Прямые договоры с ресурсниками: плюсы и минусы нового коммунального подхода
На этой неделе волнения среди некоторых сургутян вызвали запоздавшие платежки за коммунальные услуги. Проблемы возникли у тех, кто перешел на прямые договоры с ресурсниками. Несколько таких граждан обратились в редакцию СургутИнформ-ТВ.
В Горводоканале проблему признали и обещали провести проверку, а людям предложили сообщать о задержанных квитанциях на сайт или электронную почту предприятия. В принципе, можно согласиться на электронную рассылку платежек, но в цифровую эру пока вступили только 15% сургутян, остальные предпочитают бумажный документ.
Ожидание квитанций — далеко не самое важное последствие перехода абонентов на прямые договоры. Этот процесс вызвал у некоторых сургутян как минимум непонимание: что делать, кому платить и куда передавать показания?
С 15 по 20, с 20 по 25 — этот, на первый взгляд, непримечательный набор чисел с начала января не дает покоя горожанам, которые перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Если раньше передавать показания счетчиков можно было управляющей компании в один день, то теперь порядок изменился — у каждого предприятия свои требования. И не сказать, чтобы это облегчило жизнь плательщикам.
«Возникли минусы для населения. В том, что РСО (прим. ресурсоснабжающие организации) у нас много, коммунальных услуг много. Получается, что в некоторых домах жители получают по несколько ЕПД, единых платежных документов, квитанций за коммунальные жилищные услуги. Естественно, и оплачивать нужно в разные места», — констатирует член общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Сургута Виталий Горобец.
Так, например, оплату за вывоз мусора, отопление, у некоторых и электричество, принимает «Югорский РИЦ». За капремонт — непосредственно сам регоператор, за прочие услуги — расчетно-кассовый центр или управляющая компания. Счета за холодную воду и водоотведение выставляет Горводоканал. На предприятии рассказали, что переход на прямые договоры тяжело дается не только собственникам.
«С увеличением количества лицевых счетов, которое у нас в течение 2022 года произошло, понятно, что пришлось производить определенные организационно-штатные мероприятия. Потому что раньше тот же самый ввод в эксплуатацию приборов учета проводила управляющая компания, то сейчас мы, как исполнитель коммунальной услуги, должны делать это самостоятельно. Соответственно, мы увеличили здесь количество людей», — поделился заместитель директора по реализации СГМУП «Горводоканал» Дмитрий Данилов.
На сегодняшний день прямой договор с Горводоканалом заключили уже около 100 тысяч собственников. Это 65% от всего объема получателей услуг. Часть из них перешли с 1 января. Для них первая отправка показаний приборов учета прошла с трудом: не все в принципе умеют пользоваться компьютером и личным кабинетом на сайте, поэтому обрывали телефоны, образовалась очередь.
«Сейчас возникает масса вопросов: „Почему мы не можем передать показания, телефон у вас не работает“. Вся проблема заключается в том, что мы не можем выделить бесконечное количество ячеек, архивировать, держать за собой, оплачивать постоянно. (Корр. Телефонов, в смысле?) Да. Соответственно, когда количество лицевых счетов возросло, единоразово и массово все звонят на эти телефоны и он просто не успевает обработать», — сетует Дмитрий Данилов.
Справиться с этим можно легко: основная нагрузка приходится на 9 утра первого дня приема показаний счетчиков. Ресурсники советуют собственникам передавать данные по телефону на 2-3 день этого периода. Если есть желание, то в другое время сотрудники предприятия могут помочь составить, например, пенсионеру памятку «Как оплачивать коммуналку онлайн». Поддержать плательщиков и объяснить тонкости могут и общественники.
«Центр содействия собственникам недвижимости. У них есть сайт, они дают консультации: как, что куда передавать», — привел пример член общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Сургута Виталий Горобец.
Что общественники, что ресурсоснабжающие организации уверены: это временные трудности. Во-первых, потому что человек рано или поздно привыкает к таким новшествам, несмотря на свой первоначальный скепсис и пессимизм. Во-вторых, потому, что процедуру оплаты коммуналки в городе планируют все же упростить. Глава Сургута Андрей Филатов поручил сотрудникам мэрии проработать варианты создания единой платежки.
«Практики разные есть по городам. Я не знаю, Кирилл Сергеевич, есть у нас в этой части какое-то напряжение? И может ли быть платежка объединена в связи с тем, что разные плательщики, поставщики услуг? Давайте так: поразмышляем на эту тему», — призвал глава Сургута Андрей Филатов.
Размышляют на эту тему теперь сотрудники мэрии, представители ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний: по нашей информации, администрация создала рабочую группу по разработке единой платежки. Следующее ее заседание состоится 3 февраля — эксперты определяются с вариантами. И это правильный и нужный шаг, ведь в перспективе коммунальщики собираются перевести всех собственников на прямые договоры. Да, минусов у реформы коммунального рынка Сургута хватает. Плюс же всего один, но существенный. Управляющие компании ворочали финансовыми потоками и выполняли функции посредника между собственником и ресурсниками, некоторые из них провалились и залезли в долги. Теперь — все напрямую. А значит, и деньги собственников точно полностью дойдут до поставщика, а не осядут
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале