Чиновничья ретроспектива. С какими идеями приходили в Сургут управленцы и во что их стараниями превратился когда-то передовой город?
Кто на новенького? Общественность активно обсуждает последние отставки в муниципалитете. Александр Шатунов стал третьим замом главы Сургута по ключевым вопросам, покинувшим пределы городской власти за последнее время. До него в отставку ушли Владимир Базаров и Олег Лапин. Безусловно, вызывает тревогу оголение рядов в системе жизнеобеспечения Сургута. Насколько велик там запас прочности и как на нас скажутся перемены? У многих отлегло, когда место заместителя главы по строительству Александра Шатунова занял Алексей Усов, старожил нашей мэрии. Алексей Васильевич зрел как руководитель аж в трех администрациях и уцелел при трех главах. Ничего вроде героического, но при той стремительной череде отставок, которые мы наблюдаем в городе на протяжении последнего десятилетия, в племени современных чиновников категории «Б» он, Александр Пелевин и Анна Шерстнева явно последние из могикан. Их управленческая закалка времен еще сидоровской администрации — факт сам по себе отрадный. Опытные же люди, с плеча рубить не станут, работают больше десятка лет во власти. Явно не временщики, варяги и гастролеры. По крайней мере, мы с уверенностью можем спросить: «А что вы, наши старожилы, сделали такого значимого для родного города?»
Многим, кто занимал удобные чиновничьи кресла, нам и предъявлять
«Мы видим, что во власть приходят даже достаточно амбициозные люди и молодые, которые имеют потенциал возрастной для карьеры своей, однако энергия этих идей уходит не на создание креативных новых продуктов, которые бы развивали муниципалитет, а на решение каких-то иных задач, не очень понятных общественности», — прокомментировал журналист Тарас Самборский.
К счастью, у «СургутИнформ-ТВ» за 26 лет накопился большой и подробный видеоархив того, что продвигала городская администрация. И теперь мы вместе с нашими экспертами можем вспомнить, кто и чем отличился.
Руководители города и их команды по-разному представляли себе будущее Сургута и двигались к нему. Так, например, Сургут — город передовой и свободный — ассоциируется с Александром Сидоровым, многолетним мэром, и его командой. Город в 90-х и начале 2000-х стремительно расширялся, создавался высокий запас прочности и в коммуналке, которым мы пользуемся до сих пор, и даже в культуре.
«Мы — культурный центр», — заявляли в администрации и доказывали это собственными громкими проектами. От университета до театра.
Сидоров подбирал кадры осторожно, доверял руководителям и менять коней на переправе не любил, поэтому его часто обвиняли в застое, несговорчивости с вышестоящими, негибкости и консервативном стиле управления. Тогда мы еще не знали, что вскоре после его ухода администрация не будет успевать превращаться в болото, потому что эта вода просто по определению не могла застояться, слишком быстро чиновников «сливали».
Роман Марков, не ставший приемником Сидорова, которого он двигал на эту должность, вначале был назначен первым замом. Он видел будущее Сургута как логистического центра. В команде Дмитрия Попова он не прижился, но активно пытался выстроить работу ключевых отраслей по принципу правил, приемлемых для всех сторон. Земля продается только с аукциона, инвесторам — зеленый свет по приемке документов, «единое окно».
А новые люди решили выстраивать новую стратегию и вкладывать в ее создание деньги заново. Алексей Сафиоллин на посту зама главы несколько лет выстраивал стратегию 2030, которой также, видимо, предстоит остаться только на бумаге. Вероятно, там же,
«Сегодня неизвестно, что будет завтра. Мне кажется, важно сесть, обсудить тем же руководителям крупных предприятий, администрации города. Возможно, они собираются, но это нужно транслировать, жители должны знать, что будет завтра: уезжать в Москву или оставаться в Сургуте, где есть перспективы определенные, что делать кадровым работникам, которые приехали. Делать карьеру? Они приехали на год, на два — они вахтовики?» — поделился мнением руководитель «МК-Югра», «МК в Тюмени» Владимир Бебех.
Вот мы и вернулись к исходным позициям, с которыми
Преемнику Черняка Александру Пелевину пришлось нелегко. Деньги нужно зарабатывать, лишние и дублирующие функции учреждений культуры — ликвидировать. Из-за этих веяний город фактически уже лишился культурного центра «Порт» и галереи современного искусства «Стерх».
«Сейчас я могу сказать, что в сочетании „Центра культурных инициатив “Порт»» сначала слово»инициатива» вычленили из названия, а потом из сознания. Сейчас это площадка, которую можно классифицировать как учреждение культуры строгого режима. Что-то интересное еще происходит по инерции, но де-факто я могу сказать, что »Порт» уже обречен, он рассматривается руководством исключительно как площадка для зарабатывания внебюджета и выполнения распоряжений администрации», — говорил год назад экс-руководитель творческого объединения »Порт» МАУ»МКДЦ» Сергей Нестеров.
Нового и передового пока не появилось. Зато в молодежной среде все активнее заговорили о «Совести», и общественная организация с радикальными устремлениями стала вербовать в свои, сомнительные для общего мира и согласия, ряды агрессивно настроенную молодежь.
Эпоха реформаторства, новаторства, да и просто продуктивной деятельности в различных сферах городской жизни
«В муниципальную службу сегодня идти ради идеи очень сложно, очень деморализовано чиновничье сословие. Их арестовывают, их сажают, против них заводят уголовные дела, им очень сложно работать в условиях запутанного законодательства. Чтобы быть чиновником, творческим чиновником, который дает продукт, как Черняк со своей культурной программой многолетней, для этого нужно быть очень мотивированным на результат и многих вещей не бояться. Таких чиновников сегодня огромный дефицит», — отметил Тарас Самборский.
И действительно,вот, например, Сергей Полукеев попал из руководителя ДИЗО Сургута прямо в кресло заместителя губернатора региона. Надо сказать, что он не был инертным и безликим чиновником, добился положительных показателей в работе своего ведомства. Но отсутствие адекватных управленческих навыков привело к печальным последствиям. Компанейщина в деле сноса незаконных построек, в тонких экономических вопросах привела к трагическим событиям. В момент исполнения законных требований по сносу были убиты чиновники ДИЗО, а совхоз «Северный», который город смог сохранить даже в 90-х, был ликвидирован. Администрация Попова запомнилась сумятицей в кадровых решениях, похолоданием в бизнес-климате и культурной атмосфере, борьбой с точечной застройкой, не принесшей особых плодов. На остановках городского транспорта исчезли павильоны, три фонтана перестали радовать глаз. В город пришли федеральные торговые сети, местные же перестали существовать.
«Как я их называю, менеджеры-космополиты, для которых неважно, где он живет, чем занимается, чем управляет, а важно совсем другое — денежное довольствие, финансовые и карьерные возможности. Сургут как трамплин карьерный — очень хороший город», — сказал журналист Анатолий Вац.
Но были созданы правила благоустройства, землепользования и застройки, выстроены доверительные отношения с округом, на дорогах, в домах, в учреждениях поддерживался относительный порядок. Сургутское среднее образование осталось передовым и даже существенно укрепило свои позиции ставкой на развитие инженерно-технических кадров, новаторство. Были ликвидированы очереди в детские сады. Татьяна Османкина, сделавшая карьеру еще при Сидорове,оказалась и на своем месте, и запомнится нам четкой и подвижнической работой.
«Мало того, что у нее много идей, она еще и реализатор, который начинает, ничего не упускает, доходит до конца и потом еще долго контролирует. Таких исполнителей и организаторов очень мало, чтобы на всех этапах. Часто люди запустили, оно работает, ну, все — слава Богу. Самыми успешными из управленцев сургутских были те, у кого были идеи и кто их реализовывал, даже самые маленькие», — подчеркнул Анатолий Вац.
Однако Татьяна Османкина — явное исключение из современных правил и статусов кво регионального чиновничества. Они приходят и уходят, и, в последнее время, все чаще оставляя после себя или выжженное поле, или пустоту. И что тут лучше — вопрос спорный. А вот беспокойство: будет ли Сургут после всех кадровых перестановок передовым, как раньше, или станет не самым бедным, но все же провинциальным городком, — очень актуален в сегодняшней повестке дня.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале