Пережили 90-е и пандемию: о кризисах и взлетах в истории аэропорта Сургута
Аэропорт Сургута на этой неделе отметил 30-летие. Странная дата, решили сургутяне, которые помнят, как еще в 70-е со взлетно-посадочной полосы на Аэрофлотской один за другим поднимались в небо Ту-134.
Да, это история еще того, советского времени. Аэропорт тогда был одним из самых оживленных мест города. Говорят, столпотворение было, как на автобусной остановке в час пик.
«Невозможно было зайти. К стойке регистрации невозможно было пробиться. Наличие билетов на какой-то рейс — еще не гарантия, что ты улетишь. Количество рейсов в Тюмень сравнимо было с расписанием рейсового автобуса. Можно было просто постоять у расписания и выбрать, я лечу сейчас или через 15-20 минут», — вспоминает генеральный директор АО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков.
А самый первый борт приземлился в Сургуте на расчищенной вручную от снега площадке на нулевом причале еще в феврале 1931 года. Трудно сейчас представить эмоции людей, которые наблюдали, как прямо с облаков на них спускается крылатая железная птица.
А в 60-е уже невозможно было представить Сургут без авиации: один за другим в аэропорту поднимались в небо вертолеты, чтобы доставить в тайгу технику, нефтяников и геологов, приземлялись самолеты со все новыми рабочими и специалистами. 70-80-е были хорошим временем для предприятия. Так было до 90-х, эпохи перемен и судьбоносных решений.
Середина девяностых. Период какого-то сплошного безвременья, беспросвета и полной неясности перспектив практически любой отрасли российской экономики. Именно в это время — в 1994-м — аэропорт Сургута преобразован в открытое акционерное общество. Какие же перемены это принесет? Что теперь будет?
«В то время менялось все и вся. Поэтому, наоборот, какая-то стабильность воспринималась как угроза, а любая перемена — „ну, наверно,
«И снова всем миром поднимать, развивать аэропорт, расширять, укреплять, делать международным, если на то есть необходимость. Создавать комфортные условия для пассажиров. И чтобы в этом экономическом пространстве нормально плыл этот аэропорт», — озвучивал в 1994 году планы на будущее председатель совета директоров ОАО «Аэропорт Сургут» Владислав Нестеров.
В то время, когда практически во всем городе, да и в стране, ржавела строительная техника, в аэропорту было работы невпроворот. Решили завершить начатое еще в 1991 году возведение международного сектора и сразу же приступить к реконструкции старого здания аэровокзала, которое прослужило пассажирам и авиаторам более 30 лет. В числе акционеров — как тогда говорили, отцы города: нефтяники, газовики, энергетики и, конечно, местная власть.
«Когда это все началось, кончилась советская власть, кончились деньги, кончилось то финансирование. Это все было брошено. Но, тем не менее, на то время в городе была достаточно сильная исполнительная власть, у руля этих компаний стояли очень грамотные люди, которые, наверно, переживали не первый кризис. Это были реальные управленцы, реальные капитаны, которые штурвал так и не выпустили», — говорит Евгений Дьячков.
«Это уже аэропорт, который обеспечивает объем перевозок, занимая 9 место в России по пассажироперевозкам, 4 место за Уралом. А ведь мы не город-миллионник. Всего лишь 280-тысячный город. Аэропорт Сургута — это не только ворота Сургута. Это ворота округа», — заявлял в 2000 году мэр Сургута Александр Сидоров.
Вторил ему в 2004 году и генеральный директор ООО «Сургутгазпром» Юрий Важенин: «Самая главная цель, которая была поставлена, — чтобы было выгодно, хорошо, комфортно нашим жителям города Сургута и жителям близлежащих районов, которые вылетают из аэропорта».
На открытие международного сектора сургутского аэропорта прибыли даже мэры соседних городов и губернатор. А в само здание любили приезжать сургутяне. Просто так, погулять, выпить кофе, поужинать в круглосуточном ресторане. В городе на тот момент явно не хватало приличных мест, чтобы пообщаться с друзьями. Городу не стыдно было теперь и высоких гостей приглашать.
«Ну, сюда к нам практически все летали. И Алла Борисовна, и Киркоров, и Леонтьев, который нам здесь в зале официальных делегаций песни пел, очень весело было. И кто только сюда не прилетал», — делилась подробностями все в том же 2004 году одна из сотрудниц аэропорта.
Все действительно начало идти в гору, развиваться. Вошло в традицию ежегодно отмечать миллионного, а потом и полуторамиллионного пассажира. Но… Без кризисов невозможны и новые взлеты. В конце 2019-го вряд ли
Именно аэропорт Сургута принимал борт с эвакуированными туристами из Юго-Восточной Азии. К приему путешественников аэропорт Сургута подготовился основательно. Помещение оборудовали тепловизорами. Ограничили контакт с другими посетителями воздушной гавани. Сразу из зала прилета пассажиров развезли к пунктам назначения.
«Самолет приземлился благополучно. Всех встретили. Температурный контроль все пассажиры прошли прямо в самолете. 190 прибыло пассажиров. Из них 104 — Югра, 58 — Тюмень, 25 — ЯНАО и 4 — в обсерватор», — отчитывался тогда после прилета борта глава Сургута Вадим Шувалов.
Пандемия нанесла серьезный удар по всей авиационной отрасли. Пассажиры вынуждены были отказываться от перелетов. Авиакомпании сокращали рейсы. Аэропорты, в том числе сургутский, несли огромные убытки. Но уже сегодня, менее чем через год после официального объявления ВОЗ об отмене пандемии коронавируса, генеральный директор предприятия Евгений Дьячков смотрит в это недавнее прошлое по-философски:
«Есть такое понятие — аберрация близости, то есть рассматривать сегодняшние события, преувеличивая их значение. Дать оценку событиям может только время. Вот если через 100 лет
Откровенно говоря, даже в том, пандемийном двадцатом, директор аэропорта знал: да, тяжело, непросто, но рано или поздно и этот кризис закончится. Как минимум, для того, чтобы начался новый взлет. Таков закон истории, экономики и жизни.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале