«На игле». Чего ждать сургутянам от роста цен на топливо, и кто уже готовится поднять тарифы?
Профицит в 4 миллиарда рублей! В югорской казне появились дополнительные средства. Рост цены на баррель нефти вновь принес приятный бонус окружному бюджету. Как решили распорядиться власти 4 миллиардами? Деньги решено направить на ликвидацию балков, помощь многодетным семьям, строительство школ. Словом, не бюджет развития, а касса взаимопомощи. Как в старые добрые времена, когда о стране и о Югре говорили — «подсели на нефтяную иглу».
Нет, конечно, для нас жителей подобные приоритеты должны казаться правильными, но тут начинают терзать смутные сомнения. Если президент определяет тренд на экономический прорыв, поможет ли этому увеличение социальных расходов? Обычно у ведущих экономических стран мира все наоборот: чтобы росла экономика, снижают соцобязательства, оптимизируют и технологизируют все так, что в итоге растет безработица, при этом повышают пенсионный возраст, ну и так далее.
И тут дело не только в отдельно взятом регионе. В целом по стране имеющиеся условия по прежнему не похожи на те, что предполагают прорыв. Пенсионный возраст если и повысят, то неизвестно когда. Ужесточается трудовое законодательство. Придумываются все новые льготы и компенсации для населения. И за это властям, конечно, спасибо. Люди должны чувствовать себя стабильно. Но как долго это продлится?
Весь год мы вели борьбу с инфляцией. И вот когда уже, казалось бы, пришло время аплодировать, всем этим усилиям нанесен мощнейший удар. Резко выросли цены на бензин. А это, в свою очередь, бьет по планам экономического прорыва. А уж для нас, со всех сторон социально защищенных, это вообще крайне неприятное явление: ведь все, что нам повысили и добавили, нивелируется высокой стоимостью топлива. А тут и до социального взрыва недалеко.
Только в Сургуте меньше чем за две недели популярные марки бензина выросли примерно на 5 рублей. 92-й сейчас стоит больше 45 рублей. Таким скачком цен уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Ведомство проверит все автозаправки в округе. В случае выявленных нарушений на топливном рынке Югры будут возбуждены административные дела. Сумма штрафов за неоправданное завышения цен — от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.
«В настоящее время проводятся анализ рынка, состояние конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов: 92, 95, 98, ДТ. В случае выявления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, выявления необоснованного увеличения цен на топливо будут приняты меры антимонопольного реагирования. Также управлением проводится еженедельный мониторинг рынка нефтепродуктов», — сообщил Василий Иванов, заместитель руководителя управления ФАС по ХМАО-Югре.
Далее -о причинах самого большого скачка цен в этом году на автозаправочных станциях и о том кто уже успел ощутить на себе обратную сторону дорогого топлива.
Сургутские автовладельцы не могут отойти от шока. В течение месяца ценники на заправочных станциях, словно счетчик, движутся только в одну сторону — вверх. Если еще в первых числах мая 92-й бензин стоил 38 рублей за литр, теперь — около 45 и выше. Столь резкий скачок неожиданностью оказался даже для самих владельцев АЗС. В сложной ситуации сегодня оказались не только автомобилисты, но и бизнесмены.
К несчастью в Сургуте, кроме добычи нефти и ее переработки в этот самый бензин, других серьезных производств практически нет. Все товары и строительные материалы доставляют из других регионов. И здесь уже страдает сектор грузоперевозок.
«Хотелось бы, конечно, чтоб дорожали расценки на перевозку, чтобы хоть
Владельцы фирм-такси уже готовятся поднять расценки на свои услуги примерно на 10 процентов. С учетом того, что стоимость топлива растет, со дня на день можно смело ожидать увеличения тарифов на грузоперевозки. Как следствие, и роста цен практически на все товары в магазинах. Причем, удар по семейному бюджету обычные сургутяне ощутят сразу с нескольких сторон. Помимо подорожавших продуктов питания, бытовой техники вверх поползут и суммы в расчетках за услуги ЖКХ. Тот же самый мусор вывозить нужно ежедневно, вне зависимости от цены на дизельное топливо. А значит, чтобы остаться на рынке и не обанкротиться, коммунальщики будут вынуждены выступить с инициативой об увеличении тарифов.
«На будущее будем нести какие-то убытки из-за того, что повысились цены. Будем обговаривать со всеми, со всеми жилфондами, со всеми юрлицами, которые мы обслуживаем, повышение тарифов, потому что мы не можем работать себе в убыток», — отметил Олег Коцага, заместитель директора коммунальной компании Сургута.
А бензин, между тем продолжает, расти. По мнению аналитиков, влияет на это сразу несколько факторов: рубль дешевеет, доллар крепнет, и стоимость барреля нефти на мировых рынках растет.
«Можно сказать, что второй фактор — это акцизы, которые государство постоянно повышает. На данный момент государство в среднем постепенно повышает акцизы на пятьсот рублей, что способствует средней динамике повышения цен на бензин», — поясняет Андрей Русанов, консультационный управляющий компании по инвестициям на фондовых финансовых рынках, Сургут.
Понимая это, многие сургутяне уже начали экономить и реже ездить на своих машинах. Да что там автолюбители — даже некоторые чиновники готовы затянуть пояса. Так, правительство Омской области собирается перевести свои служебные автомобили и общественный транспорт на газ. Ну а сургутская администрация с этого года и вовсе пересела на такси. Хотя чему здесь удивляться. Когда бывший мэр Лондона Борис Джонсон и вовсе ездил на работу на велосипеде. Правда, скорее из соображений экологии, нежели экономии.
Не пора ли сбавить обороты? Вот уже и правительство решило вмешаться в рыночный процесс и начать его регулировать в ручном режиме. Не удивительно: как признаются аналитики, сегодня цены на топливо почти в 10 раз опережают уровень инфляции. А градус народного негодования так и вовсе не измерить. Поэтому Минфину поручили до 28 мая подготовить проект о снижении акцизов.
Подешевеет ли после этого топливо? Вряд ли, а если каким-то чудом это случится, то явно не надолго. Так уж сложилось исторически, что стоимость бензина у нас экономической логике поддается сложно. Нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — а бензин нет. И нам, живущим в Сургуте, который находится в 40 километрах от завода стабилизации газового конденсата, где собственно топливо и производят, вообще крайне странно наблюдать картину, когда у нас, по сравнению с другими городами России, бензин один из самых дорогих.
Аи -92: В Сургуте — 45, 70, в Краснодаре — 42, 58, в Москве 41,55, в Тюмени -40,00, в Екатеринбурге — 39,75, Омске — 39,37
Аи-95: в Краснодаре — 47, 40, в Сургуте — 46, 90, в Москве 45,35, в Тюмени — 43, 10, в Екатеринбурге — 43,05, в Омске — 41, 82
Все эти цифры у населения вызывают не просто раздражение — закрадываются сомнения, что никто в принципе не может держать цены на топливо в узде. Ни команда ФАС, ни действия властей пока на ситуацию не повлияли. Видимо, пора бы нам уже принять, как данность, что если бензин дорожает, значит это
«От рыночных факторов стоимость бензина у нас в России не зависит. Объясню на простом примере: если взять, по разным оценкам, от 65 до 67 процентов стоимости конечного продукта — бензина, это налоговая составляющая. То есть, различные акцизы, налоги, сборы и тому подобное. И мы понимаем, что регулятором этих акцизов, налоговых сборов является государство. И сейчас в качестве первых мер нужны меры по стабилизации цен. Не по снижению, а стабилизации, то есть, по предотвращению дальнейшего роста», — говорит Владимир Болотов, председатель Правления Сургутской ТПП.
Где придется там и заправляюсь, эти 3-2 рубля роли не сыграют чтобы искать, колесить потом по городу, — отвечает горожанин на вопрос о том, пытается ли найти заправки подешевле.
Начал заправляться там, где вообще до этого не заправлялся. Экономика должна быть экономной, — отвечает другой.
Где дешевле, туда поедем, -считает третий.
Искать бензин, где он на 20 копеек дешевле? Нет, — такого мнения придерживается еще один участник опроса.
«Две булочные, которые одновременно подняли цены в одном и том же городе, скорее всего, ФАС будут оштрафованы как злостные монополисты, так ведь? Но в то же время за последнюю современную историю России мы не знаем случаев привлечения нефтяных компаний к ответственности за, скажем так, злоупотребление своим монопольным положением. И это на самом деле плохо. Потому что не бывает одинаковой себестоимости у разных заводов, построенных в разное время на разных территориях, с разной стоимостью рабочей силы, с разным плечом доставки, и так далее. Некая согласованность действий там явно наблюдается», — отмечает эксперт.
А на семейном бюджете вы уже ощутили
Конечно, особенно когда у тебя ипотека, — утвердительно говорит сургутянин.
А сейчас еще не начали экономить?
Чаще глушить стал автомобиль, — ответил водитель.
Уже начали экономить на маникюре, дааа… есть такое, — сокрушается горожанка.
Бензин дорожает, зарплаты уже больше уходит на бензин, — подтверждает горожанин.
«Меньше покупательский спрос, который должен поддерживать, подпитывать экономику. Давайте признаем этот факт, перестанем играть в кошки-мышки, и давить тот же малый и средний бизнес, который зажимают в части производства продуктов питания, услуг ЖКХ. Когда мы видим, какой объем недофинансирования накапливается в этих отраслях, а в то же время, монополисты нам всякий раз понятным языком обоснованно отвечают, почему мы должны платить столько-то. Я с ними согласен, я только не понимаю, почему остальные за свои услуги должны брать меньше. Простой пример: в транспортных услугах тариф регулируется государством, стоимость топлива растет, но тариф не поднимается, потому что это может иметь негативный социальный эффект», — считает Владимир Болотов.
Как думаете, куда идут эти деньги от продажи бензина? — задали журналисты еще один вопрос жителям.
Кому-то в карман, куда они еще могут идти, -считает горожанин.
Не могу понять этой разницы ценообразования бензина, почему растет, почему падает. Говорят
«Это, в принципе, еще один налог, который платят все потребители. Потому что бензин является у нас основным источником энергии для грузоперевозок, для транспортных услуг, и всех остальных, которые есть в себестоимости практически любого товара, услуги. Это тот самый налог, который мы с вами платим. Нужно понимать, что в этом контексте к этому нужно относится проще, то есть если там уж мы выбрали президента да, то нужно надеяться, что правительство просто нам сможет объяснить, куда именно тратятся эти налоги, насколько эффективно и рачительно. Если мы говорим, что это те средства, которые обеспечат прорыв, но покажите, куда они идут все», — объясняет эксперт.
Сергей Зотов, Юлия Шадевская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале