Новый курс научит правильно выбирать профессию школьников Сургута

13:21 02.03.2024 2231 просмотров

Более трети выпускников вузов и колледжей в России никогда не работали по специальности. Это официальные данные Министерства труда. Многие аналитики уверены, что реальные цифры намного выше. У каждого из нас есть знакомый молодой человек с дипломом, который работает консультантом в салоне сотовой связи, курьером или охранником. Причин много. Это и своеобразная ситуация на рынке труда, когда найти свободную вакансию в сфере продаж проще всего, да и оплачиваются они неплохо. А многие просто разочаровываются в полученной специальности, осознав, что представляли свою будущую работу совсем иначе, в неком романтическом ореоле. К сожалению, понимание приходит слишком поздно, когда начинается практика. В итоге теряют все: выпускник, государство, работодатель, который так и не получил нужного специалиста. Как изменить эту ситуацию? Проще всего начать со школы — будущий выпускник должен так сделать выбор, чтобы потом о нем не пожалеть. С этого учебного года в расписании появился новый внеурочный курс «Россия — мои горизонты». На самом деле многие школы занимались этим и раньше. В Сургуте, например, работа по профессиональному самоопределению подростков проводится давно и основательно, и есть хорошие результаты.

Выбор профессии — момент судьбоносный, и непростой. С одной стороны, нужно учесть свои желания и способности, с другой — потребности рынка, причем, даже не сегодняшние, а с прицелом на будущее. Для этого необходима объективная информация и совет мудрого наставника. Все это призвана обеспечить школьная профориентация.

«У кнопки есть расстановка — на пятой-шестой странице. Смотрите вот кнопка — пятый шестой контакт, то есть, если мы на кнопку так смотрим — то пятый-шестой контакт вот — раз, два», — продемонстрировал ученикам мастер.

Сегодня профориентация должна быть максимально заточена на практику, в идеале – давать настоящее погружение в специальность, как здесь. У старшеклассников конкретное задание – собрать по схеме электрическую цепь, чтобы включились фары автомобиля. Тогда понятно, нравится тебе это, или нет.

«Когда своя даже машина будет — пригодится электрику знать, как понять — куда контакт пришел, как электрику подключать», — считает старшеклассник.

Долгое время рабочие профессии считались непрестижными. Вузы «наштамповали» тысячи юристов, экономистов и «менеджеров», которые не могли найти себе применение. Зато сейчас мода на «рукастых» парней и девчат вернулась. Организации испытывают самую острую потребность даже не в IT-специалистах, а в квалифицированных сварщиках, токарях, слесарях, строителях. Неудивительно, что более половины выпускников девятых классов принимают решение идти не в вуз, а в колледж.

«Цель профориентационных мероприятий — прикоснуться к профессии. Многие дети до выпускных экзаменов не знают, кем хотят стать, и такие мероприятия дают возможность пощупать профессию, понять твое это или не твое», — отметил заведующий производственными мастерскими АУ «Сургутский политехнический колледж» Николай Воротников.

5-я школа в вопросе профориентации решила сотрудничать с сургутским политехническим колледжем: заключила договор, внедрили профессиональные «пробы» — это когда ты не наблюдатель, а активный участник – они-то больше всего и пришлись по душе ученикам и их родителям.

«В рамках проекта дети имели возможность познакомиться с такими специальностями, как сварочное дело, торговое дело, мастер по ремонту грузовых и легковых авто, участвовали в тренингах, учились работать в команде», — прокомментировала заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 5 Жамиля Артыкбаева.

Наиболее прицельно работают корпоративные классы. Их курируют конкретные организации, которые заинтересованы в получении молодых кадров. В Сургуте это не только Газпром- и энерго-классы, но и транспортный, юридический, пожарно-спасательный, технологический.

Это не значит, что все, кто закончил педагогический класс, станут учителями, но шанс довольно высок. Ученики могут видеть работу «изнутри», общаться с молодыми специалистами, в том числе на тему условий труда и зарплаты.

Чтобы представление о профессии было реальным. Кроме того, еще будучи школьниками ребята посещают «опорные» вузы. В транспортном классе, например, это УРГУПС — уральский государственный университет путей сообщения в Екатеринбурге.

«Осенью 11 класса мы посетили УРГУПС, аудитории, были на практических занятиях, предприятиях РЖД. И мне все это понравилось, вот и потому решил поступать», — поделился причинами своего выбора студент Уральского государственного университета путей сообщения Андрей Попов.

«За пять лет с УРГУПС мы выпустили 84 ребенка. 29% стали студентами Уральского университета путей сообщения», — уточнила директор МБОУ СОШ №29 Марина Светлова.

Конкурс в транспортный класс высокий. Зато его выпускники могут заключить целевой договор с РЖД — это гарантия поступления в вуз на бюджетное место. Да и учебную программу после профильного класса осваивать легче, — как признались первокурсники. По окончании универа – высокая зарплата и другие «плюшки».

«И пособие при трудоустройстве в размере оклада, и компенсация найма жилья, и беспроцентное субсидирование при покупке жилья в собственность. Вот эти гарантии железная дорога предоставляет», — рассказал о плюсах заместитель начальника сургутского центра организации работы ж/д станций Владимир Ерминов.

Труд учителя тоже сегодня неплохо оплачивается. Для того, чтобы восполнять кадровый дефицит, в сотрудничестве с СурГПУ, и был открыт педагогический класс. Его первые ученики теперь на 4 курсе. Сейчас в 12-ой общеобразовательной школе реализуют проект: вернись в родную школу педагогом. И многие возвращаются! В этом году, кстати заявлений от желающих поступить в педкласс больше, чем обычно.

«Многие задают вопрос: а как идет формирование педагогических классов? Наверное, можно сказать только одно: все желающие поступают в педкласс», — сказала директор МБОУ средняя школа №12 Инна Джафарова.

А естественно-научный лицей каждый год штурмуют 9-клашки, мечтающие поступить в Газпром класс. У этих ребят мечта сбылась. Впереди — обучение в Тюменском индустриальном, производственные практики, а затем и трудоустройство в одной из лучших организаций региона.

«Мы уже на этапе 9 класса ориентируем родителей и школьников, что приоритетными для нас являются нефтегазовое дело, электроэнергетика, автоматизация, и стремимся, чтобы в 10 класс пришли ребята, ориентированные на эти направления подготовки», — сообщила куратор Газпром-класса, сотрудник ОАО «Газпром трансгаз Сургут» Елена Богдан.

Профориентационный минимум с этого учебного года обязателен для всех, начиная с 6 класса. И здесь – широкие возможности, в первую очередь, для внеурочной работы.

Это и экскурсии в различные организации; мастер-классы, дни открытых дверей. За последнее время школьники посетили более 20 площадок потенциальных работодателей — от Горводоканала и спасательного центра до налоговой и ветеринарной станции.

Таких встреч становится все больше, а вопросы, которые школьники задают специалистам – все предметнее. Вполне возможно, людей, которые выбрали работу по любви, а не по ошибке, скоро станет гораздо больше.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ