Коммунальная арифметика: как сургутянам сэкономить на платежах за ЖКХ
Случайный просчет или тонкий расчет? Компания ДЕЗ ВЖР начисляла жильцам трех домов по улицам Взлетный, Федорова и Энергетиков совсем не те суммы, которые должна была. Так считают в прокуратуре города, которые сейчас проводят плановые проверки управляющих компаний. По данным надзорного ведомства, крупнейшая в Сургуте управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района с января прошлого года плату за электроэнергию на общедомовые нужды якобы начисляла по нормативу потребления услуг ОДН, а не по факту — как должно было быть по закону.
При этом, в многоквартирных домах были установлены счетчики. И, судя по их показаниям, люди потребляли электроэнергии меньше, чем прописано в нормативе. В итоге прокурор Сургута вынес директору управляющей компании представление устранить нарушение закона.
Прогресс не стоит на месте, и даже, казалось бы, такой консервативной и изношенной системе, как ЖКХ, ничто инновационное не чуждо. Не так давно Минстрой предложил перейти всем на счетчики, которые сами в автоматическом режиме будут передавать данные по теплу и воде. Однако умные приборы еще нужно установить или модернизировать старые. И лично меня волнует только одно: а за чей, собственно, счет, и какая с этого выгода? А то установили уже сначала внутриквартирные счетчики, потом общедомовые, а от сумм в расчетках, особенно в холода, в жар бросает.
«Тогда мы уйдем сразу от этого понятия ОДН — общедомовые нужды, они сократятся в ноль, потому что будет одновременный съем по всем квартирам и общедомового прибора учета. Сегодня то, что собственники задают мне вопрос: «Как можно взять тонну воды и использовать на помывку лестничного марша? Да мы такого никогда не видим!» Я с ними полностью согласен. Те ресурсы, которые направляются по ОДН, естественно, все собственники считают — они завышены. Я с ними согласен, да, они действительно завышены. А почему — вопрос — завышены? А потому что часть этих ресурсов идет на покрытие воровства населения, то, что у нас люди воруют ресурсы», — пояснил Сергей Алексеев, технический директор УК «Сервис-3».
На этом инициативы креативного Минстроя не заканчиваются. После того, как будет запущена система автоматического учета и контроля, предлагают ввести альтернативные тарифы — в зависимости от объема потребляемых услуг. «Эконом», «оптимум» или «безлимит» — по примеру сотовой связи. Забавно. Прямо представляю следующую картину: тариф «эконом» — намочил тряпочку и обтерся, «оптимум» — ежедневный душ, и, наконец, премиум версия — даже соседей можно мыться приглашать.
Нет, мне вот интересно — а если я немного увлеклась, купаясь в ванной, и превысила не только лимит терпения мужа, но и коммунальный, то что, все, тушите свет? Или опять же, по примеру сотовой связи — управляющей компании можно будет отправить СМС-ку «обещанный платеж». А дополнительные опции будут трезвый сантехник или ответственный водитель мусоровоза, чтоб раньше 10 утра во двор не заезжал.
Ладно, шутки шутками, а вот, кажется, действительно дельное предложение. Исключить посредников, те же управляющие компании, и платить ресурсоснабжающим организациям напрямую. Так, пожалуй, будет экономней, а может быть, и нет. Ведь как бы ни менялась коммунальная система, прозрачней почему-то для нас она не становится. У многих понимания — за что и как нам начисляют суммы в расчетках, никакого нет. Что лишний раз и доказывают истории, как люди месяцами переплачивают за ЖКУ.
«Все очень просто: у вас есть чёткий раздел, будем говорить, место где указывается общее домовое потребление, а рядом стоит строчка „внутридомовое“. Это имеется ввиду то, что потребили собственники. Находите разницу, вот эта разница, она должна соответствовать общедомовым нуждам, у вас константа, она не меняется. Если, допустим, она меньше этой константы, то вам соответственно, должны меньше начислить», — поясняют в УК.
Если в Сургуте рекорд этого года — 130 тысяч рублей, которые вернулись в карманы потребителей, то в Москве в 2016 года управляющим компаниями пришлось сделать перерасчет горожанам на сумму 52 миллиона рублей. Видимо, чтобы на нашей лени и беспечности не нагревались, нужны не только умные автоматические приборы, но еще и умные потребители.
Юлия Шадевская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале