На конференции педагогов в Сургуте заговорили о возврате в школы НВП

19:56 01.10.2022 3881 просмотров

Что делается для того, чтобы в Сургуте не повторились печальные события, подобные тем, что произошли в Ижевске? Как обеспечивается безопасность учащихся наших школ и о чем беседуют с детьми представители правоохранительных органов и духовенства? Ужасная трагедия произошла утром в понедельник в Ижевске. 34-летний Артем Казанцев открыл стрельбу в школе №88. От пуль погибли 11 детей и шестеро взрослых. Ранения разной степени тяжести получили еще 24 человека, из которых 22 ученика. Казанцев и сам учился в 88-й школе, где спустя годы устроил массовое убийство. Сейчас силовики пытаются понять, в какой именно момент жизни Казанцев решился на страшное преступление.

Сразу после трагедии власти, федеральные, окружные и начали анализировать систему безопасности в школах. На этой неделе прозвучало несколько инициатив, касающихся сохранения жизни детей. Одну из них вынес на обсуждение окружным депутатам директор департамента образования Югры Алексей Дренин. Он рассказал, что власти региона намерены создать нейросеть, которая будет отслеживать опасных лиц еще на подступах к школам. По задумке чиновников, искусственный интеллект будет автоматически анализировать данные с видеокамер по периметру учебных заведений и заранее предупреждать охрану о потенциально опасных людях поблизости.

«Задача, которую нам поставила Наталья Владимировна в том числе — это подключение систем видеонаблюдения в образовательных организациях к системе «Безопасный город», чтобы эта информация попадала в том числе в УМВД с одной стороны, с другой стороны с департаментом цифрового развития мы сейчас проработали вопрос в части анализа, так скажем, запуска в системы видеонаблюдения в образовательных организациях искусственного интеллекта, который бы с периметральных камер анализировал прохожих и входящих на территорию, и идентифицировал потенциально опасных людей с признаками оружия, нестандартной одежды и так далее», — сообщил Алексей Дренин.

Обсуждение обеспечения безопасности вызвало бурные обсуждения в стенах думы. Депутаты вспомнили и про петиции, в которых родители просят защитить их детей и искоренить все угрозы. Намекнули и на то, что штат охранников во всех школах выглядит примерно одинаково вне зависимости от местоположения.

«Статистика показывает, что, когда были эти теракты, все кто сидел на охране — это люди очень возрастные, это люди очень возрастные. И у них просто реакция уже не та», — привела факт заместитель председателя думы ХМАО-Югры Наталья Западнова.

Некоторые депутаты выразили озабоченность тем, что участились случаи экстренных эвакуаций в образовательных организациях. Да, до реальной трагедии ни разу не дошло. И это, что называется, слава богу. Ни одна угроза лже-террориста не была реальной. Но все же подобные сообщения дестабилизируют нормальную работу детских садов, школ, вузов и ссузов.

«Какие планы по изменению дополнительной защиты, что вы планируете в этом направлении делать совместно с органами внутренних дел, безопасности? И все-таки как ситуация в школах будет стабилизироваться? На сегодняшний день в Когалыме почти 4 день половина школ нормально не работает. С утра ведем в школу, на дистанцию уходим», — задал вопрос депутат Андрей Ковальский.

Тем не менее, система выстроена таким образом, что не отреагировать на угрожающие сообщения просто нельзя, несмотря на то, что такие атаки уже называют спамом. Судя по всему, даже в стенах правительства. Но любой из таких месседжей должен отрабатываться в строгом соответствии с регламентом. В каждую образовательную организацию, куда поступает тревожное письмо, приезжают правоохранители. Учащихся и педагогов эвакуируют и отправляют домой, силовики обследуют здание. И отходить от этого алгоритма нельзя ни на шаг.

«Мы с коллегами проговорили, они сейчас отрабатывают с айтишниками, с УМВД в части того, каким образом настроить спам-фильтры и идентифицировать адресата изначально, но, к сожалению, это действительно так, когда такое сообщение приходит, запускается алгоритм, который не запуститься не может», — пояснил Алексей Дренин.

Вопрос обеспечения безопасности в школах, пожалуй, один из самых острых. И дискуссии по этому поводу могут длиться вечно. Некоторые считают, что помимо спам-фильтров и внедрения искусственного интеллекта, необходимо менять подходы к воспитанию детей. В частности, считает депутат думы Югры Михаил Селюков, у подрастающего поколения необходимо выработать уважение и ответственное отношение к оружию, как бы парадоксально это на первый взгляд это ни звучало.

«Я думаю, что более глобальная причина — это как раз отношение к оружию, то есть нет реального понимания, что такое оружие, какие последствия оно несет, и здесь над этим надо крепко думать Здесь нам как раз необходимо вводить новые элементы воспитания подрастающего поколения в процессе обучения обращения с оружием», — говорит депутат.

В качестве примера Селюков приводит сургутский центр специальной подготовки «Сибирский легион». Одна летняя смена в лагере на базе центра — это настоящее погружение в среду со строгой, практически военной, дисциплиной. Это навыки общения с оружием. Это умение ориентироваться на местности и навыки поведения в лесу. Это военно-прикладные и технические виды спорта. Это выдержка, воля, чувство локтя. С подростками работают педагоги, имеющие военную подготовку. Достойный пример для мальчишек. И, как считает Михаил Селюков, эту практику можно и нужно выносить за рамки одной организации, транслировать этот опыт во всех общеобразовательных учреждениях. Такой предмет в практике отечественной системы образования уже был. В расписании всех советских школ стоял предмет НВП — начальная военная подготовка.

«Мы вспомним, что школы не были загорожены заборами, не было там турникетов, не было этих рамок, и тем не менее, таких вопиющих горестных вещей не происходило в том числе потому что в школах были введены уроки начальной военной подготовки, где дети понимали, что такое оружие, как с ним обращаться, меру ответственности. И не виртуальное оружие, а настоящее, что ни на есть как говорится — можно потрогать, пощупать, и так далее. Более того, я помню, была возможность в том числе отстрелять эти три патрона из автомата Калашникова, ну это воспоминания которые позитивно воспринимаются до сих пор», — рассказал Селюков.

Вместе с тем, власти федеральные, окружные и муниципальные сегодня прикладывают все усилия к тому, чтобы дети развивали критическое мышление и росли духовно. Так, например, на этой неделе педагоги Сургута, других городов и стран делились своими наработками в части воспитания подрастающего поколения. Проблемные вопросы поднимались на международной научной конференции, которая была посвящена, в том числе совершенствованию образовательной системы. На площадках форума также поднимался вопрос о возвращении начальной военной подготовки в школу.

«Нужно очень нашей стране не только гражданско-патриотическое воспитание, но и военно-патриотическое воспитание. Возвращение того предмета, который раньше назывался начальной военной подготовкой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности сейчас уже мало, нужна начальная военная подготовка, потому что каждый юный гражданин должен быть и морально и физически быть готовым стать защитником своей страны, стать на защиту своей Родины, на защиту традиций семейных, религиозных, нравственных», — отметил заместитель директора гимназии «Лаборатория Салахова» Алексей Стерхов.

Сейчас также обсуждается вопрос о создании единой детской общественной организации. Проще говоря, в России хотят образовать движение подобное пионерии. Специалисты уверены, что это обеспечит сплочение и образует некое единство среди всех детей. Причем каждый участник такой группы будет занят своим делом, работая на общее благо. Последние поправки в закон об образовании ставят воспитательную работу на первое место. Как говорят опытные педагоги, сделано это не просто так. Нравственность — одна из основных ценностей, на которых держится общество. Поэтому, как говорят учителя, менять подходы в работе с детьми нужно регулярно, чтобы не отставать от последних тенденций в молодежной среде.

«И конечно, ценности носят даже несколько консервативный характер с одной стороны, то с другой стороны мы понимаем, что современные дети они, естественно, меняются, у них есть свои интересы, свои потребности, у них даже есть свое видение. Поэтому как вот этот консерватизм с одной стороны уберечь, сохранить и в то же время дать понимание детям тех ценностей, которые есть на их уровне, с их пониманием мира», — считает доктор педагогических наук, доцент СурГПУ: Наталья Абрамовских.

Взрослые постоянно придумывают новые форматы серьезных разговоров со школьниками, которые проводились бы не как дежурные формальные мероприятия, а по-настоящему заинтересовали подростков. Так, например, весной власти Сургута начали проводить с подростками встречи с сотрудниками полиции, чиновниками, представители молодежи.

«В месяц проводится, как минимум 2 таких встречи. Темами встреч являются профилактика экстремизма, правонарушений, также интернет-этике общения, кибербуллинг и наркопотребление. По итогу этих встреч с учащимися, преподавательским составом проводятся методические, профилактические мероприятия с целью выявления маркеров деструктивного и девиантного поведения среди учащихся», — рассказал заместитель начальника управления по вопросам общественной безопасности администрации Сургута Александр Вечтомов.

Проще говоря, в вопросе обеспечения безопасности детей, важно иметь в виду не только то, что в учреждениях нужны охранники помоложе и искусственный интеллект, который будет предотвращать ЧП. Еще больше внимания нужно уделять самим подросткам, их воспитанию. Сегодня это задача номер один для взрослых.

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен и в нашем телеграм-канале!
НАВЕРХ