Наземные пилоты и дирижеры неба. Как сегодня работают авиадиспетчеры Сургута

19:16 23.06.2023 5009 просмотров

Видят, слышат, управляют. Свыше 15 тысяч воздушных судов сопроводили в небе над городом сургутские авиадиспетчеры с начала этого года. Круглые сутки «наземные» пилоты помогают лайнерам расходится в небе, успешно взлетать и садиться. В зоне их ответственности каждую минуту десятки, а то и сотни человеческих жизней.

Самолет из города Белоярский готовится к посадке в сургутском аэропорту. На улице непогода: ливень и сильный ветер с порывами до 17 м/с осложняют работу пилотам. На помощь экипажу приходит диспетчер Фарид Бакиров. Уточнив метеоданные и условия для безопасной посадки, специалист вдруг берет в руки бинокль. Это, как выяснилось, обязательный предмет любого диспетчера.

«Мы должны осмотреть внешние признаки воздушного судна. Шасси быть должны выпущены. Полоса должна быть свободна от мусора всякого. Может от взлетающего воздушного судна что-то  упало. Надо осмотреться, убедиться, что полоса свободна и дать разрешение», — рассказал авиадиспетчер сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Фарид Бакиров.

Собранная информация передается экипажу лайнера. И вот, спустя считанные минуты борт успешно приземляется. Фарид Бакиров — молодой специалист сургутского отдела организации воздушного движения. В детстве, как многие мальчишки хотел стать летчиком, да не вышло. Несмотря на это, от мечты не отказался. В диспетчеры пошел после окончания вуза. Самым главным в профессии считает умение концентрироваться, быть здесь и сейчас.

«Должны забыть все проблемы, которые, так скажем, за КПП происходят. Забыть надо когда сидишь за каналом. Уже нужно концентрироваться на воздушных судах, на своей зоне ответственности и обеспечить безопасность полетов. Это наша единственная и важная черта для авиадиспетчеров», — пояснил Фарид Бакиров.

Стрессоустойчивость, хладнокровие, хорошая общая психологическая подготовка и знание нормативных документов, в том числе летно-технических характеристик самолетов — это лишь часть требований предъявляемых к каждому авиадиспетчеру. Случайные люди в такую профессию не попадают, рассказывают в сургутском отделе организации воздушного движения. Каждое утро сотрудники проходят медицинский контроль, в плановом режиме занимаются на симуляторе.

Занятия в тренажерном классе проводятся регулярно, вне зависимости от того стажер ты или специалист со стажем. Инструктор на специальном компьютере моделирует ситуацию. Это может быть как захват самолета, так и неблагоприятные погодные условия для посадки. И дальше следит за действиями диспетчера. Следом разбор полетов.

«Если это молодой специалист, мы смотрим как он в процессе усложнения упражнений работает и какие совершает ошибки. Диспетчеров, которые работают у нас долгое время также оцениваем их действия в аварийной ситуации. Потому что можно отработать долгое время и не попасть ни разу на аварийную ситуацию», — объяснил диспетчер–инструктор сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Андрей Чемшит.

Неординарные ситуации в профессии, пускай и редко, но встречаются, говорят диспетчеры И к каждой из них приходится искать индивидуальное решение. Причем мгновенно. Например, в августе 2002 года в взлетно-посадочную полосу аэропорта ударила молния, образовав воронку глубиной в метр. Пока шел ремонт, диспетчеры контролировали одновременно несколько десятков бортов, ожидающих разрешение на посадку в небе над городом. Вспоминают в центре и день, когда из-за непогоды сразу несколько югорских аэродромов не смогли принять самолеты и перенаправили их в Сургут.

«Ситуация так развивалась, что в тот день мы приняли в 10-15 раз больше самолетов, чем обычно. Даже некуда было воздушные суда ставить. Ставили их на магистральных дорожках, на вертодроме. И последние, в авиации говорят крайний борт, мы его посадили. На краю ВВП он стоял и мы закрыли аэропорт», — поведал начальник сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Александр Викулин.

Дирижеры неба, наземные пилоты, воздушные гаишники — называют авиадиспетчеров в народе по-разному. Сегодня сургутские специалисты управляют не только воздушным пространством над городом. В их ведении почти 400 километров территории, высотой до 8000 метров. Контролируют специалисты воздушные суда и соседних аэродромов: Нижневартовска, Ханты-Мансийска, Когалыма и Ноябрьска.

«У нас есть аэродром. Соответственно, есть у нас диспетчеры вышки, которые непосредственно находятся здесь. Это руление, разрешение на взлет или посадку. Далее уже от аэродрома в течение 30 километров — обслуживание — это диспетчер круга. И от 30 до 60 километров отдаление от аэродрома — это уже подход. И именно подход города Сургута осуществляет за Ханты-Мансийском, Нижневартовском и так далее», — пояснила старший диспетчер группы обеспечения планирования сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Любовь Ламонова.

В последние годы в небе все чаще встречаются не только традиционные воздушные суда, но и беспилотные летательные аппараты. Они, к слову, тоже входят в зону ответственности авиадиспетчеров. И если нефтяники и газовики еще предупреждают и подают заявки на полеты, то вот простые граждане не всегда, рассказывают специалисты. Нахождение же в одном квадрате условного дрона и самолета может привести к непоправимым последствиям.

«Беспилотники перекрывают очень большое пространство. Особенно в южном секторе. В городе Сургуте у нас одна из самых больших зон ответственности, именно касаемо ограничений. Мешают ли они? Да, безусловно. Но спустя много лет, мы нашли какие-то компромиссы. И пользователи воздушного транспорта идут на встречу. И сами авиакомпании непосредственно с операторами связываются», — рассказала Любовь Ламонова.

Вышка авиадиспетчеров — настоящий современный радиолокационный комплекс. Если раньше многие данные приходилось держать в голове, сейчас технологии показывают расстояние между бортами, их скорость и многое другое, рассказывают опытные специалисты. Но некоторые вещи из профессии все же не исчезнут никогда — как, например, рабочий журнал, карандаш или ручка.

«Есть старая диспетчерская пословица. Лучше тупой карандаш, чем острая память. Потому что у нас память у диспетчеров кратковременная. Получил — передал — забыл. Я даже на своем собственном опыте, бытовом, это замечаю. Особо ничего не держится. Долгосрочная есть, а вот кратковременная: раз, получил, передал и забыл. Это особенность памяти диспетчера. Поэтому лучше пользоваться или карандашом или ручкой», — поделился руководитель полетов сургутского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Алексей Воронин.

Для пассажиров авиадиспетчеры, как правило, остаются в тени. В самолете нас встречает голос пилота, за комфортом следят стюардессы. Но в этот самый момент, экипаж лайнера словно по небесной дороге ведет диспетчер. Встречая и провожая в своей зоне каждое воздушное судно.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ