Похоже, началось! Предвыборная кампания набирает обороты: как закон ограждает нас от черного пиара?
Только добросовестная конкуренция. В российском законодательстве кратно увеличились штрафы для кандидатов за изготовление агитматериалов с нарушением закона, а также за порчу листовок и баннеров конкурентов. Помимо этого введены и другие ограничения. Например, на агитационных материалах теперь нельзя использовать изображение детей. Поправки особенно актуальны сейчас, когда России предстоит одна из самых масштабных за последние годы выборных кампаний. Например, Сургут 18 сентября будет выбирать депутатов сразу 4 дум — государственной, окружной, областной и городской. Как отмечают в территориальной избирательной комиссии, именно в предвыборной гонке, связанной с голосованием муниципального уровня, обычно фиксируется больше всего нарушений — возможны и вбросы ложной информации против конкурентов, и уничтожение их агитационных материалов.
«Очень много было таких материалов на выборах главы 2010 года, на выборах муниципальных депутатов, много очень используется негативной информации и всякого рода вбросов в отношении кандидатов. Более того, штабы кандидатов уничтожают информационные агитационные материалы других кандидатов, и это тоже неприемлемо», — прокомментировала председатель сургутской территориальной избирательной комиссии Светлана Гаранина.
«То, что мы называем черными технологиями, — это просто классическое нарушение закона. Черные технологии строятся на двух так называемых черных китах, первый из них — это дезинформация, ложь, клевета, и второй — это прямой подкуп избирателей. И первый, и второй являются классическими уголовно наказуемыми преступлениями», — отметил политолог Илья Верховский.
Черные политтехнологии нередко используют и для того, чтобы вызвать недоверие граждан к избирательной системе как таковой. Например, нечистые на руку пиарщики иногда призывают граждан портить бюллетени вместо того, чтобы сделать обдуманный выбор того или иного кандидата. Впрочем, как считают эксперты, подобные приемы вряд ли могут значительно повлиять на мнение жителей Югры. В основном, югорчане настроены консервативно, а эти технологии нацелены на сомневающихся — тех, кто до последнего не знает точно, за какого кандидата отдать свой голос.
«Я думаю, что две трети населения — консерваторы, а консерватор всегда не ищет от добра добра. То есть, если в регионе у него все в порядке и относительно хорошо, зачем ему какие-то новые люди у власти? Он ориентируется на тех, кто уже доказал, что именно эти люди и создали эту стабильность. Люди не ищут новых фигур, а тот, кто ищет, на них и ориентируются пиарщики. Процент голосования, на который можно повлиять реально, это скажем, так от 1% до 10% можно изменить, но это максимум», — сказал заведующий кафедрой истории России СурГУ Денис Кирилюк.
Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале