На одни и те же грабли. Почему Сургуту не везет с остановками?

20:27 15.02.2019 5376 просмотров

Ткнул носом чиновников в их собственную беспомощность. Вадим Шувалов указал своим подчиненным — пожалуй, впервые публично, на управленческие просчеты. Произошло это во время депутатских слушаний. Народные избранники задались вопросом, почему из обещанных 30 остановок в городе установлено лишь 10? Ответ специалистов Департамента городского хозяйства, не удививший никого, как раз и возмутил главу городу.

«К сожалению, 44-ФЗ ставит в такие рамки, что нам к попадают не всегда фирмы, которые оценивают изначально свои способности», — комментирует директор департамента городского хозяйства администрации г. Сургута Роман Богач.

«Отговорка на 44-ФЗ меня категорически не устраивает. Давайте так устраивать эти взаимоотношения и это приниматься не будет вплоть до принятия решений и дисциплинарных и кадровых. Я понимаю, когда один раз наступили на эти грабли, но когда в одном подразделении из года в год вы это делаете это уже наталкивает на то, что это какая-то система, поэтому будьте добры: отсюда будут сделаны соответствующие выводы», — сказал глава Сургута Вадим Шувалов.

Действительно, не первый раз на те же грабли наступаем. Помнится, и с теплыми павильонами возникли аналогичные проблемы. При установке конструкций было допущено множество нарушений. И тогда тоже ссылались на недобросовестного подрядчика и 44-ФЗ. Корень зла, как выяснилось, кроется в техзадании. Одни его пишут по собственному разумению, другие — как поняли, так и исполняют. Так может все дело отнюдь не в элементах конструкции и материалах, из которых она сделана, а в отсутствии внятного понимания — чего мы на самом-то деле хотим? Отсюда и все эти эксперименты методом тыка. А в результате, где-то  до сих пор стоят ржавые конструкции из прошлого века, где-то  — ларьки с отхожим местом «на заднем дворе», а где-то  — знаменитый аллюр, и, наконец, последние — из серии «хоть что-нибудь ». Ну а нам пока остаются лишь мечты о том, что остановки когда-нибудь  станут лицом города и будут спасать нас от морозов и ветров.

Оценить все многообразие, плюсы и минусы остановочных комплексов Сургута нам сейчас поможет, человек, которого мы можем назвать гидом по объектам исторического наследия системы общественного транспорта города — кондуктор автобуса — Наталья Огневикова.

— Скажите, есть ли такие павильоны, мимо которых проезжаешь и чувство гордости берет, что мы живем в Сургуте, что у нас здесь есть такие остановки?

— Да, у нас очень много в последнее время таких павильонов открылось: это на Ленина, закрытые, теплые, оборудованные. Когда ты стоишь на ветру, на тебя капает дождь или мороз 40 градусов — это не очень приятно. Или когда ты стоишь в тепле и заходишь в теплый автобус это гораздо приятней.

— Мы вчера посчитали, где-то  навскидку, у нас 22 остановки вообще отсутствуют. На ваш взгляд, что лучше — если абсолютно ничего нет, чтобы на этом пустыре появилось хоть что-то  или дождаться, подкопить бюджетные средства и сделать хорошую, вот как вы говорите, теплую остановку? 

— На мой взгляд, остановки лучше делать хорошие, мы не настолько богаты, чтобы выкидывать деньги.

— Что вообще говорят пассажиры?

— Люди в восторге от новых остановок, они говорят, что тепло, комфортно, ветер не дует, всегда можно увидеть какой автобус идет, у нас бабушки в восторге.

— От чего в восторге? Вот именно от экранов?

— Что видно, какой автобус, когда придет, что видно сколько ждать. Они говорят, телефонами пользоваться не умеем, спасибо, что у нас есть экраны.

— Как Вы думаете, должна ли быть какая-то единая концепция именно в размещении, именно во внешнем виде остановок, нужно ли нам во всех микрорайонах устанавливать что-то  одинаковое или, в зависимости от дальности расположения, от центра, где-то  попроще?

— Либо у нас все будет как новогодняя елка в городе, либо все будет как положено одинаково.

Так все-таки, какие остановки нам нужны, если выбирать не из наборов предметов и стройматериалов, а по сути. Сложно припомнить хотя бы один год за последние лет десять, когда в думском зале не поднимали тему остановок. И каждый раз с ними какие-то проблемы. Вот и в этот раз подрядчик не оценил трезво свои силы и вместо 31-й остановки поставил только 10. Недостающие павильоны появятся уже в этом году. Но и здесь, что называется, как карты лягут.

«Делается как-то  анализ в администрации в отношении этих подрядчиков, в отношении должностных лиц администрации, которые собирают конкурсную документацию, проводят эти тендера и потом, в результате, страдают наши жители, мы не можем вовремя, хотя есть деньги, не можем вовремя установить эти остановочные комплексы», — говорит депутат Думы г. Сургута Валерий Голодюк.

А решение проблемы, между прочим, лежит на поверхности.

«Требуется более тщательная проработка технического задания, это раз, и желательно, конечно, конкурсы разыгрывать пораньше: не до лета дотягивать, а чтобы уже в конце зимы, весной были разыграны конкурсы с поставкой уже в начале лета», — говорит заместитель председателя Думы г. Сургута Артём Кириленко.

И если с последним предложением в администрации не просто согласились, но и уже приступили к его реализации — в настоящее время готовятся документы для выхода на аукцион, который пройдет в конце февраля или начале марта. То, когда речь заходит о техзадании на сами павильоны, мы вновь слышим о пресловутом 44 федеральном законе.

«44 — ФЗ оговаривает достаточно подробно требования, которые могут быть предъявлены на стадии проведения процедуры муниципального заказа, и превышение этих, в общем-то требований, чревато и для заказчика, и для организатора муниципальных закупок», — говорит начальник дорожно-транспортного управления ДГХ администрации г. Сургута Игорь Газизов.

То, что техзадание — основополагающий документ при договоренностях с подрядчиками, доказывает пример остановок, которые появились в городе в 2017 году. Так называемые, теплые павильоны, спустя несколько дней после установки они стали головной болью и властей и пассажиров. Почему так произошло ответить не трудно. Чётких критериев перед подрядчиком и не стояло. Разберем по пунктам. Остановка должна быть закрытой. Но это не значит — не продуваемой. Отсюда, вспомните, и удивившие всех горожан щели, которые в дальнейшем были заделаны. Антивандальные, но почему-то двери при одном прикосновении разбивались. Теплой. Ну, тут не поспоришь, какой никакой, а обогреватель здесь есть и по факту температура в павильоне выше, чем на улице. А уж сколько конкретно градусов должно быть внутри — не оговаривалось.

Вариант, избежать 44-ФЗ, при установке новых павильонов, есть — сдать землю предпринимателям в аренду под остановку с торговым павильоном. Казалось бы, ситуация выгодна для всех. Бюджет не тратит денег, предприниматели, наоборот, зарабатывают.

«Здесь бюджет города не то что не несет затрат на приобретение и содержание этого имущества, а получает доходы, пусть и не большие, но доходы», — отмечает Игорь Газизов.

Заманить бизнес на остановки не сложно. Сложно освободить участки от нерадивых предпринимателей, которые превращают территории для ожидания автобусов в мини-гарем. Павильоны обшарпаны, повсюду мусор. Некоторые бизнесмены на остановках находятся на птичьих правах — договоры аренды просрочены. Заменять свои старые объекты на новые, как требует власть, коммерсанты отказываются, создавая ситуацию — ни себе ни людям. И сами не хотят благоустраивать территорию, и другим не дают. Хотя желающие занять участки и организовать на них функциональные объекты есть.

Более 5 лет назад в городе появились 3 остановки «Сбербанка». Не просто пластмассовые коробки, а действительно теплые павильоны. За прошедшие годы о своем решении финансовое учреждение не пожалело.

«В настоящий момент остановочные комплексы пользуются популярностью клиентов и количество операций у них более 15 тысяч в месяц и это больше чем в любых других банкоматах, которые установлены в том числе в торговых центрах. Уборкой занимается фирма „Сбербанка“, мы самостоятельно обеспечиваем чистоту и проводим уборку в данных остановочных комплексах», — рассказывает Ольга Ющенко, заместитель управляющего сургутским отделением «Сбербанка».

Хотя, на самом деле, изобретать велосипед и не надо. Образец для подражания есть. Одной из лучших остановок в мире считается творение знаменитого британского архитектора Нормана Фостера.

В прошлом году в одном только Санкт-Петербурге появилось 50 подобных павильонов. За их установку и содержание платит не местный бюджет, а частная рекламная компания. Одна из стенок сооружения используются под интерактивные банеры, что и приносит прибыль агентству. Дизайн отличается простотой. Но, самое главное, есть возможность расширить функционал павильона. Ничего не напоминает? Например, сургутские теплые остановки. Только немного усовершенствованные под наши северные условия. Прозрачные стены со всех четырех сторон, лавочки, где можно посидеть, вай-фай, есть даже электронное табло с расписанием автобусов. А главное, что после устранения всех дефектов и отношение горожан к ним поменялось.

Методом проб и ошибок горожане и чиновники пришли к выводу, какими должны быть остановки в Сургуте — теплые и функциональные. Осталось научится свои хотелки в техзадания оформлять, а в остальном, как говорится, дело техники.

Юлия Шадевская, Екатерина Тарасова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ