Сделать сферу ЖКХ открытой и доступной намерены власти Югры
Недовольство тарифами, рейтинг лучших УК, обратная связь с потребителями. Целый ряд важных для любого собственника жилья вопросов обсудили на прошедшей в Сургуте стратегической сессии с участием заместителя губернатора Югры Ольгой Литовой. Встреча была посвящена взаимодействию жильцов с управляющими компаниями.
К росту тарифов на коммунальные услуги с начала года в первом квартале добавилось еще одно изменение, которое также сказалось на суммах в расчетках за квартплату. Теперь жильцы оплачивают разницу между фактическим и нормативным потреблением ресурсов на общедомовые нужны — а это те же вода, тепло и свет. Грубо говоря, оплата за перерасход ложится на плечи собственников. Понятное дело, этим довольны оказались не все.
«Эти изменения, они везде были реализованы по-разному по территории округа и в ряде случаев, конечно же, приводили к негативной реакции населения. Это негодование вполне объяснимо, поскольку начисления за одно жилое помещение достигало 10 тысяч. В целом по округу гражданами было начислено свыше 56 миллионов рублей», — пояснила заместитель губернатора ХМАО-Югры Ольга Литова.
На встрече, где присутствовали окружные и муниципальные чиновники, коммунальщики и общественники обсуждался в том числе и вопрос возможного снижения объема ресурсов на ОДН. А пока все, что могут сделать собственники своими силами — это следить за потреблением коммунальных благ и, по возможности, внедрять энергосберегающие технологии в связке с управляющими компаниями. И такой успешный опыт, судя по мнению вице-губернатора, в регионе уже есть.
«Рост негативных настроений происходил не везде. Многим исполнителям жилищно-коммунальных услуг на территории округа, об этом мы тоже будем сегодня говорить, удалось преодолеть нововведение практически безболезненно», — отметила Ольга Литова.
Уметь вести переговоры, достигать компромисса и эффективных решений возможно лишь тогда, когда стороны открыты к диалогу. Еще не так давно, решать коммунальные вопросы с обслуживающими организациями было затруднительно. Сегодня — каналов обратной связи предостаточно и многие из вопросов можно решить в неформальной переписке.
«Самый важный инструмент этой обратной связи — это социальные сети, общедомовые чаты, и этот институт показывает свою эффективность. Что такое общедомовой чат? Это когда жители дома могут все свои насущные проблемы, вопросы обсуждать, а со стороны управляющей компаний — это быстрая обратная связь», — подчеркнул заместитель главы города Сургута Сергей Агафонов.
Уход с рынка коммунальных услуг крупных игроков, финансовые проблемы у ранее стабильных организаций — все это сказывается на потребителе, то есть на каждом из нас. А что если управляющая компания не может больше обслуживать дома и необходимо срочно определить приемника? На что опираться при выборе, где искать информацию и кому доверять? Теперь на эти вопросы есть ответы — в регионе ввели рейтинг УК, всего в списке порядка 200 предприятий.
«Округ ввел понятие рейтингов и администрация города также его поддерживает, то есть у нас есть, соответственно, так называемый, конкурс на лучшие управляющие компании и худшие. С худшими мы соответственно проводим работу либо расстаемся, а лучших мы безусловно поощряем. Нам важно, чтобы управляющие компании были А — финансово устойчивы и Б — качественно предоставляли услуги», — объяснил Сергей Агафонов.
Управляющие компании — бизнес частный. Взаимоотношения собственников и коммунальщиков регламентируются жилищным кодексом. Но при этом в регионе уже некоторое время существует практика, что представители власти на местном и окружном уровнях подключаются к решению задач, когда ситуация того требует.
Полина Москалюк
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале