На распутье. Что ожидает рынок пассажирских перевозок Сургута
Мы пережили эти морозы. Другой вопрос — как? Насколько мобильными мы были, сколько денег потратили на такси, и сколько носов отморозили в ожидании автобусов, уже и не посчитать. Не успели мы порадоваться, что цены на проезд в общественном транспорте снизили, так попробуйте теперь его дождаться. Нет, конечно, с одной стороны, они — частники, не обязаны работать себе в убыток. Хотя кто бы их затраты посчитал, так что приходится верить на слово.
С другой стороны,
Однако к властям тоже большие вопросы. Что мешало предусмотреть подобную ситуацию заранее, и
Но вот, кажется, начало положено. Хорошая новость: 5 новых автобусов вышли на маршрут. В Сургут их пригнал новый перевозчик из Тюмени. Какие-никакие зачатки конкуренции. Но смущает другое. Буквально на этой неделе 18 автобусов и маршруток с линии сняли. Сотрудники Госавтоинспекции провели проверку и выявили ряд нарушений. То есть, 5 автобусов прибыло, 18 убыло — занимательная арифметика получается. Хотя, скорее всего, не прошло и пары дней, как они уже вернулись в строй, или резервный транспорт подключился, так что на перевозках это отразилось вряд ли.
Конечно, напрямую эти вещи в полиции и администрации не связывают. Но очевидно, что у власти есть инструмент регулирования рынка, так сказать, в ручном режиме. Но как надолго этого хватит?
Все понимают, что пассажиры страдать не должны. Ведь это самый активный электорат. Поэтому в администрации уже задумались — а не увеличить ли объемы дотаций. С подобным предложением чиновники хотят выйти на ближайшее заседание Думы. Именно этого и ждут частники, хорошо понимая, что морозы рано или поздно закончатся, и другой такой удачный случай, чтобы покачать свои права, подвернется еще, наверное, нескоро. Какие есть варианты вырулить из этой ситуации, и есть ли перспектива отвадить перевозчиков от бюджетной кормушки?
Вот общероссийская картина. Есть два мира пассажирских перевозок. Регулируемый тариф. Там тотальный контроль. Стоимость проезда устанавливают сверху, а за нарушения можно сразу наказать. На поддержку таких транспортников из казны муниципалитетов уходят десятки, а то и сотни миллионов рублей. Другой мир — нерегулируемый тариф. Перевозчики ездят по лицензии, цены устанавливают сами, компенсаций из бюджета не получают, правила диктуют. В общем — акулы рынка. В некоторых регионах подконтрольные перевозчики уже ушли в прошлое, а
А Сургут…Сургут сейчас на распутье. Пока цепляемся за старый порядок. Чиновники с частниками договариваются, чтобы и стоимость проезда не росла в геометрической прогрессии, и транспорт ходил без перебоев не только в часы пик. С другой стороны, все понимают, что дотировать перевозчиков постоянно невозможно, но и отказаться от этой схемы не получается никак. А между тем эти средства могли пойти на благоустройство дворов и другие нужды.
«Нас подвигают к тому, чтобы мы переходили на новые правила работы. И скажем, подвигают к тому, чтобы вынести всё на рыночные отношения. Снизить нагрузки на бюджеты. Понятно, что это будет не очень приятно для пассажиров», — признается Игорь Газизов, начальник дорожно-транспортного управления администрации г.Сургута.
Законы придумывают не местные чиновники — их спускают сверху. В соседнем Нижневартовске ситуация примерно та же. Одних перевозчиков дотируют, других нет. Но то ли транспортная схема там удобней, то ли просто город меньше, массовых жалоб от жителей пока нет.
Устраивает ли вас общественный транспорт в городе? – задали наши корреспонденты вопрос горожанам.
Меня устраивает, но я в основном хожу пешком.
Я не очень-то часто езжу, но меня устраивает.
Я с Мегиона. Здесь нормально. Не замерзала ещё пока на остановках.
«Никто не заявился по некоторым маршрутам, посчитали их экономически невыгодными. Но за некоторые у нас боролись несколько участников. Установили две цены в городе на проезд. Это 25 и 30 рублей. Хотя, повторюсь, никто их не ограничивает. И люди начали голосовать рублём. Они отдают предпочтения именно тем перевозчикам, у которых цена наименьшая», — говорит Сергей Лях, начальник отдела транспорта и связи управления по дорожному хозяйству администрации г.Нижневартовска.
Отложили решение транспортного вопроса в областной столице. Там все маршруты регулируемые. Тюмени в этом смысле повезло. Вовремя заключили контракты и ещё ближайшие два года будут работать по старой схеме и прежним расценкам. А вот как действовать потом, чиновники пока не знают.
«У нас сейчас контракты заключены до конца 2020 года. Мы также осознаём эту проблему, применяя методику принятую и действующую в настоящее время. Заложить, предусмотреть такие финансовые средства в бюджете города Тюмени будет достаточно проблематично», — прокомментировал Евгений Ташланов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени.
Получается, все в одной лодке, которая вроде и не тонет, но и грести все сложнее. Особенно когда как такового рынка перевозок нет. Местных предпринимателей долгое время прикармливали, к чему они привыкли. Да и условия для развития конкуренции не были созданы изначально. Теперь пусть медленно, но ситуация меняется. С этого года в Сургут впервые зашёл перевозчик из Тюмени, с собственными новыми автобусами. Внедряются современные технологии. Теперь на регулируемых маршрутах можно оплатить проезд картой горожанина. И сургутянам удобно, и чиновникам — отслеживать пассажиропоток.
«Уже идет эта работа по отслеживанию пассажиропотока с помощью АСО, которую мы запустили. Эту статистику мы уже сейчас собираем через полгода. Но конечно, все средства нужно оснастить терминалами точно и четко», — сообщил Даниил Конев, директор МКУ «Управление информационных технологий и связи г. Сургута».
Это можно назвать первым шагом к решению проблемы. Но эксперты сходятся во мнении, что транспортный вопрос нужно решать комплексно. «Нужно вводить, мы к этому придём неизбежно, платные парковки. Нужно вводить условия, при которых человек не может купить машину, если её некуда ставить. Нужно одновременно с этим делать транспорт более новым, более современным, более удобным. За счёт чего? За счёт того, что часть потока, который должен уйти с личного транспорта, он должен перейти на общественный», — считает Владимир Болотов, председатель Совета Сургутской Торгово-промышленной палаты.
А для этого, как минимум, нужна удобная маршрутная сеть, новые дорожные развязки, тёплые остановки и уверенность горожан в том, что заветный автобус не нужно будет ждать по часу. Всё это возможно в перспективе. А вот насколько мы со своим менталитетом готовы к таким переменам, уже другой вопрос.
Максим Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале