Пройти экзамен. Как помогают иностранцам адаптироваться в Сургуте
На этой неделе Совет Федерации одобрил закон об облегченной процедуре получения российского гражданства для иностранцев. Касается он тех, кто заключит контракт на срок не менее года с Вооруженными Силами нашей страны. Например, служившие иностранцы сразу смогут подать заявление на получение гражданства, минуя вид на жительство.
Сколько желающих вступить в ряды российской армии принесет этот закон, пока сказать сложно, да и официальной статистики еще нет. Насколько, в принципе, сложно иностранцу влиться в наше общество? Через что нужно пройти, чтобы на законных основаниях жить и работать в России?
За год в России число мигрантов выросло на четверть. И это несмотря на санкции, уход иностранных компаний с рынка и пандемию. К таким выводам пришли эксперты РАНХиГС, которые этим летом исследовали экономическую ситуацию в стране. Иностранцев, приехавших на заработки, на 18 процентов меньше, чем в допандемийном 2019 году.
В Сургуте на первичном миграционном учете сейчас состоят около 43 тысяч иностранцев — это число год от года стабильно. Мифы о северных заработках по-прежнему влекут в Сургут граждан из бывшего Союза. Одни, сумевшие скопить маломальскую сумму на содержание семьи, возвращаются на родину. Им на смену приезжают другие — те, кто рассчитывает найти здесь работу мечты, постоянную и хорошо оплачиваемую, неплохо еще бы и жилье.
О том, что, прибывая в Россию, необходимо выполнить ряд требований, знают многие, но выполняют их далеко не все. Любой прибывший на территорию РФ иностранец, в течение 90 суток обязан встать на учет в УФМС. Как правило, многие решают пройти эту процедуру в самый последний момент. В числе тех, кто ответственно подошел к оформлению документов — Замирбек Разаков.
«Приехал недавно, два дня. я приехал с Киргизии на заработки. Документы я сделаю, вот и буду искать работу, думаю, можно найти в большом городе», — рассказал он.
Получение квот, вида на жительство и гражданства оказывается не самой простой задачей для многих людей. Камель живет в Сургуте с 2018 года, работает поваром в одном из ресторанов. Два года назад обзавелся семьей. Сейчас копит деньги — хочет построить дом на родине, в Киргизии, чтобы было куда привезти семью — жену и маленького сына. Сейчас Камеля можно назвать настоящим знатоком в вопросах официального устройства мигрантов в России.
За 4 года мужчине пришлось пройти немало бюрократических испытаний, прежде чем получить одну за другой квоты, потом — разрешение на временное проживание и вид на жительство. Сложнее всего было, конечно, в самом начале пути, когда необходимо было быстро собрать весь пакет документов.
«Вот это все собираешь и сдаешь в УФМС, чтобы в УФМС сдать надо утром,
В очередях за получением того или иного документа или справки стоят, без преувеличения, сотни таких же, как Камель. Это процесс не ускоряет. Камель вспоминает, что в одном из учреждений он ждал своей очереди около шести часов. Поэтому для решения бюрократических проблем или прохождения медосмотра приходилось занимать очередь с раннего утра.
«Медосмотр чтобы пройти, то же самое, надо в 6 часов туда пойти, тоже записаться и очередь ждать, там тоже очень большая очередь.
За последние десятилетия система по решению вопросов и контролю приезжих сильно изменилась. А вот чуть больше десяти лет назад, чтобы получить заветные разрешения, мигрантам приходилось сдавать все документы в Сургуте, а получать в Ханты-Мансийске. Для многих приезжих это было настоящим испытанием.
«В Ханты-Мансийск едут из Сургута — 300 километров. С Нижневартовска 200 километров в Сургут и еще 300 километров до Ханты-Мансийска — это 500 километров. Ладно летом, зимой, а у нас почти круглый год зима, гололедица. Водители тогда забирали людей прямо с мечети», — рассказал председатель национальной культурной автономии таджиков Файзуло Аминов.
Еще недавно в отделе по вопросам миграции собиралось до сотни человек, что приводило к давке и скандалам в стенах ведомства. Сейчас очередей в учреждении просто нет. Тут, очевидно, сыграла, как ни странно, положительную роль пандемия. Теперь прийти на прием в ведомство можно по предварительной записи по телефону. Дежурить под дверями учреждения с самого утра больше нет нужды, а схитрить, чтобы попасть к специалисту без очереди, просто не получится.
Одно во всем этом процессе, несмотря на определенно прогрессивные шаги, остается неизменным. В сфере миграции стабильно растет число посредников. Небольшие компании, гарантирующие иностранцам быстрое решение всех их проблем, десятками появляются в непосредственной близости от отдела по вопросам миграции на улице Профсоюзов. Пользуясь незнанием законов и русского языка, так называемые специалисты с готовностью оформят документы (которые порой даже не нужны), окажут юридическое сопровождение. И все это за баснословные деньги — для человека, который только-только приехал на заработки.
«Вот раньше машинописное бюро за пакет документов брали 500 рублей, а 4 тысячи за что? За сопровождение? Сопровождение максимум 500 рублей еще, это самое многое. Что такое сопровождение — это готовые документы получить и просто отвезти, отдать в управление по вопросам миграции, вот это называется сопровождение. Ну не такие же деньги. Вот эта вся барьерная составляющая очень негативно влияет на людей», — добавил Файзуло Аминов.
Сказать, что система в юридическом отношении не развивается, нельзя. В ней и по сей день есть несовершенства, признают в национальных диаспорах. У некоторых возникают, например, сложности с записью в отдел по вопросам миграции. Но регулярно государство вводит новые механизмы, которые упрощают жизнь как трудовому мигранту, так и работодателю.
«Сейчас первичная регистрация делается через МФЦ, что у нас на Югорской и на Чехова — два МФЦ принимают документы. Потом работодатели — еще одну услугу ввели — очень хорошо, работодатели теперь не стоят в управлении по вопросам миграции для того, чтобы продлевать патент своему работнику. Они уже обращаются в МФЦ, МФЦ продлевает им регистрацию», — уточнил Файзуло Аминов.
Среднюю Азию можно смело назвать одним из главных поставщиков трудовых мигрантов для России. Иностранцев привлекает в первую очередь очень выгодный курс валют и большое число вакансий в самых разных сферах деятельности. Замирбек Разаков, например, еще даже не решил, где будет работать. Но знает наверняка, что свое поприще в таком крупном и развитом городе он точно найдет. На работу в Сургут его позвали приятели. В первую очередь мигранты думают о том, как в кратчайшие сроки легализовать свою деятельность, а знание языка
«Я думаю, можно понять друг друга. Вот ездят вообще иностранцы, ничего не понимают, тоже работают. А мы вроде возле них. Пару раз, когда скажут, все равно поймет уже, любой человек должен понять, когда пару раз говорят, уже понимают. Из общения, и у меня тоже спрашивают: это что, а как надо сказать? Вот у меня тоже спрашивают, я им говорю, а когда в жизни человеку нужно, он быстро запоминает и результат хороший уже», — считает Замирбек Разаков.
Впрочем, как говорят председатели диаспор в Сургуте, это раньше мигранты приезжали в страну с нулевым знанием языка. Сейчас эта тенденция постепенно сходит на нет. Во многих странах бывшего СНГ сейчас открываются филиалы российских вузов и школы, в которых преподают русский язык. Настоящий передовик в этом плане — Таджикистан, откуда в Россию приезжает огромное количество трудовых мигрантов.
«В Таджикистане действует очень много учебных заведений, филиалы российских очень престижных вузов, в Таджикистане открыли недавно при участии президентов 4 школы, русские школы, где обучают все предметам. Сейчас не найти человека, не найти молодого человека, который не знает по-русски», — отметил Файзуло Аминов.
Тем не менее, есть небольшой процент мигрантов, которые прибывают в Россию с нулевым запасом знаний. А ведь это так сложно — не понимать людей и самому оставаться непонятым. Скоро иностранцев в Сургуте начнут обучать русскому языку. В Центре адаптации иностранцев уроки смогут посещать все желающие.
«Основная наша цель — это подготовка к экзаменам на гражданство, на получение документов, вида на жительство, РВП, патента. Самый сложный, конечно же, на гражданство. Есть еще определенный уровень сертификации владения языком, как в любом иностранном. Есть уровень а1, а2, b1, b2, c1, c2, вот на гражданство не ниже уровня b», — пояснила преподаватель русского языка как иностранного, кандидат филологических наук Елизавета Вариясова.
Для тех людей, которые хотят не просто получить гражданство, но и связать свою жизнь с Россией, это отличный шанс. Эксперты уверяют, что изучение незнакомого языка не только упрощает жизнь иностранцу в бытовом плане. Благодаря знанию языка мигрант начинает мало-помалу знакомиться с окружающими его людьми, заводить друзей, а по большому счету — становиться здесь своим. Именно этот шаг позволяет быстрее начать называть себя россиянином, а не мигрантом.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале