В начале сентября у «Сургутнефтегаза» заработает свой причал для доставки топлива на Талакан
Десять лет исполняется в этом году с того момента, как «Сургутнефтегаз» начал разрабатывать Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии. Тогда в структуре открытого акционерного общества появилось ещё одно, перспективное и самое молодое НГДУ- «Талаканнефть». Сегодня оно продолжает активно развиваться: наращиваются мощности, строятся новые объекты. Настоящим прорывом называют здесь возведение собственного причального комплекса для приёма нефтепродуктов. Уже на следующей неделе он будет введен в эксплуатацию и примет первый танкер.
Доставка топлива в Якутию- сложный и долгий процесс. В этом районе нет железной дороги. Ближайшая от Талаканского месторождения находится в восьмистах километрах, в городе Усть-Кут Иркутской области. Туда горюче-смазочные материалы поступают с Киришского завода по переработке нефти, там их переваливают в танкеры и по реке Лена доставляют в поселок Витим. Только отсюда структурные подразделения «Сургутнефтегаза» могут брать это топливо и снабжать им все свои объекты. В предыдущие годы предприятию приходилось заключать договоры на поставку со сторонними организациями, что сопровождалось дополнительными трудностями и затратами.
«Топливо было положено на хранение на нефтебазу „Ленанефтегаза“. В последующем была заключена договоренность о том, что через оно через эту нефтебазу будет перекачиваться на склад ГСМ, который был построен в 2008 году. И в дальнейшем, значит, мы работали через них, но я скажу так- лучше иметь своё, чем работать с чужим подразделением», — рассказывает Леонид Викулов, заместитель директора базы производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием ОАО «Сургутнефтегаз».
Потребность в собственном причале у «Сургутнефтегаза» возрастала по мере того, как наращивались объемы производства и было принято решение о расширении в поселке Витим, на берегу реки Лена, своей современной базы по перевалке нефтепродуктов.
Строительство этого объекта началось с очень сложной и трудоемкой подготовительной работы. Например, в том месте, где сегодня стоят причальная набережная и пал причальный еще год назад протекала река Лена. Её глубина в этом месте достигала более трех метров. Поэтому прежде, чем приступить к возведению этих первых сооружений, строителям приходилось в течение месяца в круглосуточном режиме четырьмя мотопомпами откачивать воду с площади более пятисот квадратных метров. Параллельно для строительства причала заготавливали бетонные блоки. Всего на объект их понадобилось больше тысячи, тоннажем от 12 до 25 тонн. Базу по выпуску этих блоков организовали здесь же, на месте производства работ.
«Это уменьшило затраты для перевозки этих бетонных блоков с завода- изготовителя. То есть, мы взяли на себя обязательства, чтобы уменьшить затраты для перевозки крупногабаритных блоков и ускорения строительства, было принято решение построить базу и изготовить эти бетонные блоки», -поясняет Рамиль Зайнашев, начальник СМУ-4 строительно-монтажного треста №1 ОАО «Сургутнефтегаз».
Строили причал быстро. Сжатые сроки были обусловлены погодой. Многое нужно было успеть в зимний период, во время ледостава на реке, иначе стройку просто смыло бы течением. Сегодня объект практически готов, остались лишь работы по благоустройству. Здесь есть всё для перевалки топлива- безопасной и в необходимом объеме.
«Здесь проложено три нитки, то есть, для каждого вида топлива стоит отдельная емкость, отдельный стендер, отдельный трубопровод. Всё, чтобы топливо не смешивалось, всё будет согласно технологическим требованиям», -добавил Леонид Викулов. В эксплуатацию причал будет сдан уже в сентябре, в начале месяца здесь планируют принять первый танкер.
Вместе с тем «Талаканнефть» расширяет свой склад горюче-смазочных материалов. Сюда с причала и будет поступать топливо. Сегодня здесь ведётся строительство дополнительных 10 резервуаров емкостью по три тысячи тонн каждый. Два из них будут использованы под топливо авиационное и восемь- под дизельное. Если же говорить об объемах хранения в целом, то на всех очередях здесь находится более 40 тысяч тонн. Склад можно сравнить с крупной нефтебазой, которая способна обеспечивать в течение года небольшой город.
«Связано же еще с навигацией, сезонной эксплуатацией — постоянных дорог нет, и эта необходимость такого объема связана еще с сезонным завозом топлива сюда, — уточнил Виталий Быков, главный инженер НГДУ «Талаканнефть».- Мы должны сюда поставить топливо, которое будет использоваться не только в период осенний, но еще и должны проработать всю зиму, весну, до следующей навигации, когда поступят первые баржи. А техника в зимний период, как вы знаете, требует больших объемов топлива, чтобы обслужить и буровые, и нефтегазодобывающие управления, и строительно- монтажные тресты».
Кроме того, топливо со склада ГСМ на Витимской базе идёт на нужды аэропорта Талакан. Сегодня от эффективного обеспечения им нефтедобывающей отрасли и авиационного транспорта зависит не только деятельность НГДУ, но и развитие региона в целом.
Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале