«Грязный» пиар. Где в Сургуте можно клеить предвыборные листовки и почему югорчане «вбросам» не верят?
Осторожно — хорошие люди! На город надвигается лавина инициативных деятелей, в спешном порядке и в огромном количестве совершающих добрые дела! Кто-то откапывает от снега детские площадки, пытаясь успеть до таяния снега, там, где не успевают, начинают лужи отсасывать, пока не испарились. Кто-то, например, в мерзлую землю саженцы уже втыкает, а
На самом деле не так много времени, чтобы поднять узнаваемость тех или иных кандидатов, которые до этого и думать еще не думали о каких-то там лужах и скворечниках. Поэтому основным способом самопрезентации по-прежнему станут старые добрые агитки, расклеенные, где только можно.
Где именно можно — указано в соответствующем распоряжении сургутского главы, которое вышло накануне. Это специализированные доски объявлений на домах и в подъездах, а также рекламные щиты, установленные в разрешенных местах. Остальные, согласно распоряжению, — безжалостно срывать и уничтожать. При этом заказчики незаконной политической рекламы должны быть еще и наказаны рублем. В этом году штрафы за расклейку агиток, за их срыв, а также за распространение материалов, порочащих кандидатов увеличены многократно.
В территориальной избирательной комиссии с ужасом ожидают предстоящую компанию. Ведь именно в гонке, связанной с голосованием муниципального уровня, обычно фиксируется больше всего нарушений — вбросы ложной информации против конкурентов и уничтожение их агитационных материалов.
«То, что мы называем черными технологиями, — это просто классическое нарушение закона. Черные технологии строятся на двух так называемых черных китах, первый из них — это дезинформация, ложь, клевета, и второй — это прямой подкуп избирателей. И первый, и второй являются классическими уголовно наказуемыми преступлениями», — отметил политолог Илья Верховский.
Интересно, но многие полит-технологи, приезжающие в Югру, особым креативом не отличаются — используют в своей работе одни и те же приемы, причем из года в год. И, как считают эксперты, это однообразие, наоборот, помогает избирателям быстрее разобраться в сути происходящего и меньше попадаться на уловки пиарщиков. На что обратить внимание в ближайшие месяцы?
Весь город обклеен и обтянут рекламными сообщениями — Сургут, к сожалению, как ни пытался, пока не смог побороть подобное явление. И выборы, которые традиционно проходят осенью, только способствуют, чтобы летом на заборах, столбах и стенах пышным цветом распускались еще и политические листовки.
«Колоссальный объем мусора, причем, ладно там, если бы он хотя бы в местах, которые предназначены для этого, клеился. Плохо, когда мы видим, что у нас стены, двери в подъездах, доски почета в плакатах, кто лучше и кто что кому пообещает», — рассказал заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Константин Карпеткин.
Чтобы хоть
И есть на что злиться. Если задуматься, то, обещая, например, рост зарплат, пенсий, пособий, и, чего уж греха таить, справедливой, читай — сниженной, коммуналки, или что там еще обычно пишут в агитках, кандидаты, клея их где попало, нередко действуют в ущерб своим избирателям. Ну не будут же коммунальщики бесплатно очищать подъезды, а потом их ремонтировать!
Намусорить умудряются кандидаты и в переносном смысле. Электорату и без того приходится разбираться в обилии информации, кто и что предлагает, так еще и нередко среди всего прочего встречается откровенная ложная информация.
«Очень много было таких материалов на выборах главы 2010 года, на выборах депутатов, муниципальных именно депутатов, много очень используется всякого рода вбросов информации негативной в отношении кандидатов, более того, штабы кандидатов уничтожают информационные агитационные материалы других кандидатов, и это тоже неприемлемо», — прокомментировала председатель сургутской территориальной избирательной комиссии Светлана Гаранина.
Так называемые черные политтехнологии нередко используют и для того, чтобы вызвать недоверие граждан к избирательной системе как таковой. Например, призывают граждан портить бюллетени вместо того, чтобы сделать обдуманный выбор того или иного кандидата. Всё это незаконно и влечет за собой определенную ответственность. Впрочем, как считают эксперты, подобные приемы вряд ли могут значительно повлиять на мнение жителей Югры. В основном, югорчане настроены консервативно, а эти технологии нацелены на сомневающихся — тех, кто до последнего не знает точно, за какого кандидата отдать свой голос.
«Если в регионе все в порядке и относительно хорошо, зачем избирателю какие-то новые люди у власти? Он ориентируется на тех, кто уже доказал, что именно эти люди и создали эту стабильность. Люди не ищут новых фигур, а тот, кто ищет, на них и ориентируются пиарщики. Процент голосования, на который можно повлиять реально, это скажем, так от 1% до 10% можно изменить, но это максимум», — сказал заведующий кафедрой истории России СурГУ Денис Кирилюк.
«Во многом сознание избирателей автономного округа остается в позитивном смысле патриархальным. Люди либо до сих пор в маленьких поселениях все знают про друг друга, либо помнят те времена, когда все друг друга знали и никто никому изначально не желал зла. Соответственно, результаты наших исследований показывают, что компромат, вброшенный в ходе избирательной компании того или иного политика, может изменить мнение незначительной, ничтожной части югорчан», — прокомментировал политолог Илья Верховский.
В каждом отдельном нарушении выборного законодательства затем уже будут разбираться правоохранительные органы. В территориальном избиркоме готовы к тому, что будут поступать жалобы. Но все-таки там надеются, что в предстоящих агиткампаниях все кандидаты отнесутся с должным уважением и к самой избирательной системе, и к своим избирателям.
Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале