Штрихи к портрету. Как Александру Моору удалось стать лучшим мэром в России?
Аварийное жилье — головная боль чуть ли не всех субъектов России. И, тем не менее, эта проблема решаема. Тюмень одна из первых в стране избавилась от домов, признанными аварийными до 2012 года. В своем первом интервью «СургутИнформ-ТВ» Александр Моор, временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области, отметил программу по сносу как одну из самых успешных из тех, что были реализованы в регионе.
«У нас эффективно реализуется программа по сносу ветхого аварийного жилья. Мы были одним из первых регионов, которые эту программу выполнили в части сноса домов, признанных аварийными, до 1 января 2012 года. Мы очень динамично вошли в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов. Но и, наверное, еще много других программ, которые мы делали для жителей и вместе с ними», — говорит Александр Моор.
Александр Моор — человек для северян пока новый. 29 мая он стал временно исполняющим обязанности губернатора Тюменской области, до этого был мэром региональной столицы. Что о нем еще известно? Родился в Тюменской области. Карьеру начал в банковской сфере. Отец четверых детей.
«Вы знаете, мы же в жизни играем разные роли. Роль губернатора можно доверить заместителю, временно исполняющему, а роль мужа и роль папы ни на минуту нельзя доверить, никому», — уверен Александр Моор.
Еще примечательная деталь. Александр Моор профессионально занимался бодибилдингом. Качает железо он и сейчас. Три раза в неделю ходит в тренажерный зал. Говорит, спорт дисциплинирует. А это в свою очередь помогает в работе.
Кстати, работу Моора оценили федеральные эксперты. В 2017 году его признали лучшим мэром России. Он опередил в этом рейтинге Сергея Собянина. Нынешний мэр Москвы, к слову, в начале двухтысячных был губернатором Тюменской области.
«Ко всем таким рейтингам я отношусь очень спокойно, не принимаю близко к сердцу, потому что всегда любые рейтинги субъективны. Но всегда приятно, что город Тюмень отмечают, пусть через работу главы администрации», -поясняет врио губернатора.
Что удалось сделать Моору такого, чтобы стать лучшим мэром в стране, и что о его работе говорят сами тюменцы?
Жительница Тюмени Лариса Дубровина — пассажир со стажем. Общественным транспортом она пользуется много лет — каждый день приходиться ездить из одного конца города в другой. Сейчас на это женщине нужно примерно 30 минут. Раньше дорога из дома на работу и обратно занимала намного больше времени, не говоря уже о комфорте в пути.
«Раньше у нас ходил только маршрут 28-й, маршрутка, автобусов не было, было гораздо труднее уехать утром на работу, а сейчас автобусы ходят с кондиционерами, новые, красивые, так что все отлично», — рассказала тюменка.
Развитие системы общественного транспорта — это одно из многих направлений, которыми сегодня Тюмень действительно может гордиться. Например, отследить, где в данный момент находится нужный автобус и как скоро он приедет на остановку можно в специальном мобильном приложении. Кроме того, на дорогах появились выделенные полосы для маршрутного транспорта. Но главное изменение — автопарк значительно обновился. Лет семь назад средний возраст автобусов в городе был 10 лет, сегодня 4 с половиной года. Кардинально изменить в лучшую сторону состояние общественного транспорта удалось на тот момент новому составу администрации во главе с Александром Моором.
«Автобусы были малого класса, всем известные такие „газельки“, которые курсировали по городу. Большой процент дублирования общественного транспорта. Все это вызывало, ну, так скажем, недовольство граждан и необходимо было кардинально менять систему общественного транспорта. И вот здесь большая работа была проделана командой Александра Викторовича, которая направила свои усилия на выстраивание вот этой системы отношений между администрацией и перевозчиками», — прокомментировал Алексей Санник, директор МКУ «Тюменьгортранс».
В Тюмени сегодня четко прослеживается общемировая тенденция — отказ от автомобилей, причем не только в пользу общественного транспорта. Многие тюменцы, особенно летом, пересаживаются на велосипеды. Инфраструктура позволяет — в городе создана сеть велодорожек. В ближайшие два года будет построено еще 200 километров специальных велосипедных полос. Расстояние — как от Сургута до Лянтора и обратно.
«Так вот, на сегодняшний день у нас статья расходов более ста миллионов рублей — это на развитие велодорожек, и более ста миллионов рублей на развитие пешеходной инфраструктуры. И в следующем году в Тюмени у нас появится еще по образу и подобию, как в Москве, в Астане, в Париже, в Лондоне, вот точно такой же велопрокат, и работы по проектированию этого велопроката завершаются», — перечислил Юрий Баранчук, депутат тюменской городской Думы.
Опыт развития городской инфраструктуры Тюмень заимствует у мировых столиц. А свой вполне может тиражировать в другие регионы России. Так, программа по благоустройству дворов была признана на федеральном уровне. Вообще этот проект Александр Моор считает одним из самых успешных из тех, что удалось реализовать на посту главы администрации. Дворы областной столицы — зеленые, просторные и безопасные для детей. Вроде бы нет ничего лишнего, тем не менее есть все, что нужно собственникам — с ними согласовывается каждая деталь.
«Поэтому нет скандалов, нет недопонимания, и жителями воспринимается эта программа очень позитивно. Потому что важнее квартира, где ты живешь, и двор, в котором ты каждый день ходишь. И если эта территория комфортная, благоустроена, то и жить хорошо, и настроение другое», -считает Александр Моор.
Александр Моор — политик молодой, ему всего 44 года. Возможно, молодость как раз и помогает концентрировать внимание на передовых проектах, идеях и главное, не бояться реализовывать их в Тюмени, в городе, который еще лет десять назад называли в рифму — «столица деревень». Сегодня эта фраза не актуальна.
— Очень хорошо преобразился. Очень. Везде чистота, везде порядок, везде всё, молодцы.
— Очень расширился, очень благоустроился город, всё замечательно.
— Я была здесь лет пять назад. Город очень сильно преобразился, появилось очень много высоток, построили очень много развязок, то есть, город развивается и я не согласна с тем, что это «столица деревень», —
— отзываются горожане.
В условиях, когда необходимо строить соцобъекты и дороги, в общем, решать глобальные задачи, власти Тюмени не забывают про те же велосипедные дорожки или модернизацию системы общественного транспорта. Эти проекты, казалось бы, не первостепенные. Но это ошибочное мнение. Именно они-то как раз и отличают столичный город от провинциального. В том числе, за их успешное внедрение и развитие инфраструктуры Тюмени Александр Моор в прошлом году стал лучшим мэром России.
Семь лет Александр Моор был главой администрации тТюмени, 29 мая 2018 указом Президента назначен врио губернатора. По сути, он переехал из здания, которое здесь неподалеку, здания горадминистарции, сюда, в правительство региона. К слову, здесь Александр Моор уже работал. Шесть лет он был заместителем губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Поэтому проблемы, успехи и потенциал региона в целом Моору уже хорошо знакомы.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале