Потоп в доме и загубленный ремонт: как возместить ущерб в случае коммунальной аварии
В одной из многоэтажек на Восходе случился настоящий потоп. Ночью жильцы услышали непривычный в это время года звук дождя, вышли в подъезд и были, мягко говоря, удивлены — на лестничных клетках образовались водопады, которые каскадом спускались с этажа на этаж.
Собственники вызвали аварийную службу, а утром журналисты СургутИнформ-ТВ застали на месте целую бригаду управляющей компании, которая, судя по всему, устанавливала причины коммунального ЧП и знакомилась с последствиями. Восстановление всего, по мнению жильцов, займет точно не один день.
Мы в редакции задумались: с потопом в квартире или подъезде можно столкнуться в любой момент. А что делать в таких случаях, куда обращаться и кто потом должен возмещать ущерб?
Ночь со вторника на среду в подъезде на Восходе была жаркой. Собственники заметили, что в их доме начался потоп: пока одни снимали все на видео, другие вызывали аварийную службу.
— Вот у нас заваривали сантехники ночью.
— А это все ночью было?
— Да, в 3 часа.
Как рассказали представители управляющей компании, работающие на месте, предварительная причина коммунального ЧП — повреждение батареи на 7 этаже.
Теперь жильцы гадают: кто займется ремонтом подъезда? Коммунальщики хоть и выгребли всю воду из подъезда и лифтов, но косметический урон местные стены точно получили.
«Последствия потопа — мы не знаем, нам никто не разъяснил, кто будет восстанавливать ремонт в доме, каким образом это будет происходить, за чей счет: жильцов, или это будет управляющая компания», — размышляет жительница дома Ольга.
Еще один потоп в этом месяце произошел на улице Майской. Жительница первого этажа пришла домой с ночной смены и обнаружила неприятный сюрприз. Аварийной службы, по ее словам, не дождалась. Сантехники от УК
У экспертов в области коммуналки есть практический алгоритм действий в таких случаях. Подобные ЧП — зона ответственности аварийно-диспетчерских служб, которые в Сургуте есть почти у каждой «управляшки». К ним и нужно обращаться. Номера есть на информационных стендах в подъездах (если нет, то это нарушение).
«Ответ на звонок должен быть не более 5 минут. Если человек не смог дозвониться, если операторы были заняты, то тогда в течение 10 минут они должны дозвониться до того, кто звонил. Это нормативные сроки», — объяснила заместитель председателя общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Сургута Валерия Абрамова.
Нормативные сроки здесь не для красного словца. Если ответа нет, то стоит записать все на видео и отправить вместе с жалобой Жилстройнадзору Югры. В дальнейшем это может привести к лишению УК лицензии — 3 предупреждения, «се ля ви». Если дозвонились, то нужно обязательно требовать, чтобы обращение зарегистрировали.
«Должно пройти не более 30 минут, чтобы уже была какая-то реакция на то, чтобы устранить эту аварию. Например, приехала какая-то служба уже устранять. И не более 3 суток на ликвидацию причины», — добавила Валерия Абрамова.
После того, как самое страшное, казалось бы, уже произошло, сотрудники «управляшки» составляют акт, где подробно все фиксируют. Это особенно важно, если в результате ЧП повредили общее или личное имущество жильцов.
«Фиксируют не только факт аварии, но и факт того, какое имущество было повреждено. Я рекомендую, если речь идет о серьезной аварии, на осмотр имущества, которое повредилось в результате аварии, например, затопления квартиры, приглашать оценщика, который сразу, вместе с управляющей компанией будет составлять свой акт», — посоветовала заместитель председателя общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Сургута.
Иногда разлет по стоимости просто космический: на практике УК может насчитать, например, 100 тысяч рублей ущерба, а независимый оценщик — 1 миллион. В случае судебных разбирательств акт независимой оценки — очень весомый аргумент.
«Самое главное: управляющая компания должна все-таки установить вину. Кто виноват в протечке, например, или какой-то аварии. Ведь необязательно, если льет сверху, виноват тот, кто живет сверху. Это может быть и сама управляющая компания», — пояснила Валерия Абрамова.
Еще один коммунальный лайфхак: если после ЧП пропала, например, холодная вода, то нужно засечь время и посмотреть, сколько услуга не будет оказываться. Если спустя 4 часа подачу не восстановили, то это снова повод для жалобы на УК в надзорное ведомство и последующий перерасчет. Этот пункт алгоритма экспертов — один из важнейших. Потому что сроки очень редко соблюдаются. Вообще же лучше знать порядок действий при потопе, ведь от такой аварии не застрахован никто. Ведь, как ни парадоксально, рассчитывать на большие компенсации от профильных компаний в таких ситуациях не приходится. Что касается жителей многоэтажки на улице Восход, то им повезло: управляющая компания, по словам директора, будет делать ремонт за свой счет.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале