Очередная муштра – почему итоговое сочинение тренирует шаблонное мышление

14:25 06.12.2020 16215 просмотров
Поговорим о другом экстремальном падении — с интеллектуальных высот. Россия находится лишь на седьмом месте в списке самых читающих стран. Первое место у Индии. Среднестатистический индиец, судя по данным аналитиков, уделяет чтению порядка одиннадцати часов в неделю (такой же результат показывали граждане СССР в 50-е годы). Современные россияне погружаются в мир литературы лишь на 7 часов. 

Казалось бы, исправить ситуацию и насадить любовь к чтению призвано итоговое сочинение. С 2014 года его пишут абсолютно все одиннадцатиклассники. Для подготовки к такому испытанию ученики должны выходить за рамки школьной программы: наравне с классикой изучать творчество братьев Стругацких, Татьяны Толстой, Стивена Кинга, Чака Паланика и других мастеров слова второй половины 20-го, начала 21-го веков. Но применяют ли современные дети творческий подход при подготовке к творческому заданию, или все в итоге сводится к повторению заученного шаблона?

— Мы с вами вспомним, как на прошлом занятии обговаривали сочинение, и проговорим, какие бывают аргументы…

Латинский термин «аргумент» в обиходе старшеклассников появился в 2014 году вместе с итоговым сочинением — его необходимо написать всем, кто хочет получить допуск к ЕГЭ. Именно тогда на смену привычным литературным примерам и пришли литературные аргументы. Само это понятие было призвано подчеркнуть значимость письменной работы. Это должно было стать не просто изложением или шаблонной работой, а неким эссе с четкой авторской позицией, подкрепленной примерами из литературных произведений. 

«Мы составляем читательский дневник, чтобы они понимали и могли подкрепить свои суждения тем, что было ранее в русской классической литературе, в иностранной литературе. И мы все эти темы пытаемся раскрыть с помощью литературных героев. Я, например, всегда даю три вариации героев. Один поступил так, второй поступил по-другому и третий — иной. Тогда каждый ребенок уже для себя принимает, кто ему ближе и кого бы он хотел раскрыть», — рассказала учитель русского языка Ксения Наумочкина.

Таким образом, по задумке авторов и инициаторов итогового сочинения, при написании работы одиннадцатиклассники демонстрируют как начитанность, так и способность анализировать, рассуждать, мыслить логически. 

— По логике изложения, что скажешь?
— В принципе, текст составлен грамотно: два аргумента, раскрытый тезис и заключение — все правильно.

Диана Агишева учится в девятом классе. Журналисты предложили ей самой оценить итоговое сочинение одиннадцатиклассника. Девушка изъянов не увидела. В интернете работа этого автора позиционируется как образец для подражания. Учитель литературы со стажем от прочитанного, мягко говоря, не в восторге.

«Здесь нет вообще мнения ребенка. По сути, он перебирает все известные ему примеры, причем разного достоинства, разного времени и связывает их между собой только единой темой — все. Назвать это хорошим сочинением нельзя. Каждое сочинение ведь пишется не для себя, а для кого-то. Вот такие сочинения, простите за грубое слово, пишутся для «училок», — говорит учитель литературы Татьяна Килинг.

По словам проверяющих, сочинения для «училок» встречаются чаще, чем качественные авторские работы. Оно и не мудрено. Свободно рассуждать на предложенную тематику дано далеко не всем, не говоря уже о том, чтобы найти подходящий пример в литературе. В час икс дети, как правило перебирают в своей голове все, что когда-то  слышали и записывали в свои читательские дневники на уроках, пытаясь хоть как-то  примирить тезис с аргументом. И чем уже кругозор, тем меньше шансов по-настоящему грамотно истолковать позицию классика. 

«Дети не всегда могут адекватно апеллировать к тем или иным классическим произведениям, потому что, например, „Мастер и Маргарита“, на самом деле, очень сложный роман. Он им интересен занимательным сюжетом, но когда с детьми начинаешь разбирать его суть, они понимают, что та поверхность айсберга, которая им понравилась, на самом деле уходит корнями так глубоко, что отделаться поверхностным рассуждением и простым пересказом не получится», — отметила Татьяна Килинг.

Общие направления для итогового сочинения едины для всех российских школьников. Каждый год они разные, но количество неизменно — всего пять блоков. Темы внутри блоков одиннадцатиклассники узнают только на экзамене, и без должного усердия в течение нескольких учебных лет многих ждут неприятные сюрпризы. 

«В предыдущие годы у нас была тема „верность и измена“, и первое, что рассматривали ребята — все, что связано с любовными отношениями, но ведь это не только так. Тема сочинения могла была быть сформулирована по-другому, тогда получалось, что у ребенка недостаточно вот этого читательского багажа», — подчеркнула Татьяна Килинг.

Школьные дебаты, защита собственных проектов, написание разножанровых сочинений — по сути, каждый ребенок способен в том или ином формате продемонстрировать умение рассуждать. Но вместо индивидуального подхода — очередная муштра шаблонного мышления и никому ненужная нервотрепка. Ведь, если подумать, для качественной подготовки к итоговому сочинению в школах как минимум должны были увеличить количество часов по литературе. Вместо этого в интернете просто появились сомнительные списки рекомендуемой литературы и не менее сомнительные трафареты самих текстов.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ