Образование без знаний: почему 9-классники проваливают выпускные экзамены

15:52 26.06.2021 178716 просмотров
Вы же устали за неделю от коронавирусной темы? Вот немного хороших новостей про подрастающее поколение. В Рособрнадзоре сообщили, что в этом году 11-классники сдали единый государственный экзамен лучше своих предшественников образца 2019, 2020 годов. Например, средний результат по профильной математике подрос на целый пункт и превысил 55 баллов. Видимо, никакая удаленка не помеха, когда на кону твое будущее.

Зубрежка, консультации, репетиторы, сон по пару часов, а потом все по новой — вот расписание 11-классника, который хочет как минимум не завалить ЕГЭ. Это в масштабах страны дало хоть какой-то положительный результат, хоть статистический, но уже хорошо. Чего не скажешь про «младшего брата» единого государственного — ОГЭ.

До сих пор кипит родительское и ученическое возмущение после основного госэкзамена по математике. Его не ахти как написали 9-классники по всей стране, а в Югре так и вовсе провалила четверть школьников. Каковы причины и следствия проблем российского образования?

Не буду вспоминать, как экзамены проходили в мое время то меня бы звали Людмила и работал бы я в каком-нибудь печатном издании). Давайте разбирать то, что есть. Четверть 9-классников, заваливших экзамен, в котором из 31 возможного балла нужно было набрать хотя бы 8 (минимум два из них в блоке по геометрии) и получить тройку. Звучит просто, но есть детали.

В сентябре, измученные удаленкой, ограничениями и прочими пандемийными радостями вчерашние 8-классники переходят в выпускной 9-й класс. Материал за прошлый год усвоен ни шатко ни валко, новые темы проходишь под угрозой скорого карантина, который, по сути, заменили актировки и неожиданно удлиненные каникулы. ОГЭ, вроде как, и маячит на горизонте, но до последнего непонятно, случатся ли эти три буквы в жизни школьника или опять коронавирус вмешается в образовательный процесс? 

В итоге экзамен не отменяют, а проводят по всем правилам — не хуже, чем на ЕГЭ. С камерами, онлайн-трансляцией, досмотром и наблюдателями в классах. Открывает в такой напряженной атмосферке ученик КИМ (контрольно-измерительный материал) и смотрит на задания, что рогатое парнокопытное на только поставленную большую калитку.

«Сегодня не стыкуются задания, которые в КИМах, с тем учебником, который ученик держит в своих руках. Учим одному, а ребенок на итоговой аттестации, когда и так нервная система на пределе, он и так в напряжении, открывает КИМ и получает задание, которое где-то как-то эпизодично прошло», — говорит педагог с 53-летним стажем, директор школы на пенсии Галина Покас.

И это говорит учитель с более чем полувековым стажем, бывший директор крупной югорской школы. Опять же, не хочу впадать в старческое брюзжание, но не кажется вам, что случай с основным государственным экзаменом — лишь показательный пример, выплывший на поверхность той непонятной субстанции, что зовется у нас системой образования. 

«Будет хороший учитель, будет и результат!» — возразите мне вы. Согласен. Но где взять столько преподавателей, что называется, «от бога»? Способных, если хотите, предугадать, что на этот раз взбредет в голову составителям экзаменационных заданий или охватить все, что почему-то пропустили авторы школьных учебников. Часов на основные предметы, тем временем, все меньше, бумажной волокиты на учителях — все больше.

«Сегодня есть очень много того, что не нужно делать учителю. Задача учителя сегодня — дать материал, отработать его на уроке, отработать на дополнительных, и результат будет получен учеником положительный. Не будет того количества двоек», — подчеркнула Галина Покас.

На этой неделе всю эту историю мы обсуждали в эфире программы ХантыLIFE и поступил один комментарий, который остался незамеченным во время программы, но лучше тут не скажешь.

— Толку от наших рассуждений, ни родителей, ни педагогов не слышат. Они там, на какой-то своей планет…

Не буду конкретизировать, пусть будут абстрактные «они». Те, кто грузят учителей кипами бумажных, а теперь еще и электронных документов (про родительские чаты даже вспоминать не хочу). Те, кто в школьную программу понавнедрял предметов разной степени бесполезности (кто знаком с аббривиатурой ОРКСЭ меня поймут), а потом приготовил такие экзамены, как будто дети учились по-человечески. Не просто же так родители тратят сотни тысяч рублей на репетиторов в выпускных классах, чтобы навалить в последний момент знаний в головы подростков. Я сейчас даже не про ОГЭ и математику. Возьмите, например, биологию. Возьмите, не поленитесь, почитайте и поймите, почему в нашей стране такая армия антипрививочников, которые верят, что вакцина способна проникать в ДНК и менять наш с вами генетический код.

«Некоторые вещи там вообще из 19 века приехали. Ну, там дриопитек как предок человека в ЕГЭ прописан, это 19 век уровень. Генетика там самая зачаточная. Почему у нас на обеспечение каких-нибудь банкетов, шоу звезд безумные миллиарды тратятся, на телевидение сумасшедшие деньги выделяются государственные, а на школьные учебники жадят нормальную бумагу? Мне приходится, например, им преподавать, что вот так вот — с точки зрения ЕГЭ, а так — с точки зрения реальности», — пояснил доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский.

Современные дети далеко не дураки. Я вообще считаю, что у нас потенциально растет умнейшее, нераболепское поколение, которое пытаются загнать в рамки идеологии, отставшей школьной программы, кривой системы, выстроенной на осколках советской школы. В общем, школьники, думайте сами, делайте выводы, мыслите критично, но будьте готовы к сюрпризам и понимайте, что разум иногда надо отключать и принимать правила игры. Хорошие отметки в аттестате, все-таки, лишними не будут. Это, конечно, мое мнение.
Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
Комментарии: 11
Спешка при внедрении IT-технологий в школьное и высшее образование вредна, что бы там ни делалось в Японии и где угодно. Мозг человека за последние 3 тысячи лет не изменился. Система образования формировалась веками. Спешка в реформировании этой системы хуже ошибки, это преступление.

# starprep 04.07.2021 19:40:50 1

Уважаемый filini, всё-таки пишется "сдавать", а не "здавать". Стаж более 50 лет ещё не говорит о маразме, это Вы загнули. И потом- применять IT-технологии в образовании, тем более в младших классах следует с чрезвычайной осторожностью, как бы там не желали в Японии и где угодно. Мозг человека и способность формировать знания на последние 3 тысячи лет не изменились. Да, технологии развиваются, но знания формируются в основном только в общении людей. Учитель все равно останется, как бы ни пытались его заменить компьютером. Спешка в этом направлении - опасная ошибка, или преступление.

# starprep 04.07.2021 19:33:46 -1

" атмосферка"? Вы чукча? Тогда уже и "кабинетка", "школька", "экзамка" и прочее. Не вам говорить про образование

# Sean 04.07.2021 12:07:58 1

Все просто: количество вариантов возможных заданий выросло, даже новые задания из первой части требовали проработки, иначе можно не решить, так как нужно четкое понимание. Школьники не оценили ситуацию с точки зрения увеличения усилий по подготовке и получили закономерный результат. Хотя для подготовки на 4 балла среднему ученику требовалось 1,5-2 месяца. Руководство министерства продолжает рассчитывать на усилия педагогов при росте вариантов заданий, но как показывает результат сегодня нужны системы автоматического контроля уровня подготовки без участия человека, это именно то, чем заняты в Японии, где создается система для оценки уровня готовности выпускника к поступлению в самый топовый университет страны. Время от окончания школы до поступления может занимать до 6 лет, настолько высока планка требований. Все работы ведутся почти 10 лет, задача возложить сравнение подробных решений человека и искусственного интеллекта на машину, т.е. исключить человека в процессе, где машина должна успешно справляться. В России пока не видно систем, которые могут решить любое школьное задание олимпиадного уровня без участия человека. Если мы хотим подхватить данное направление и помочь всем участникам процесса, надо создать и финансировать государственную программу. Специалисты есть, есть даже результаты, например смартфон сдает ОГЭ по математике не ниже, чем на отлично, но нужен подобный подход для ЕГЭ и по всем предметам. Кстати на сайте solveroge.ru показано одно подобных решений.

# smart 04.07.2021 01:45:50 0

А преподователям стоит уже понять, что когда они голосуют "за кого нужно", а потом эти "нужные" люди пишут законы, результат работы Бешенного принтера" коснется и их деятельности)))))))

# filini 27.06.2021 10:20:30 0

И да, Максим Щербаков, уровень сдачи ЕГЭ в этом году упал, учитывая то, что его здавали только те, кто идет в ВУЗ, ни какого роста качества нет.

# filini 27.06.2021 08:49:07 0

Педагог с ПЯТИДЕСЯТИТРЕХЛЕТНИМ стажем))))))))))
Спасибо, посмешили, у бабки давно старческий маразм, а она еще преподает и во все винит какие-то изменения в КИМах.

# filini 27.06.2021 08:46:38 1

Г. filini, Вы дурак?

# starprep 04.07.2021 19:36:22 -1

С озвученным в статье многие согласятся. Только кто это слушает... Сейчас ведь не учат, а предоставляют услуги...

# lanis 26.06.2021 19:09:01 1

Полностью согласен

# StarpomLom 26.06.2021 17:32:14 0

НАВЕРХ