Реагенты или гранитная крошка? Ищем способ избавить Сургут от гололеда
17:01 30.01.2021
9109 просмотров
Говорить о погоде — привычка не только воспитанных джентльменов. Капризы природы — одна из любимых тем журналистов. «Грядут аномальные морозы», «Холода не отступают!», «Потеплеет всего на один день» — зима в этом году дала много поводов для заголовков. Если разобраться, поводов не особо оригинальных (-43 в январе для Сургута — никакая не аномалия, старожилы подтвердят), но всегда цепляющих аудиторию. Всем же интересно, что там за окном завтра будет?
Но, мне кажется, те, кто прожил в Югре хотя бы 5 лет, привыкли к лютым холодам и их последствиям. Но привыкнуть не значит смириться. Любой водитель, который рискнул завести авто после -30-35, не даст соврать, что дорожное полотно в такой мороз превращается в каток. Песко-соляная смесь, коей вдоволь посыпают проезжую часть и тротуары в Сургуте, просто не дает эффекта — предел для нее -20-25. Есть ли реальная альтернатива привычному допотопному противогололедному средству? Давайте разбираться.
Для того, чтобы разбирать антигололедные альтернативы, поймем, чем сегодня посыпают дороги Сургута. Эта гора, присыпанная снегом — запас песко-соляной смеси сургутского «Дорремтеха». Состав прост и проверен временем, говорят специалисты. 90% намывного мелкого песка и 10% вещества «голит». За названием — техническая соль.
«Песко-соляная смесь готовится заблаговременно. Мы еще в том году летом, в июле-в августе, подготовили песко-соляную смесь. Зимой пользуемся уже. Берем. В прошлом году было приготовлено около 10 тысяч тонн песко-соляной смеси только по нашей компании», — рассказал главный инженер СГМУП «Дорремтех» Ильмир Ахтямов.
Почти каждый год в скользкий сезон с новой силой закипают обсуждения: песко-соляная смесь — состав прошлого века, который только загрязняет город. Как говорят в администрации Сургута, именно песок и соль — самые безопасные в экологическом плане. Но есть еще один природный материал, который с успехом используют в других холодных краях. Например, в Финляндии дороги посыпают гранитной или мраморной крошкой. Специальные машины рассыпают нагретый материал на трассы, крупинки вмерзают в наледь и создают поверхность, схожую с наждачной бумагой — особо не поскользишь. Но что финну хорошо, то в России невозможно. По отечественным ГОСТам дороги должны быть расчищены до асфальта.
«Так как снежный накат у нас не допускается, этим абразивным веществам закрепиться не за что. Эти камни оказываются либо на лобовом стекле, либо на лакокрасочном покрытии автомобиля, дают сколы и повреждения», — пояснил директор департамента городского хозяйства администрации г. Сургута Роман Богач.
Те, кто вырос в 90-е, наверное, еще помнят сюжеты о ядовитых химреагентах, что разъедают шины и обувь москвичей. Наука не стоит на месте, и сегодня на рынке множество противогололедных смесей, которые, по словам производителей, экологически безопасны и эффективны при морозах до -30-35 градусов.
«Все смеси, которые вы назвали, они используются и применяются. До -30 их можно использовать, они работают, дают эффект, растапливают снежный покров. Мы частично их применяем на остановочных карманах, например, на мостовых переходах», — отметил Роман Богач.
У чиновников два аргумента против повсеместного использования современных химреактивов. Во-первых, нет исследований, которые бы показали долгосрочное влияние на природу этих составов. Во-вторых, это банально дорого.
«Тонна такого материала стоит 32 тысячи рублей. При том при всем, что куб песка на карьере с доставкой стоит 280-300 рублей, например, по городу. Плюс соль, которая там используется. Максимальная себестоимость, наверное рублей 600», — говорит Роман Богач.
В общем, химическая альтернатива используется, но как крайнее средство для особо аварийных участков. Но какой реагент ни используй, так же уверенно и прочно, как летом, автомобиль на асфальте себя чувствовать не будет. Но в Японии, например, получилось. Не все, но многие трассы там оборудованы подогревом. В стране, где центрального отопления нет в принципе, коммуникации греют дорожное полотно. Звучит красиво, но мечты обрубает финансовая сторона вопроса и здравый сибирский смысл.
«При -50 я даже не представляю, как надо греть землю, которая у нас промерзает на глубину до 3,5 метров для того, чтобы растопить верхний слой. Это колоссальные затраты будут. В любом случае, зима она и есть зима. Поэтому нужно, в первую очередь, быть осторожным, везде смотреть, куда идем, как идем, может быть, лишний раз не торопиться, чтобы не травмироваться», — подчеркнул директор департамента городского хозяйства.
А вот это пожелание сейчас выполнить не так уж сложно. Лихачить в -30 за бортом не только опасно, но и, порой, невозможно. Когда Киртбая или Тюменский тракт стоят в утренней или вечерней пробке, волей-неволей будешь соблюдать скоростной режим. И не особо важно, что под колесами: песко-соляная смесь, убойный реагент или труба теплотрассы.
Но, мне кажется, те, кто прожил в Югре хотя бы 5 лет, привыкли к лютым холодам и их последствиям. Но привыкнуть не значит смириться. Любой водитель, который рискнул завести авто после -30-35, не даст соврать, что дорожное полотно в такой мороз превращается в каток. Песко-соляная смесь, коей вдоволь посыпают проезжую часть и тротуары в Сургуте, просто не дает эффекта — предел для нее -20-25. Есть ли реальная альтернатива привычному допотопному противогололедному средству? Давайте разбираться.
Для того, чтобы разбирать антигололедные альтернативы, поймем, чем сегодня посыпают дороги Сургута. Эта гора, присыпанная снегом — запас песко-соляной смеси сургутского «Дорремтеха». Состав прост и проверен временем, говорят специалисты. 90% намывного мелкого песка и 10% вещества «голит». За названием — техническая соль.
«Песко-соляная смесь готовится заблаговременно. Мы еще в том году летом, в июле-в августе, подготовили песко-соляную смесь. Зимой пользуемся уже. Берем. В прошлом году было приготовлено около 10 тысяч тонн песко-соляной смеси только по нашей компании», — рассказал главный инженер СГМУП «Дорремтех» Ильмир Ахтямов.
Почти каждый год в скользкий сезон с новой силой закипают обсуждения: песко-соляная смесь — состав прошлого века, который только загрязняет город. Как говорят в администрации Сургута, именно песок и соль — самые безопасные в экологическом плане. Но есть еще один природный материал, который с успехом используют в других холодных краях. Например, в Финляндии дороги посыпают гранитной или мраморной крошкой. Специальные машины рассыпают нагретый материал на трассы, крупинки вмерзают в наледь и создают поверхность, схожую с наждачной бумагой — особо не поскользишь. Но что финну хорошо, то в России невозможно. По отечественным ГОСТам дороги должны быть расчищены до асфальта.
«Так как снежный накат у нас не допускается, этим абразивным веществам закрепиться не за что. Эти камни оказываются либо на лобовом стекле, либо на лакокрасочном покрытии автомобиля, дают сколы и повреждения», — пояснил директор департамента городского хозяйства администрации г. Сургута Роман Богач.
Те, кто вырос в 90-е, наверное, еще помнят сюжеты о ядовитых химреагентах, что разъедают шины и обувь москвичей. Наука не стоит на месте, и сегодня на рынке множество противогололедных смесей, которые, по словам производителей, экологически безопасны и эффективны при морозах до -30-35 градусов.
«Все смеси, которые вы назвали, они используются и применяются. До -30 их можно использовать, они работают, дают эффект, растапливают снежный покров. Мы частично их применяем на остановочных карманах, например, на мостовых переходах», — отметил Роман Богач.
У чиновников два аргумента против повсеместного использования современных химреактивов. Во-первых, нет исследований, которые бы показали долгосрочное влияние на природу этих составов. Во-вторых, это банально дорого.
«Тонна такого материала стоит 32 тысячи рублей. При том при всем, что куб песка на карьере с доставкой стоит 280-300 рублей, например, по городу. Плюс соль, которая там используется. Максимальная себестоимость, наверное рублей 600», — говорит Роман Богач.
В общем, химическая альтернатива используется, но как крайнее средство для особо аварийных участков. Но какой реагент ни используй, так же уверенно и прочно, как летом, автомобиль на асфальте себя чувствовать не будет. Но в Японии, например, получилось. Не все, но многие трассы там оборудованы подогревом. В стране, где центрального отопления нет в принципе, коммуникации греют дорожное полотно. Звучит красиво, но мечты обрубает финансовая сторона вопроса и здравый сибирский смысл.
«При -50 я даже не представляю, как надо греть землю, которая у нас промерзает на глубину до 3,5 метров для того, чтобы растопить верхний слой. Это колоссальные затраты будут. В любом случае, зима она и есть зима. Поэтому нужно, в первую очередь, быть осторожным, везде смотреть, куда идем, как идем, может быть, лишний раз не торопиться, чтобы не травмироваться», — подчеркнул директор департамента городского хозяйства.
А вот это пожелание сейчас выполнить не так уж сложно. Лихачить в -30 за бортом не только опасно, но и, порой, невозможно. Когда Киртбая или Тюменский тракт стоят в утренней или вечерней пробке, волей-неволей будешь соблюдать скоростной режим. И не особо важно, что под колесами: песко-соляная смесь, убойный реагент или труба теплотрассы.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Комментарии: 6
Не о том вы репортажи ведете. Кто ездить не умеет, тому никакие реагенты не помогут. Лучше бы обратили внимание на то как почищены дороги и заезды на прилегающие территории - колеи по 10 см и трамплины, отшибающие бампера с порогами.
Падение и как следствие травма - наступает внезапно? Т.е. человек наступает куда-то, не зная заблаговременно какое там покрытие и соответственно подскальзывается. Или это происходит так: "там под снегом лед, хочу подскользнуться и упасть"? Гололед на дороге в разгар зимы - событие для нашего региона внезапное или закономерное?
НАВЕРХ