«Осталось четверо из взвода...»: ветеран из Лянтора рассказал свою историю о войне
Их оставалось четверо из взвода. В Лянторе сегодня проживает единственный участник Великой Отечественной войны — Анатолий Борисович Шарыпов. Ему исполнилось 92 года, но события тех дней он помнит до мельчайших подробностей. Сегодня ветеран готовится встретить свой главный праздник — День Победы. Накануне 9 мая в гостях у фронтовика побывала наша съемочная группа.
Анатолий Борисович Шарыпов в свои 92 года помнит всю жизнь до мельчайших подробностей. Детства в привычном понимании не было — мальчишка рано остался без родителей: отца арестовали по 58 статье, как врага народа, а когда Толе исполнилось 6 лет, умерла мама. Четверых детей воспитывала бабушка. С десяти лет мальчик начал работать в колхозе.
«Кому коня поймаю, сбегать куда-то, а потом, когда весенняя посевная, мы были погонщиками, сено косили, хлеб убирали, молотьба — не вылезали с этой бригады», — вспоминает ветеран.
В армию Анатолия Борисовича призвали спустя три года после того, как началась война. Ему только исполнилось 17. Вместе с остальными новобранцами доехал сначала до разбитых в ходе боев Великих Лук Псковской области. От них солдаты пешком шли до Белоруссии. Передовая Анатолия Шарыпова ждала под Полоцком. Его зачислили в 360 полк Невельской дивизии вторым пулеметчиком. Боевая задача — освободить от фашиста белорусский город. Но пришел приказ отступать.
«Когда мы отступали, бог ты мой, там человеческие тела с кустами, с землей были смешаны… страшно. Нас из взвода человека 4 осталось», — рассказывает о тех событиях Анатолий Шарыпов.
Первый бой под Полоцком оказался для ефрейтора Анатолия Шарыпова и последним.
«Только схватились за пулемет, раза два перебежали, снаряды рвались, пули летели по нам. Снаряд взорвался, меня ранило, я упал. И тут же он меня перевязал. Очнулся я уже в полевом госпитале», — рассказывает Анатолий Борисович.
Восемь месяцев провел в разных госпиталях Анатолий Борисович — ранение оказалось тяжелым. Пока лечился, родным принесли похоронку – документы красноармейца Шарыпова были утеряны. Из списка безвозвратных потерь его имя вычеркнули только в 84-м году. После выздоровления бойца комиссовали. Для него начался другой фронт — трудовой. Солдат вернулся домой, в Восточный Казахстан, в родной колхоз. Весть о том, что война закончилась, встретил за пахотой.
«Люди обедать приехали, и тут объявили: вот, война закончилась. Вот эта наша встреча была! Нууу! Такой ад перенес, а тут сказали, что такого больше не будет!» — заново переживает те знаковые моменты участник Великой Отечественной.
До пенсии Анатолий Борисович жил, трудился в родном Казахстане, в Зыряновске. Там у него родилось восемь детей. А сегодня у ветерана 11 внуков и 8 правнуков! В Сургутский район Анатолий Борисович приехал 6 лет назад. Точнее, его привезла дочь. Своей нынешней жизнью, которую он в шутку называет «золотой клеткой», Анатолий Борисович вполне доволен. Дети обустроили ему отдельную комнату, внуки стараются навещать деда почаще.
И сегодня ему дома не сидится: энергии – хоть отбавляй! Недавно пенсионер увлекся бильярдом, играет с внуками в шахматы. Анатолий Борисович любит, когда приходят гости и за столом собирается вся большая родня. Его близкие и любимые обязательно придут поздравить деда с Днем Победы – самым большим и главным праздником не только для виновника торжества, но и для всей его семьи.
Юлия Шадевская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале