На уроки сил нет. Почему российская система образования угнетает учителей

11:56 28.05.2022 10183 просмотров

Отзвенели последние звонки. Выпускники, одетые в праздничное с лентами наперевес, порадовались один день и вернулись в состояние напряженности и неизвестности. На этой неделе началась сдача ЕГЭ. Кстати, на фоне заявлений об отказе от болонской системы в высшем образовании (отмена бакалавриата с магистратурой и возврат к специалитету и 5-летнему обучению для всех студентов) все громче звучит критика тестовой системы экзаменов. Мол, от ОГЭ и ЕГЭ один стресс, знания не проверяются, выпускники оболваниваются и занимаются зубрежкой, а не получением знаний и просвещением.

Ну, как бы, есть в этом что-то  похожее на правду. Но, я считаю, что сомнению у нас в очередной раз подвергается не причина, а следствие. Не пора ли нам обратить внимание на систему среднего образования в целом в России?

Для примера мы пообщались с директором, так сказать, частной школы в Сургуте. Небольшое учреждение, официально учебный центр. Классов в привычном понимании нет: никаких парт по двое, предметы не сменяют друг друга один за одним, целая неделя может быть посвящена исключительно русскому языку или математике. Учитель — не строгий ментор, а первый среди равных. Старший наставник, который учится вместе с детьми. Главная цель — погрузить ученика в предмет. Чтобы он получал знания не для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, а потому что ему это интересно. Согласитесь, в классе, где сидят 30-35 учеников, а урок ведет уставший от всего педагог, сделать это, мягко говоря, проблематично.

«Кто подрался, кто влюбился, кто отвлекся на что-то  , у кого-то родители развелись. Он в голове, в своей жизни. Не вовлечен. В принципе, у педагога в обычной школе такой задачи и не стоит — вовлечь всех. У него задача выдать материал, собрать работу, сказать — а, ты двоечник. Занимайся. И мы видим сейчас такой огромный рост репетиторских центров, который свидетельствует о качестве тех знаний, которые дети получают в школах», — говорит руководитель учебного центра Иван Овчиников.

Сложно, если честно, здесь рассуждать о качестве. Учителя вместо того, чтобы погружать детей в мир знаний и науки, сами погружаются — в пучину бюрократии. Календарно-тематический план, поурочное планирование, план воспитательной работы, план работы с родителями, план родительских собраний, протокол родительских собраний, план индивидуальной работы, социально-педагогический план, план-график контрольных работ, отчет о выполнении программ, отчет о качестве реализации образовательных программ, отчет по итогам успеваемости, отчет об итогах воспитательной работы, план внеурочной деятельности, отчет о результате внеурочной деятельности, план и отчет по реализации программы компенсирующих мероприятий, план организации отдыха, оздоровления, досуга и занятости детей в период каникул, лист учета опоздавших…

А еще сверху летит план внеурочных мероприятий разной степени бесполезности выполнении отчитаться надо отдельно). А еще тетради проверить надо да оценки в электронный журнал занести. А еще классный и родительский чаты в мессенджере, общение в которых — отдельное искусство. Вот и представьте: пришел после института молодой педагог, преисполненный светлых помыслов и желанием вложить в юные умы разумное, доброе, вечное, а его этим кирпичом отчетов и планов резко опускают с небес на землю. Тут либо смириться и стать частью системы, либо сказать «да зачем мне это нужно» и уйти. В ту же частную школу, например.

«У нас, конечно, нет такой системы. У нас более свободно. Педагогу дается определенная задача, к которой он идет с детьми. У педагогов главная задача — как научить, как интересно предоставить материал, как добраться, как вовлечь всех? Конечно, у нас есть учебные программы. Конечно, педагог отчитывается, что мы взяли прошли. Конечно, мы проводим проверочные работы, которые показывают уровень знаний какой есть», — пояснил Иван Овчиников.

Оговорюсь, этот образовательный центр работает в Сургуте первый год, так что пока рано говорить о результативности такого метода обучения конечном итоге выпускникам центра сдавать обязательные для всех ОГЭ и ЕГЭ), но концепция, определенно заслуживает внимания. Конечно, я понимаю, что такой принцип работы сегодня — удел именно частных учреждений (обучение в которых по стоимости сравним с ипотечным взносом). Понимаю, что невозможно у нас сейчас сформировать небольшие классы, где все сидят в одном кругу (школы и так забиты под завязку).

Еще кучу «понимаю» здесь найдется, но я не понимаю одного: ну разве нельзя хоть немного раскабалить учителей? Дать немного свободы и поля для творчества? Большим шредером располосовать полезные лишь для показушной статистики отчеты и планы? Эти вопросы не к муниципалитетам и местным департаментам, не их это полномочия. Способные критически мыслить и реально смотреть на вещи специалисты уже или сбежали из официальной системы образования, или смирились и плывут по течению, штампуя очередного выпускника с высокими баллами по результатам экзаменов… Субъективно вышло, но что поделать.

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен и в нашем телеграм-канале!
НАВЕРХ