Чем «грешат» автостраховщики России?

16:39 27.06.2014 Россия 2091 просмотров
Фото: parentaladvisory.de
Чем «грешат» автостраховщики России?

    Банк России проинструктировал свои территориальные управления, как поступать при появлении жалоб граждан на страховые компании. Причем выглядят рекомендации как своеобразный рейтинг, иллюстрирующий наиболее часто возникающие недовольства клиентов банков. Всего, как сообщают «Известия», в список попало семь типов жалоб автолюбителей, купивших полис ОСАГО.

1. Отказ в заключении договора ОСАГО

    Согласно п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса, отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор не допускается. И в случае если отказ всё же последует, гражданин вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом страховщик-нарушитель обязан полностью возместить причиненные отказом убытки. Правда, если нет официального документа, подтверждающего отказ, регулятор не в силах как-то повлиять на страховщика. И этим последние пользуются:

     «Это самая серьезная проблема, это некий шантаж со стороны страховщиков — не хотите повышать тарифы, мы не станем выдавать полисы, — уверен президент Федерации автовладельцев Сергей Канаев. — Ее необходимо решать как можно быстрее.

2. Навязанные допуслуги

    Обычно это либо обязательство купить вместе с ОСАГО какую-либо добровольную страховку: КАСКО или дополнительное страхование водителя и пассажиров. Как указывается в инструкции ЦБ, в соответствии с законом «О защите прав потребителей» это недопустимо, законом прямо запрещается обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других. И контроль за исполнением закона является прерогативой Роспотребнадзора.

3. За возмещением за тысячу верст

    Многим автовладельцам за возмещением убытков приходится ехать чуть ли не за сотни километров, в какой-нибудь отдаленный, да еще и труднодоступный населенный пункт.

     «Это делается для того, чтобы максимально затруднить выплаты, — уверен Сергей Канаев. — Страховщики убирают пункты подальше от центра, не каждый сможет ездить в рабочий день за сотни километров за возмещением».

    Страховщики активно пользуются тем, что в законе нет требований относительно конкретного места расположения представителя страховой компании.

4. Страховщики занижают выплаты

    В настоящее время, по данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата по ОСАГО составляет всего 37,8 тыс. рублей. При этом каждому шестому автовладельцу приходится обращаться в суд. Как правило, в суде потерпевшему присуждают значительно большие суммы. Средняя компенсация, получаемая по суду, — 50 тыс. рублей.

    Напомним, что одобренные комитетом Госдумы по финансовому рынку поправки в законодательство  с 1 октября увеличивают со 120 тыс. до 400 тыс. рублей максимальную выплату по ущербу имущества в ДТП, а с 1 апреля 2015 года — выплату по ущербу жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. 

5. Слишком долго рассматривают

    Страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего о страховой выплате в течение 30 дней со дня получения — таковы нормы ст. 13 закона № 40-ФЗ. И в течение этого срока страховщик обязан либо произвести страховую выплату, либо направить пострадавшему мотивированный отказ в этой части. При неисполнении этой обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка (в настоящее время — 8,25% годовых).

6. Клиентам отказывают в приеме заявлений по убыткам

    Нередко страховщики просят к заявлениям по убыткам приложить дополнительные документы — иначе заявление принимать отказываются. Если волокиту с документами устраивает страховщик потерпевшего, то он «может обратиться к страховщику причинителя вреда с заявлением о выплате страхового возмещения».

     «Собственно, это и нужно страховщику, который устраивает такую волокиту, — отмечает глава Финпотребсоюза Игорь Костиков. — И после того как законопроект с поправками к закону ОСАГО вступит в силу, это станет обязанностью застрахованного. Но пока мы рекомендуем обращаться в общества защиты прав потребителей, чтобы принудить страховщика соблюдать закон по суду».

7. Ошибки системы

    Если страховщик внес неверные сведения в историю страховых случаев, клиент может лишиться скидки, влияющей на выплачиваемый им размер страховой премии. Печелиев отмечает, что выписку из своей страховой истории страховщик обязан предоставить заявителю бесплатно на основании закона № 40-ФЗ. И в случае если в ней найдены ошибки — «Банк России перенаправляет обращение в адрес Российского союза автостраховщиков (является оператором АИС ОСАГО) для организации актуального отражения данных, о чем сообщает письмом заявителю».

    Напомним, Центробанк имеет право уже с 1 октября 2014 года повысить базовые ставки ОСАГО на 24%, затем за полгода принять решение по повышению тарифов в связи с ростом выплат по жизни и здоровью.

По материалам «Известий»

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ