Повезёт, если подвезёт. Реально ли навести порядок на рынке услуг такси?
Иностранцев высадили из такси. С этого года в Югре принято постановление, по которому мигранты заниматься перевозкой пассажиров, продажей алкоголя, а также оказывать услуги в сфере образования не могут. Это касается тех, кто приезжает в регион работать по патентам. Кажется, ряды таксистов резко поредеют. Что в общем-то неплохо. А то меня в последние время пугают водители, которые с трудом по-русски говорят, по навигатору ориентируются примерно так же, как я по компасу, а главное ездят, будто и не слышали про правила дорожного движения.
Впрочем, как говорят эксперты, рано радоваться. Теневому бизнесу такие придумки властей не помеха. Таксистом быть сейчас несложно. Установил себе на телефон приложение — и поехал. Исправность автомобиля, да и режим работы, похоже, не контролирует никто. Скорее наоборот, сама система в некоторых фирмах выстроена так, что заставляет трудиться на износ.
Выглядит это примерно так: 10 заявок исполнил — компания округляет вознаграждение до полутора тысяч рублей, 40 заявок — до 6, 5 тысяч, вне зависимости от тарифа. То есть, по самым грубым подсчетам получается, что если на каждую поездку отвести в среднем по полчаса, то, чтобы выполнить этот план, таксист сможет выползти из-за руля часов через 20. И о какой безопасности в этом случае может идти речь?
Подобные поездки все чаще превращаются в русскую рулетку. Кто его знает, доедешь живой и невредимый до пункта назначения или нет Наведут ли
Просроченная страховка, отсутствие лицензии и путевого листа. Перечислять нарушения можно долго. Из 35 водителей, остановленных в ходе рейда, половина уехали со штрафом. И тем не менее, контроля за таксистами сегодня практически нет. Большинство из них официально не зарегистрированы нигде, машины без опознавательных знаков, а диспетчерские руководят процессом из Екатеринбурга и Тюмени. Водители же предоставлены сами себе.
«Комиссию никакую, по крайней мере я не прохожу, может
Но зачастую рассчитывать на сознательность самих таксистов не приходится. Давайте вспомним прошлую неделю. Аварии с участием такси случались чуть ли не каждый день. Чего только стоит сюрреалистичная картина с уснувшим за рулем бомбилой прямо на проезжей части. Вы знаете, сейчас столько случаев разных с таксистами, поэтому, из-за этого.
— Раньше. мне кажется было проще и лучше, а сейчас разницы нет, что таксист, что частник, с частниками вообще никогда не торможу и не езжу. А такси только днём, вечером никогда не езжу – ответила на вопрос о безопасности такси сургутянка.
— Я на проверенном такси езжу — всегда только одно.
— Ну смотря какой водитель попадает, бывает, голодный, бывает холодный.
Казалось бы, нам за наши деньги оказывают услугу и водитель должен позаботиться обо всем, а по факту мы не можем быть уверенными в главном — в собственной безопасности. Как быть в случае того же ДТП и кому потом претензии предъявлять? Да в городе существует «Сургутская ассоциация такси», но и у них нет рычагов — вывести нелегалов из тени. Им свой бы бизнес сохранить. Тем более, когда их же водители в итоге уходят на вольные хлеба.
«Местные операторы такси пытаются работать по закону, заставляют их проходить медосмотр, они заставляют их держать в порядке машину, а тот же „Яндекс“ говорит — ну ребята, вы сами за все отвечаете, мы вас не контролируем. Они говорят — ну и слава богу», — комментирует Владимир Болотов, председатель Совета Сургутской Торгово-промышленной палаты.
Знакомый сценарий. Когда крупный агрегатор сначала собрал всех под свое крыло, а потом закрутил гайки, заставляя водителей трудиться на износ.
«В Нью-Йорке там против „Убера“ местные таксисты начали бастовать, потому что фактически, после монопольного вхождения на рынок цена была снижена до такого объема для таксистов непосредственных, что фактически он должен был работать 20 часов в сутки, чтоб обеспечить тот же уровень заработной платы. Ну на самом деле нас ждёт то же самое», -считает Владимир Болотов.
Пока попытки властей навести порядок на рынке такси не закончились ничем. Увеличиваются штрафы, хотят обязать тахографы установить, ввести принудительное страхование пассажиров. Но что это меняет, когда все эти правила действуют на тех, кто работает легально, а остальные уже давно научились их объезжать.
И здесь всё чаще начинаешь вспоминать врачебную мудрость про то, что движение — это жизнь. Трактовать которую всё чаще приходится в буквальном смысле слова.
Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале