Полезные и опасные: как пользоваться беспилотниками, чтобы не нарушать закон
Полезные, но подчас создающие серьезный риск. Практически невидимые человеку с земли, но хорошо контролируемые с радаров. Свыше 160 тысяч раз диспетчеры местного аэропорта сопровождали в небе над Сургутом и его окрестностями беспилотные летательные аппараты — это только с начала года. То есть отслеживали их движение. За последние несколько лет число коптеров в городе выросло почти в 10 раз. Съемки кинокартин, видеороликов, наблюдение за ситуацией на стратегических объектах — список возможностей, которые дают БПЛА их владельцам можно продолжить.
«Крупные центры моих коллег, такие как Московские, Санкт-Петербургские, Ростовские, Новосибирские — это авиационные хабы, которые в десятки раз превышают наш сургутский центр по интенсивности воздушного движения. При этом они обслуживают беспилотные летательные аппараты 100 в неделю. Наш сургутский авиационный центр — 5 тысяч. Это говорит о том, что в нашем регионе тенденция наметилась на рост рынка беспилотных систем», — отметил начальник сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Александр Викулин.
Большая часть югорчан поднимает своих «птичек» незаконно, создавая опасные ситуации для окружающих. Эту проблему обсуждали участники форума «Сургут. Безопасность». Какие решения принимают местные власти, чтобы сократить число несанкционированных взлетов?
Стоимость самого простого квадракоптера на маркетплейсах сегодня начинается от двух тысяч рублей. Чтобы пользоваться техникой законно, в первую очередь, ее нужно зарегистрировать. По правилам, учету подлежат все летательные аппараты массой больше 150 граммов. Сделать это можно несколькими способами: через госуслуги или профильный портал учета беспилотных воздушных судов.
«После того, как мы выдаем разрешение, мы незамедлительно направляем информацию в ФСБ, УМВД, Аэронавигацию. Чтобы понимали, что в это время человек у нас полетит», — рассказала начальник отдела профилактики терроризма управления по вопросам общественной безопасности администрации Сургута Ольга Гаринская.
Контроль БПЛА в небе над городом — не прихоть властей, а необходимость, продиктованная временем. Запустить дрон сегодня в силах любого человека, владеющего базовыми навыками управления устройством. Это может быть как видеограф-любитель, так и гражданин, намеревающийся совершить террористический акт.
«Все плюсы, которые заложены в БПЛА — являются и минусами. С одной стороны, вы можете их использовать на благо, а с другой, установив туда какое-то взрывное устройство — это угроза для населения», — отметил начальник сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Александр Викулин.
В Сургуте таких инцидентов не происходило. За безопасностью сургутян наблюдают как силовики, так и сами жители города. Они сообщают в Единую диспетчерскую службу обо всех подозрительных объектах в небе.
«Если борт нелегально летает — дежурные доводят информацию до полиции, Росгвардии, всех силовых структур, чтобы они отреагировали на данную ситуацию. Основная масса сообщений по беспилотникам пришлась на июль-август. Сейчас сообщений стало меньше», — рассказал начальник пункта управления МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба города Сургута» Евгений Родионов.
Заметив рост популярности беспилотных летательных аппаратов, сургутские власти приобрели специальную противодроновую систему. Устройство будет работать на всех массовых мероприятиях, чтобы предотвратить потенциальные угрозы. Испытания в городской среде аппарат прошел успешно.
«Этот вопрос неоднократно отрабатывали. Сначала хотели купить противодроновое ружье от концерна „Калашников“, но оно было очень дорогое. Поэтому пошли по более простому решению — как небольшой чемодан. Он имеет возможность глушить сигналы в пяти диапазонах, используемых БПЛА. Чаще всего одна частота используется для передачи видеокартинки, другая для сигнала управления», — рассказал директор МКУ «Управление информационных технологий и связи Сургута» Павел Зыков.
Помешать дроны могут не только людям на земле, но и в воздухе. Поэтому их полеты в небе контролируют еще и диспетчеры сургутского аэропорта. Однако ситуацию осложняет то, что не каждый владелец коптера ставит его на учет и запрашивает зону для работы. Иной раз действовать специалистам приходится экстренно, разводя в одной зоне крупные воздушные суда и беспилотники. По мнению экспертов, решать эти вопросы необходимо на федеральном уровне. А именно, принудить производителей БПЛА ставить опознавательные маячки на свои устройства.
«Мы давно уже бьем в колокола. Пока нам на встречу не идут. Мы предлагаем на момент создания БПЛА устанавливать транспондеры. Да, это приведет к подорожанию, но вопрос безопасности, потом может в десятки и сотни раз может быть дороже. Особенно человеческие жизни», — подчеркнул начальник сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Александр Викулин.
По прогнозам экспертов, число полетов БПЛА в небе над Сургутом будет только расти. А значит, задача городских властей и правоохранительных органов — следить за развитием технологий и мотивировать людей запускать своих «птичек» по закону.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале