О неожиданной стороне компьютерных игр рассказали эксперты из Сургута
Уходящая неделя омрачилась трагедией. В понедельник днем сообщили: в одной из школ Ижевска неизвестный открыл стрельбу. Преступник убил 17 человек, 12 из которых дети, и покончил с собой. Жертв могло быть больше. Убийца пронёс в здание школы 10 обойм с боевыми патронами. Расстрелять успел две.
К сожалению, в России это уже не далеко первый подобный случай за последние 5 лет. В памяти еще не успели стереться страшные кадры, снятые в Казани в мае прошлого года. Как по часам, после таких трагедий тревога охватывает и другие регионы. Начинаются «внезапные» проверки безопасности. Так произошло и на этот раз: директор департамента образования и науки Югры сообщил журналистам, что будут организованы «внеплановые мероприятия».
Тем временем следственный комитет установил личность преступника: им оказался выпускник этой школы. Он состоял на учете в психо-неврологическом диспансере. Как человек с отклонениями умудрился приобрести огнестрельное оружие, боевые патроны, пройти на территорию школы и устроить бойню? Что стало причиной? Неожиданный ответ дал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.
«Он играл в компьютерные игры, и, на мой взгляд, нужно внимательно обсуждать влияние компьютерных игр, соответствующую работу и соответствующее решение, уверен, совместно с Министерством цифрового развития примем», — сказал Кравцов.
Могут ли интерактивные развлечения в принципе толкнуть на преступление? Видеоигры в России популярны уже лет двадцать. Но до сих пор старшее поколение воспринимает такое хобби с нескрываемым скепсисом. По принципу «не играл, но осуждаю». При любом удобном случае такое увлечение превращается в объект нападок добропорядочных граждан: мол, виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями и чуть ли не толкает на агрессию. А если не дай бог у какого-то преступника при обысках дома находят компьютер или приставку со «стрелялками», то причина его деяний становится легко объяснима для политиков.
Удобно, правда? Но так ли игры влияют на психику человека?
В начале 20 века археологи во время раскопок обнаружили «сенет» — древнеегипетскую настольную игру. После исследования находки ученые заявили: этой игре уже больше 5,5 тысяч лет. В то время люди с помощью фигурок, доски, и соперника совершенствовали гибкость и скорость ума, умение прогнозировать и выстраивать долгосрочную тактику — чем не те же шахматы или компьютерная стратегия? В сенет по-прежнему играют и сегодня, но уже в гораздо меньших масштабах.
Схожая ситуация и с любимыми играми из недавнего советского прошлого. Все реже в сургутском дворе можно увидеть, как подростки рубятся в «казаки-разбойники», «ножички», или тем более «вышибалы». Все больше людей получают адреналин от экшена в виртуальной реальности: по статистике Национального агентства финансовых исследований, 60% россиян регулярно или эпизодически зависают в видеоиграх. Только за последние 4 года количество геймеров увеличилось в 3 раза.
«У нас институт экономики провел исследование, где утверждает, что в России от 30 до 75 миллионов геймеров. То есть, тех ребят, которые сталкиваются с компьютерными играми повсеместно и повседневно», — привел цифры руководитель центра компьютерного спорта Артем Щепотьев.
Развитие современной культуры привело к тому, что видеоигры сегодня могут стать профессией, на которой можно заработать. Или даже факультативом для школьников. Об этом хорошо знает Артем Щепотьев — уже пять лет он курирует киберспортивное направление в Сургутском районе. Эксперт уверен, что такое хобби может быть полезным при правильном подходе. На занятия к нему ходят дети разного возраста. Артем уверяет: здесь они развивают зрительную память, стратегическое мышление и творческие способности.
«Проводилось исследование, где компетенции топ-менеджеров нефтяных компаний сравнивались с теми компетенциями, которые могут быть воспитаны в рамках киберспортивной деятельности. И они на 90% совпали. Почему? Потому, что нужно:\ очень быстро и грамотно принимать решения какие-то, нужно качественно коммуницировать между собой, в киберспорте коммуникация — это один из ключевых навыков, нужно быстро думать, быстро принимать решения», — пояснил он.
Другой вопрос, что некоторые игры лучше держать подальше от ребенка, который еще не научился разделять реальное и вымышленное — это уже задача родителя, говорят врачи и эксперты. У каждого это осознание происходит в разном возрасте. Поэтому на занятиях киберспортом с детьми педагоги четко разграничивают: условный Counter-Strike, где есть стрельба и кровь, недоступен для детей младше шестнадцати. Для самых юных доступны, например, танцы Just Dance, или «песочница» Maincraft, которая, по сути, является виртуальным аналогом конструктора Lego.
— Как ты думаешь, шутеры тебя могут плохому научить?
— Ну, если ты их понимаешь неправильно, тогда, наверное, да, — считает посетитель центра.
— А как это — неправильно?
— Ну, чисто расслабиться. Но если ты хочешь также агрессировать, как в игре, то это неправильно будет!
— Здесь
— Нет, я не психую, тут смотря кто как играет. Но я не психую. Я здесь повышаю свой IQ, потому, что в «Геншин Импакт» столько головоломок, просто ужас!
Отчасти позитивное влияние видеоигр на человека подтверждают и врачи. Медицинский психолог Сургутской клинической психоневрологической больницы Ольга Шелюк напоминает простую истину — все хорошо в меру. Если хобби перерастает в зависимость, то это уже становится проблемой, которую нужно решать вместе со специалистом. Но в большинстве случаев увлечение виртуальным миром влияет на психику здоровых людей не больше, чем книги, фильмы, или сериалы.
«Факторов очень много. Все, о чем беспокоятся все те, кто об этом говорит на разных уровнях, ощущение, что они не очень владеют информацией. Потому, что кино, кинопродукция вся, телепередачи, книги, группы в соцсетях, это все можно найти. И несчастные компьютерные игры будут только в ряду всех этих моментов», — прокомментировала медицинский психолог.
Аналогично происходит у геймеров с психическими отклонениями — такие люди могут рассмотреть особый смысл или призыв к действию не только на экранах компьютеров, но и, например, в музыке. При этом именно из здорового взрослого человека с помощью игр сделать жестокого преступника никак не выйдет, говорят врачи. Такое хобби не может изменить сформировавшуюся личность, а лишь обострить негативные черты характера, если они есть, или эмоциональное состояние.
Они, как утверждают специалисты, зачастую приобретаются в раннем детстве в неблагополучных семьях. Но вместо того, чтобы задуматься о качестве и методах воспитания ребенка, гораздо проще спустить всех собак на компьютерные игры.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале