таком обстоятельстве, свидетельствующем о хозяйском взгляде жителей, производится ранжирование дворов, техническое состояние. Но решающее именно отношение жителей. Если мы видим, что менталитет собственников не сформировался, то зачем, если это не собственность, не ценится и не сохраняется»,- говорит Максим Афанасьев.

     «Здесь выполняется весь комплекс работ для того, чтобы никаких моментов не оставалось, на эту территорию долгое время можно было не заходить. Решаются вопросы водоотведения, озеленения, освещения, асфальтирования тротуаров, устройство досуговых моментов, связанных с детскими площадками, спортивными площадками, турниковыми комплексами, парковочными местами, в том числе для инвалидов. Все мероприятия, связанные с доступной средой, здесь учтены», — комментирует руководитель управы Ленинского административного округа г. Тюмени Роман Воллерт.

    Благоустройство — это не только общее желание, но и взаимные обязательства. Город дает средства далеко не всем, а от горожан требует, чтобы именно они контролировали реализацию проекта, утверждали его, а затем реагировали на все нарушения порядка.

     «Мы ходили в управу, какие-то острые моменты обсуждали всем двором, собирали подписи — кого, чего там не устраивало, и коррективы вносились в течение всего времени реализации проекта»,- рассказывает Наталья Малдзигова.

    Проект реконструкции двора висел около каждого подъезда, люди активно дополняли эскиз своими пожеланиями, где сделать игровые зоны для детей разного возраста, где — парковки, где озеленить, где сделать стоки воды, ведь долгое время улицы здесь заливало. Теперь жители очень бдительно относятся к любому непорядку, сразу сообщают на сайт «Тюмень — наш дом», что бордюры, мол, поломали после уборки, ограждение погнули, снег не вывозят и складируют.

     «Есть такая поговорка: жалоба — лучший подарок! На основании жалобы можно понять, правильно ли ты двигаешься»,- рассуждает Роман Воллерт.

    Идеальной коммуналка быть не может, это всегда конфликт интересов, но чем лучше обратная связь между всеми игроками, тем лучше результат. И подобное отношение чиновников к пожеланиям народа по-хорошему удивляет. Грамотное управление кроется в деталях, в мгновенной реакции на жалобу, в стандартах качества делопроизводства, в паспорте благоустройства, где ясны абсолютно все наши требования. Выглядит грамотным и решение о создании института квартальных, это те люди в микрорайоне, которые контролируют исполнение норм благоустройства, а, соответственно, если они нарушены, предоставляют все материалы для штрафов.

     «Квартальный понимает, чья зона ответственности, чей земельный участок, чье здание и видя нарушение правил благоустройства информирует с указанием срока, в течение которого нужно устранить замечание. Если оно не будет выполнено, то у нас на все виды административных нарушений, как в законе Тюменской области написано, так в правилах благоустройства,- штрафы на юрлиц до 100 тысяч рублей, на должностных — до 50-ти, на физических — до 5 тысяч. Сам квартальный является не кабинетным, а полевым сотрудником, который в повседневной жизни видит все те проблемы, с которыми сталкиваются жители»,- поясняет Максим Афанасьев.

    В прошлом году, кстати, за счет санкций получено 45 миллионов. Но задача состоит не в сборах средств. Партнерские отношения ценят здесь выше. Накажут только в случае, если реакции на обращение не будет. Ведь ответственность может быть только взаимной, и только это позволяет тюменцам считать себя полноправными участниками управления городом, а городу — становиться лучше и комфортнее.

Вероника Чубенко

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ