Обмани меня. Что заставляет сургутян переводить мошенникам миллионы рублей?
10 миллионов рублей. Такую сумму за весь прошлый год перевели сургутяне — нет, не в благотворительные фонды. Эти деньги мы с вами положили в карманы так называемых дистанционных мошенников. Родственники, которых срочно нужно откупить. Сотрудники банков, которым понадобились секретные данные счёта. Интернет-продавцы, требующие деньги вперед. Это всё они. Мошеннические схемы стары, как мир. Но они по-прежнему работают. И даже те, кого простачками-то назвать сложно, попадаются на удочку. В полиции только и успевают регистрировать заявления и возбуждать уголовные дела.
«За три месяца 2018 года на территории города Сургута возбуждено порядка ста пятидесяти уголовных дел по различным фактам мошенничества. Это касается и интернет-мошенничества, и мошенничеств, совершаемых с использованием средств сотовой связи. Возбуждены уголовные дела по таким фактам, устанавливаем, откуда была осуществлена рассылка сообщений, где работал абонентский номер, на территории какого региона. Но, к сожалению, как правило, данные мошенники живут далеко за пределами ХМАО. Соответственно, чтобы усложнить и запутать следы правоохранительных органов. В принципе, преступления раскрываемые, но, к сожалению, не так быстро, довольно-таки длительный процесс», — пояснил Михаил Малявко, начальник ОУР УМВД России по Сургуту.
Кибер-мошенничество — оборотная сторона прогресса. Мы вроде бы научились пользоваться дорогими смартфонами и уже не мыслим себя без различных онлайн-услуг. Но слабо представляем то, как устроено это пространство, а значит, совершенно беззащитны перед угрозами, которое оно таит.
«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый третий россиянин становился жертвой интернет-мошенников хотя бы раз в жизни. Причем, чаще всего люди сами, по доброй воле, переводят свои кровно заработанные злоумышленникам. Последним достаточно лишь узнать трехзначный номер на оборотной стороне вашей банковской карты.
Пенсионерка из Белого Яра со спокойной душой и без малейших подозрений на подвох сообщила код неизвестному человеку на том конце провода и лишилась 90 тысяч рублей. Неприятный инцидент произошел на этой неделе.
«Я, конечно, быстренько позвонила, ответил молодой человек-служба безопасности, и начал говорить что мне нужно делать. „Сейчас мы вам все отменим, не переживайте, сейчас придет код“. Ну вот эти коды бесконечные. Во-первых, номер карты со сроком действия и вот этот вот трехзначный код тоже попросил», — рассказала она.
Как это часто бывает, только после того, как женщина продиктовала код, она поняла, что теперь может носить звание «жертва мошенников». Но боржоми пить уже было поздно. Деньги ей, как показывает практика, скорее всего возвращены не будут никогда. Так же, как и пенсионерка из Белого Яра, на удочку дистанционных мошенников ежегодно попадаются сотни жителей Сургута и Сургутского района. Некоторые даже не по разу. При этом полицейские уже чуть ли не с транспарантами ходят — «секретный код называть нельзя никому», «деньги незнакомцам переводить опасно». Но всё как рыба об лед.
Причин такого поведения людей может быть несколько. Во-первых, повышается уровень информатизации (не путать с информированностью), интернетом и онлайн-услугами сегодня пользуются не только молодые люди, но представители старшего поколения. Моя бабушка, например, уже давно подписана на видеоблоги садоводов и дачников. Логично, что чем больше юзеров, тем больше потенциальных жертв интернет-злоумышленников. Каждому кажется, что вот он-то точно на удочку мошенников не попадется. Но это случается при малейшей оплошности.
И тут стоит говорить о второй причине процветания дистанционных преступлений. Я бы ее охарактеризовала просто — подобное притягивает подобное. Психологи утверждают: в том, кого обманывают, практически всегда есть нечто, что роднит его с мошенником. Так дистанционные преступники — это часто представители мест не столь отдаленных. То есть, люди не особо грамотные, взламывать банковские системы, к счастью для всех, не умеют. Поэтому и пользуются тем, что и их аудитория такая же, не блещет глубокими знаниями в сфере IТ-технологий, и готова первому, даже не встречному, а позвонившему рассказать персональные данные.
Мы научились вставлять банковскую карту в банкомат, и слава богу. А какие нужно учитывать риски при использовании кредитки — эту информации мало кто держит в голове. Ну подумаешь существуют правила о том, что трехзначный код — секретная информация. Да кто ж в России не нарушает правил! И если это делаю я, то почему этого не сможет сделать какой-нибудь сотрудник какого-нибудь банка, который возьмет да и спросит, вопреки всем внутренним распорядкам, заветные цифры. В общем, судим по себе. И это, желание обходить запреты, уже кажется, в менталитете — изжить невозможно.
Поэтому когда очередная жертва очередных мошенников разводит руками: мол, не понимаю, как с моей карты списали кругленькую сумму, так и хочется сказать — от судьбы не уйдёшь.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале