На грани. Кто следит за безопасностью детей в Сургуте?
Купаться запрещено. Но кого это интересует? В Сургуте с трагедии начался так называемый пляжный сезон. В водоеме 37-го микрорайона утонул 11-летний ребенок. Это произошло днем. Поблизости никого из взрослых не было. Как рассказывают друзья мальчика, он не умел плавать. Ни этот факт, ни даже запрещающие таблички не остановили его от прыжка в воду. Ровесники пытались спасти друга, но это не помогло.
«Там на расстоянии чуть более 50 сантиметров от берега резкий идёт обрыв: мы пытались замерять дно трёхметровой палкой и не могли достать. То есть, там очень глубокий котлован получается, и вероятнее всего, он, когда нырнул, вот как раз-таки вот это чувство страха оно и повлекло то, что он начал тонуть. Со слов детей, они ему пытались помочь, в том числе, бросая вот эту палку. Но поскольку паническое состояние у ребёнка, возможно, оно послужило тому, что он не смог ухватиться и
Совершенно нелепая трагедия. Горе родителей. И полное непонимание: как такое стало возможным, и что еще нужно сделать, чтобы избежать подобного? Обнести заборами все заполненные водой строительные котлованы? Установить у каждой лужи таблички «Купаться запрещено»? Приставить к каждому потенциально опасному для детей месту спасателя и полицейского?
Вы не поверите, но все это в Сургуте есть и так. Конечно, в пределах разумных, но достаточных для того, чтобы предупредить о тех или иных опасностях. И тем не менее, каждое лето вновь и вновь в сводках новостей мелькают сообщения о трагических случаях с подростками. Понятное дело — трудный возраст. Кого из нас не манили жажда экстрима и приключений? Кто не мечтал продемонстрировать на зависть сверстникам свою ловкость и смелость? Но при этом хотя бы крупицы здравого смысла и чувства самосохранения нам редко отказывали.
Спасибо родителям. Все они по-своему, одни кнутом, другие пряником, но одинаково доходчиво объясняли элементарные истины: «Не суй пальцы в розетку», «Не влезай — убьет», «Не ходи по путям. Опасно для жизни»… И несмотря на то, что на улице мы проводили времени не в пример больше нынешним подросткам, особых волнений у взрослых не вызывали. Что же произошло за последние пару десятилетий, что многие дети теперь не владеют элементарными навыками поведения на воде, в лесу, на дороге и даже во дворе? И как вести себя родителям? Может быть, просто подвергнуть «каникулам строгого режима»?
Четыре часа дня. Карьер за храмом Преображения Господня. Сказать многолюдно — ничего не сказать. Несколько десятков детей контролирует, похоже, только один взрослый мужчина. Ну или считает, что контролирует. Как рассказывают сами юные купальщики, порой даже присутствие старших не спасает от происшествий.
— Вот, помню год назад, на том береге была ситуация, как пацан не послушался родителей, сначала было нормально, потом обрыв, пришлось нырять ему. Я его спас, а потом он меня спас.
Лето, солнце, водоем. Такой отдых по-деревенски. С одним лишь НО. Купаться в Сургуте нигде нельзя. И знают об этом все от мала до велика. В администрация ставят запрещающие знаки, иногда ограждают водоемы заборами и пытаются найти ответственных за пруды в котлованах или карьеры. Но без особого успеха. Стихийных бассейнов становится только больше.
Пока взрослые решают бюрократические задачи, дети, в отсутствие задач школьных и при наличии свободного времени ищут, чем бы себя занять летом. Не сидеть же дома. Варианты безопасного отдыха в Сургуте есть. Больше шести тысяч подростков посещают пришкольные лагеря. В департаменте образования утверждают: мест хватает для всех желающих. Вот только самих желающих не так много, как могло было быть.
«Что касается лагерей дневного пребывания, как правило, резервных списков практически нет, потому что запросы родителей удовлетворяются. До 15-16.00 дети находятся под присмотром, они находятся с вожатыми и специалистами, работающими с ними», — поясняет Ольга Иванова, заместитель директора департамента образования администрации Сургута.
Задача властей — создать условия для занятости подростков. Воспользоваться ими или нет, выбирают родители. Конечно, обязать всех ходить в лагеря, чтобы не оставалось времени на опасные занятия, невозможно. Да и не резонно. Поиск приключений и опасностей — это у подростков, что называется, в крови. И от этого никак не уйти.
«На самом деле это, скажем так, характерная особенность детского и подросткового возраста, вот такое вот соприкосновение с какими-то опасными местами. Таким образом дети тоже получают свой определенный опыт, таким образом тоже познают жизнь, да. Опасности все, какие-то, то есть, они получают свой такой опыт», — говорит практикующий психолог Любовь Проводникова.
В эпоху соцсетей, компьютерных игр и виртуальной реальности от настоящей жизни и возможных рисков современные дети несколько оторваны. И тот самый опыт, то есть понимание, как себя вести в случае чего, просто необходим. То есть, ребенок должен не только периодически слушать правила поведения, но и, что называется, испытывать их на практике.
«Поэтому все-таки имеет смысл дать ребенку попробовать эту опасность в безопасном месте, нежели потом, к сожалению, такие печальные последствия, так сказать, уже
Другими словами, переходить в другую крайность — намеренно подвергать риску, а сюда относятся и семейные заплывы в запрещенных местах, неверно, и с точки зрения безопасности, и точки зрения психологии. Ведь в таком случае жажда экстрима может быть не удовлетворена, а только подогрета. Причем самими же родителями. И когда у детей есть их пример, какой им смысл считаться с любыми запретами, в том числе и с тем, что купаться запрещено. Разрешать детям купаться в запрещенных местах под присмотром взрослых — это все равно, что отпускать ребенка переходить дорогу на красный свет с ведома мамы.
Такая экстремальная наука жизни уж точно не самый лучший опыт для подростка. Мы ведь пока не живем по закону дикой природы — «выживает сильнейший». В этом контексте вспоминается история «Союза морских пехотинцев Югры» под руководством небезызвестного Руслана Вышкурцева. Несколько лет назад его сплав с детьми по Волге чуть не закончился бедой. Группа попала в шторм. Лодка перевернулась. Оказалось, организаторы о своем путешествии с детьми никого из спасателей не предупредили. И вот на этой неделе стало известно, что «вышкурцевцы» снова чуть было не наступили на те же грабли. Хотели организовывать сплав по Оби. Однако правоохранительные органы этого не допустили.
Очевидно, родители юных морских пехотинцев убеждены, что подобные походы — это как раз тот самый опыт, без которого не обойтись сегодняшнему подростку. Но где проходит грань между школой жизни и откровенной угрозой жизни? И на этот вопрос в первую очередь должны найти ответ не правоохранительные органы, не школа, не патриотические организации, а сами родители. Они первые, на ком лежит ответственность за безопасность собственных детей. Да и почему сегодня простые, казалось бы, вещи, окружающие современного ребенка, таят в себе столько опасности для жизни? Слово нашему эксперту.
«Вообще можно, конечно, сказать, что идёт рост таких происшествий. Связан он, как правило, не с тем, что меньше, допустим, смотрят или меньше уделяют внимания вопросам безопасности. Чаще всего это связано с тем, что наше общество развивается, больше развивается именно индустриализация общества, предоставление каких-то новых услуг, и так далее. Соответственно, дети у нас зачастую попадают в такие ситуации, когда они себя не могут защитить, толком меры безопасности ещё не проработаны. К лету, как правило, учащаются случаи происшествий на воде, поскольку лето у нас хоть и короткое, но бывают жаркие дни и детям, естественно, охота покупаться. Это, в свою очередь, приводит к трагедиям. Но что касается того, что что дети надлежащим образом не защищены, в первую очередь, конечно, ответственность должна лежать на родителях. Поскольку непосредственно до до четырнадцатилетнего возраста родители у нас обязаны осуществлять уход за ребёнком, поскольку ребёнок до данного возраста является малолетним, и в силу своего малолетнего возраста он не может в полной мере защитить себя от тех или иных внешних негативных воздействий. Понятно, что с учётом того, что у нас постоянно рабочая неделя, люди заняты, зарабатывают деньги и на жизнь, на развитие и так далее, не всегда могут уследить. Но в первую очередь это, конечно, воспитание, которое должны родители своим детям дать. То есть, по мерам безопасности на воде, поскольку в городе Сургуте у нас нет оборудованных пляжей, нет водоёмов, которые соответствовали бы санитарным нормам. То есть, родители, соответственно, должны предупреждать детей о том, что нельзя ходить на такие водоёмы. Либо они должны в сопровождении быть взрослых, родителей или опекунов. Вот эти моменты, они у нас не всегда проработаны», — прокомментировал Сергей Шмонин.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале