Престижные школы — престижное будущее? Какие учебные заведения выбирают сургутские родители и почему

18:55 07.09.2018 3288 просмотров

Всё, родители, лето кончилось. Первое сентября позади. Дети за партами, с рюкзаками, пеналами и новыми силами для реализации ваших амбиций. Казалось бы, можно выдохнуть. Теперь вся эта суета, связанная с выбором учебного заведения, забудется как страшный сон. Прекрасно представляю, какой это был стресс: перечитать кучу отзывов, опросить знакомых, часами сидеть на сайте госуслуг и штурмовать директорские кабинеты, чтобы пристроить свое чадо куда нужно.

Теперь бы понять — нужно кому? Родителю или ребенку? А то в последнее время складывается ощущение, что мы не только за своих детей выбираем школу, но и учимся вместо них. Ведь за престиж и суперсложную программу учебного заведения придется отвечать именно нам — родителям. И сегодня неплохо было бы ответить на вопрос: наш выбор — это забота о будущем ребенка или удовлетворение представлений о собственном статусе?

Итак, что же стоит за вывеской учебного заведения, красивой, громкой и масштабной? А для того, чтобы все стало понятно, поможет нам не департамент образования, не чиновники, психологи или педагоги. А именно родители с большим стажем. Поверьте, именно они главные эксперты в этой теме.

Максим Слепов, ответственный отец, готовый 40 лет провести за школьной партой и его дочь Маруся:

 — Многих моих знакомых знаете, что интересует — они говорят: так много задают в школе, со своими детьми они не успевают делать уроки. У вас четверо детей, когда все успеваете вы?

 — Очень сложная для нас процедура. Самое важное — организация процесса обучения, у нас за неё отвечает мама. Это ее стезя, я только включен в процесс. Но даже стараюсь не вмешиваться.

 — То есть все так сложно, что вы даже не старается вникать?

 — Нет, наша мама настолько организовывает все идеально, что мы просто включаемся.

 — Маруся, скажи, если бы мама с папой не помогали тебе, сложно было бы делать уроки?

 — Да.

 — А какие предметы для тебя самые сложные?

 — Мне кажется, самый сложный предмет — это русский и математика.

 — А кто тебе больше всего помогает по русскому?

 — Бабушка.

 — То есть, у вас получается все члены семьи вовлечены еще и в учебный процесс?

 — Обязательно. По-другому сейчас, видимо, нельзя при такой нагрузке. Обучение, питание, логистика, вовлечены все: бабушка, дедушка, мама, папа — все в процессе.

 — Сейчас многие родители выбирая школу для своего ребенка стараются ориентироваться на некий статус — для них это очень важно. И заведений становится все больше, которые меняют вывески на довольно мудреные названия, и все это вызывает вокруг них определенный ажиотаж. Вот вы как считаете, важно ли это, как выбирать учебное заведение по каким критериям?

 — В первую очередь, это опыт других родителей. И конечно же, внешний вид школы тоже имеет значение. Потому что как выглядит школа, как в ней организовано пространство — это свидетельствует о том, какой порядок в голове преподавателей этой школы в том числе. Людей, которые учебный процесс в ней организовывают.

 — То есть, по сути, получается мы смотрим на красивую форму, то значит в ней есть и содержание уже основываясь на этом?

 — Да.

 — Есть если громкая вывеска на школе то и начинка ей соответствует?

 — Для меня это важно, и дети должны понимать уже с детства. Что это так!

 С малых лет и быстро привыкать к хорошему. Так, наверняка, рассуждают многие родители. Поэтому и наметилась тенденция, что стоит учебному заведению поменять свой статус или добавить углублённости в изучение предметов, как популярность его моментально растет. Свежий пример: бывшая 13 школа, в этом году она открылась уже под вывеской технологическая и начинка ее — индустриальный парк и кванториум позавидуют! Конечно же, отношение у родителей теперь к ней совсем иное.

«Востребованность, она появилась больше на параллели уже с 7 по 11 класс. Потому что тут и родители и дети, понимая, что можно попасть сегодня в уникальную развивающую среду, конечно же стали в приоритете менять школы», -отметила Лариса Самигуллина, директор Сургутской технологической школы.

А по мне просто отличный маркетинговый ход. И как бы в таком случае сказали специалисты по продвижению всего и везде в сфере рекламы: «жажда знаний — ничто, имидж — вот это действительно все!». Что, в принципе подтвердят любые опросы родителей школьников. Наш выбор определят наши стереотипы.

Если бы у вас был выбор куда отдать ребенка учиться, какое заведение вы бы выбрали из нашего списка и почему?

 — Или физико-математический лицей или технологическую школу. Я считаю, что математический склад ума, он помогает деткам в жизни, математика — наука точная.

 — Наверное, гуманитарная гимназия.

 — Почему?

 — Чтобы ребёнок развивался, чтобы больше знала о своей стране. Гуманитарная гимназия, потому что там лучше учат и образование получше.

 — Лицей лучше.

 — Почему лицей?

 — Ну я думаю, что там лучше, чем простая школа.

 — Почему физико-математический лицей?

 — Потому что там сейчас дети у нас такие продвинутые, стараются, больше знаний.

 — Естественно-научный лицей.

 — Почему?

 -Потому что я наслышана об этой школе, потому что она очень хорошая. Там образование качественное, преподавательский состав хороший.

Неважно, есть такое учебное заведение в Сургуте или нет, неважно, что два разных названия могут относиться к одной и той же школе. Для многих главное — чтобы вывеска была посолидней. А чем гимназия отличается от того же лицея — да кто его разберет, не говоря уж об образовательных программах. Тогда ради чего все это — ради отличного ЕГЭ или собственного ЭГО? И может ли престижное образовательное учреждение гарантировать поступление в элитный вуз?

Сургутский естественно-научный лицей — одно из передовых образовательных учреждений города. Многие родители мечтают отдать сюда своего ребенка. В списке предметов, кроме обязательных — 3D- моделирование, программирование, робототехника. И это, в буквальном смысле, альма-матер будущих инженеров и исследователей. Но что на самом деле скрывается за громким названием «естественно-научный лицей» и какая она, школа 21 века?

Еще не успев начать учебный процесс, руководство школы уже вселяет чувство гордости в своих учеников. Заместитель директора с порога демонстрирует все достоинства новой образовательной организации. Первая остановка для экскурсантов — класс робототехники.

«Каждый механизм разбирается, перебирается, что-то  подходит, что-то  не подходит, получается, как познание не по учебнику, а методом проекта», -поясняет Дмитрий Ермолаев, педагог дополнительного образования.

Подобная же картина и в остальных учебных аудиториях. В лаборатории с удовольствием показывают и рассказывают все проекты. «Газпром класс»- проект, который реализуется здесь недавно, но результаты уже радуют родителей и педагогов. По итогам прошедшего сезона в лицее всего один стобальник и один золотой медалист. Оба — ученики этого особенного класса.

 — А что в дальнейшем это даёт? Это какое-то гарантированное поступление?

 — Конечно, во-первых они получают целевые направления, ребята-выпускники. Предыдущий класс, которые уже выпустились, 16, по-моему, человек получили целевые направления.

Правда, для таких показателей школьникам приходится жертвовать своим временем. Если хочешь поступить в выбранный университет — будь готов работать практически круглосуточно.

 — Программа такая обширная у них, а сколько это по времени занимает?Больше половины дня, наверное?

 — Да, конечно, первая половина дня — это обучение в лицее, вторая половина дня они идут в университет и занимаются там, то есть достаточно насыщенный график у ребят.

А это гимназия «Лаборатория Салахова». Среди родителей ходят легенды о педагогах, которые здесь работают и о той программе, по которой они обучают. В этом образовательном учреждении путь к знаниям действительно непрост и тернист. Поэтому даже нашей съёмочной группе не удалось хоть ненадолго прервать учебный процесс.

Качество подготовки в гимназии подтверждается успешными поступлениями в ведущие вузы страны. Бюджетные места в престижных столичных университетах — это «наше всё» для салаховки. Практически каждый из гимназистов за годы учебы успел заявить о себе на престижных российских или международных конкурсах и олимпиадах. Семиклассник Саша Юнг в прошлом году стал призером федерального этапа «Шаг в будущее: Юниор».

 — А что ты презентовал, какая работа была?

 — По программированию, создание экспертной системы «Дары Югры».

 — Это ты в каком классе?

 — В 7, тогда был в шестом.

 — Долго работал над этим проектом?

 — Ну я начал ещё в пятом, вот в шестом сдал её.

Татьяна Кисель, директор «Лаборатории Салахова» уверена: такие результаты не зависят от названия школы. Сначала в гимназии сложилась своя, особенная среда и лишь потом о ней начали говорить не только в городе, но и в стране.

Но есть в Сургуте и примеры того, как за короткое время на базе обычной школы можно создать кузницу кадров не только для «своих» учеников. В ресурсном центре при 7-й школе занимается более тысячи учеников по различным направлениям: «банковское дело», «графический дизайн», «программирование». Причём, назвать это простыми курсами нельзя.

«В течение двух лет они обучаются, получают на выходе свидетельство о том, что они прошли эту программу и идут поступать уже в вузы. При поступлении им, естественно, добавляют баллы, если идут по профилю. Если не по профилю, например, у нас были такие истории как ребята с направлениями с педагогическими знаниями подрабатывали на каникулах», — рассказала Ольга Панина, учитель технологии МБОУ СОШ №7.

Правда, не все воспитанники центра с уверенностью могут ответить на вопрос — поможет ли им это свидетельство при поступлении.

 — Мне тоже нет, я просто для себя, можно сказать хожу.

 — Поднимите руку, кому поможет?

 — Лично мне ресурсный центр поможет при поступлении в СурГУ, так как наша школа очень хорошо контактирует с данным университетом и имеет хорошие связи с ним.

 — Можно сказать, что в принципе любая школа, не будь она лицеем и гимназией, может создать на своей базе что-то  такое, что даст больше шансов поступить в вуз, который он выбрал?

 — В принципе да, но не стоит забывать о том, что необходима материально-техническая база, чтобы это были квалифицированные сотрудники, потому что каждый из наших сотрудников имеет 2-3 образования.

Три разных школы, но позиция у всех одна: красивое название не гарантирует поступление в выбранный вуз и успешное будущее. Здесь целый набор составляющих: кроме современной базы, это мотивация детей и готовность родителей быть с ними на одной волне. По-другому сегодня не получится.

Юлия Шадевская, Екатерина Тарасова

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ